Кумыкский мир

Культура, история, современность

Просветительские мотивы в творчестве Ибрагима из Эндирея

В конце XIX – начале XX вв. религиозное просвещение в Дагестане вступило в новый этап своего развития, характеризующийся широким распространением в Дагестане мусульманской литературы, ее глубокого изучения и последующего переложения литературных текстов на языки народов Дагестана.

В связи с увеличивающимся распространением ислама, восприятием его широкими массами как своей исконной религии, растет и влияние мусульманских факторов на дагестанскую, в том числе и кумыкскую литературу. Распространение письменности на основе арабской графики (аджам), рост образования, прежде всего мусульманского, распространение грамотности – все это начинает отражаться и в литературе. Поэты насыщают свои произведения ссылками и реминисценциями из Корана и хадисов, все чаще обращаются к известным кораническим сюжетам и персонажам. Все это, на наш взгляд, говорит о том, что дагестанские поэты вышеупомянутого периода имели своего достаточно подготовленного, мусульмански образованного читателя, способного по отдаленным намекам и ссылкам угадать тот или иной исламский мотив, используемый автором.

В этот период в дагестанской, в том числе и кумыкской культуре и литературе наряду с просветительскими, доминируют идеи религиозного единства, сохранения чистоты мусульманской веры и заложенных в ней нравственных ценностей. При этом просветительские и религиозные идеалы, разумно и естественно сочетаясь в творчестве кумыкских поэтов, нисколько не противоречили друг другу, как это представлялось в советский период развития науки.

В начале XX века вышли в свет в типографии М.-М. Мавраева несколько десятков книг кумыкских авторов.

Среди большого количества кумыкских дореволюционных авторов, обделенных вниманием дагестанских литературоведов можно назвать имя Ибрагима сына Магомеда из Эндирея.

Ибрагим из Эндирея является автором сборника назмов «Манзумат ал-Ибрагьим» («Назмы Ибрагима»), подготовленного к изданию Элдарханом сыном Дакая из Эрпели и изданного в исламской типографии М.-М. Мавраева в г. Темирханшура в 1910 году. Так же до революции в названной типографии вышли еще две его книги: «Китаб жан Расул» («Книга об отдельных моментах жизни пророка Мухаммада»). Темирханшура: тип. М. Мавраева, 1907. – 16 с.; «Китаб муршид ан-нисван» («Наставления для женщин»). Темирханшура: тип. М. Мавраева, 1910. – 110 с. В последней изложены вопросы семьи и быта, морали и этики, взаимоотношений между мужем и женой, между братом и сестрой, между родителями и детьми и т.д.

В статье «Къыраатханалар этейик» («Давайте создадим избычитальни») автор пишет о необходимости создания в каждом маленьком селении одной избы-читальни, в больших населенных пунктах по два-три. Далее он дает определение данного термина и пишет: «Изба-читальня – это домик, где читают книги, газеты. Там должны быть различные, полезные для народа книги, газеты. Там нужно собираться в неделю два или три раза. Эти избы-читальни за счет народа, нужно снабдить литературой на кумыкском, арабском, кырымском, казанском, русском, горских языках и из других далеких стран. Нужно выбрать людей, умеющих хорошо читать, чтобы разъясняли людям. Затем нужно говорить о полезных для мусульман вещах и вместе обсуждать их. Потом нужно собираться в каждую воскресную ночь по одному человеку с каждого селения в округе. Затем с каждого округа нужно выбрать людей, чтобы они раз в месяц собирались в области. После этого, если люди с каждой области захотят встретиться, то можно собраться в Петрограде или в Баку. Пусть Аллах даст силы мусульманам, сделать так» [1; 2].

Ибрагим из Эндирея глубоко переживал по поводу отставания своего народа от передовых наций мира, и поэтому в качестве необходимого условия прогресса, естественно, называл развитие наук, призывал проснуться от спячки, вести более активный образ жизни. Как известно, мусульманский мир к началу ХХ века переживал нелегкие времена. Вынужденная конкуренция с самыми развитыми нациями обнажала некоторые слабые стороны традиционных обществ. Главная задача автора данной статьи – убедить современников в необходимости активного отношения к жизни, оптимизма, стремления к достижению более высокого уровня жизни, что должно привести к главной цели – развитию духовности и знаний. В какой-то степени эти идеи противоречат основным мотивам поэзии Ибрагима из Эндирея, где в содержание понятия «знание» он включал в основном, религиозный его компонент. В них часто встречаются призывы оставить все земные помыслы и устремиться к миру, который ждет человека за порогом смерти и весьма ощутима их направленность на обесценивание мирского и возможно, это связано и со временем их создания. В конце поэтических произведений в основном он указывает год написания, и часто указываются 1905-08гг. Получается, что они создавались автором в более раннем возрасте. Вероятно и то, что на Ибрагима из Эндирея позже повлияли идеи джадидистов, которые стремились совместить исламские ценности с достижениями европейской науки и философии.

Как пишет М.Т. Степанянц «Реформаторская интерпретация онтологического аспекта концепции бога дает основание для нового, соответствующего духу времени толкования проблемы места и роли человека в мироздании. Признание за ним определенной степени свободы воли не только оправдывает самостоятельность человеческих усилий, направленных на преобразование земной жизни, но возводит их в моральный, религиозный долг. Не мирская отрешенность, аскетизм, поиск индивидуального спасения, а активность, действенность в борьбе за переустройство общества на новых гуманистических началах являются главными этическими принципами религиозных реформаторов» [2; 106].

Мусульманские реформаторы полагали возможным достижение человеческого совершенства лишь в лоне гармонично развивающегося общества. В свою очередь социальный прогресс осуществлялся, в соответствии с их убеждениями, при условии исповедания истинной религии, которая сама должна давать санкцию на разностороннюю научную деятельность человека, как основу его благополучия и процветания.

Рассматриваемую статью автор завершает небольшим стихотворением, в которой подытоживаются высказанные им мысли:


Билегенлер китап охур,
Билмейгенлер тынглар гьаман –
Аста-аста бары халкъны
Таяр къылыкълары яман.

Жагьиллени онгармагъа
Насип болур бу иш булан.
Анда билген хабарларын
Айтар алар заман-заман. [1;2]

Знающие будут читать книги,
Не знающие будут слушать –
Потихоньку у всех людей
Отойдут плохие качества.

Невежд подготовить
Будет возможно с этим делом.
То, что узнали там
Будут рассказывать время от времени.

Все произведения Ибрагима из Эндирея посвящены идее религиозного, исламского просветительства. Поэт разъясняет людям, как следовать предписаниям ислама, и в первую очередь, неукоснительно соблюдать пять его столпов: признавать единство и могущество Всевышнего и Мухаммада его посланником, исполнять ежедневную пятикратную молитву-намаз, подавать налог в пользу нуждающихся мусульман-закат, совершить паломничество-хадж в Мекку, если позволяют средства. Гючю барлар байтуллагьгъа барайыкъ, Тавап этип Маккадан айланайыкъ, Мадинада загьид болуп къалайыкъ – Я Расул деп алдына йыгъылайыкъ. Беш намазны имам булан къылайыкъ, Жамаат агьлюлерден биз болайыкъ, Уьягьлюбизге де къылдырайыкъ – Шаръат буюрагъан кюйде турайыкъ [1;2] У кого есть возможность, давайте совершим хадж, Кругами обойдем Мекку, В Медине останемся – Сказав: «О посланник», падём пред ним. Пять молитв совершим с имамом, Будем вместе с джамаатом, Научим и жен совершать (намаз) – Будем жить по шариату.

Творчество Ибрагима из Эндирея – это образец религиозной, исламской нравоучительной литературы. Главная цель человека здесь – нравственное совершенство – условие, при котором возможно достижение Истины. Среди качеств, способных привести человека к высшему знанию, мы встречаем милосердие, сочувствие, довольство, безразличие к материальным благам и итог всего этого – любовь и вера во Всевышнего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ибрагим из Эндирея. Къыраатханалар этейик // «Ёлдаш». – 27 февраль 1998. (на кум. яз.).

2. Степанянц М.Т. Восточная философия. – М., 1997.

Источник: Материалы IV Международной научно-практической конференции «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (11.12.2009, Уфа.)


Дополнение

Изучение жизни и поэтического творчества Ибрагима из Эндирея, сводится в основном к исследованию вышеназванного сборника «Назмы Ибрагима». Объем этого издания составляет 72 страницы и включает в себя 48 произведений автора. Стихотворения поэта вместо названий имеют нумерацию: «1-нчи назму» (первое назму), «2-нчи назму» (второе назму) и т.д. Мы можем предположить, что жизнь и творческая деятельность Ибрагима из Эндирея приходится на последнюю треть XIX - первую четверть XX вв. В одном из своих, можно сказать автобиографических произведений поэт, размышляя о суетности всего мирского, и о своей жизни пишет:


Мен языкъ бош юрюдюм,
Заманымны оьтгердим,
Дюньяны татли гёрдюм –
Сен рагьму айла, Раббим.

Отуз санагьа гирдим,
Напс гьавада юрюдюм,
Душманым ювукъ гёрдюм –
Сен рагьму айла, Раббим.

Я, - бедняга, ходил, бездельничал,
Проводил время,
Мир видел сладким -
Ты будь милосердным, мой Господь.
Вошел в тридцатилетний возраст,
Ходил во власти нафса,
Врага принимал за друга –
Ты будь милосердным, мой Господь.

По данному произведению, на наш взгляд, можно установить некоторые биографические данные о поэте, в частности приблизительную дату его рождения. В конце стихотворения Ибрагим из Эндирея упоминает дату его написания:


Бир минг уьч юз йигирма
Алтынчы йылда экен,
Ибрагьим тилеб сизден –
Дуа васият этген.

В тысяча триста двадцать
шестом году,
Ибрагим прося у вас –
Завещал делать дуа.

Таким образом, если в 1326 году по хиджре, что соответствует 1908 году по григорианскому летосчислению, ему было тридцать лет, то год его рождения приходится приблизительно на 1877-1878 годы. Также, в других произведениях поэта просвечиваются и другие данные биографического характера, в частности, информация о том, что он довольно рано, в тринадцатилетнем возрасте, остался круглой сиротой, что мать его звали Абидат, что предпочитал уединенный образ жизни и т.д.

Также из произведений автора вытекает возможность того, что он имел дружескую связь, творческие контакты с религиозными деятелями Карачаево-Черкесии. Ибрагим из Эндирея в конце своих некоторых произведений пишет, что написал то или иное стихотворение, например, в Карачае, в местности Ташкёпюр, Язлыкъ (Джазлык), Чегем, Теберда. Все они являются до сих пор существующими административно-территориальными единицами Карачаево-Черкесской Республики.

Следует отметить, что кумыки с давних пор имели тесные торгово-экономические и культурные связи со многими народами Северного Кавказа, в частности, с кабардинцами и карачаевцами. Как пишет Т.Ш. Биттирова: «В личных библиотеках просвещенных балкарцев и карачаевцев получила наибольшее распространение книга «Гюлбахча» Шихаммата кади Эрпелинского». Также «центрами торговли между кабардинцами, карачаевцами и кумыками были Аксай и Эндирей».

Есть также предположение о том, что «первым человеком, распространявшим ислам среди карачаевцев, был Али-эфенди сын Асадуллаха из кумыкских тюрков. Али-эфенди ибн Эсед, будучи имамом, в черкесском селении Хотох-шоко в Кабарде по приглашению вали Карачая Ислам Керим Шамхала, в 1710 году прибыл в Карачай и остановился в селении Картджурт, где начал распространять ислам среди карачаевцев. Он до конца своей жизни в качестве главного муллы Карачая, вместе со своим зятем Хасаном-эфенди (из крымских тюрков) продолжал исламизацию края. Кроме того, Апи-эфенди ибн Асадуллах и Хасан-эфенди являются основоположниками двух карачаевских родов (Алиевых и Хасановых). После смерти Али-эфенди исламизацию Карачая продолжил шейх Абдулла из Бухары. Прибыв из Бухары, женившись на девушке из карачаевского рода «Кипке» и обосновавшись в селении Давут, Абдуллах из Бухары проявил огромное усилие и большую деятельность по распространению и укреплению ислама среди карачаевцев. Будучи главной муллой Карачая после Али-эфенди, он особое внимание уделял проблемам исламского образования. Вместе со своим учеником и шурином Айса Кипке, он впервые открыл медресе в карачаевских селах». Все это еще раз подтверждает наличие тесных культурных связей между кумыками и карачаевцами.

Есть произведение, где указано, что оно написано в Эски-юрте, возможно ныне селение Толстой-юрт, Чеченской Республики: («шу назмуну Эски-юрт, Исси сувда айтгъан бараат гече 1325-нчи йылда») («это произведение рассказал в Эски-юрте, в «ночь предопределения» в 1325 году»). Это говорит о том, что дагестанские ученые-богословы, поэты поддерживали самые тесные контакты, как между собой, так и с религиозными деятелями Северного Кавказа.

Ибрагим из Эндирея до конца верил в возможность исправления человеческого общества, в целительную силу поэтического слова. Он творчески интерпретировал коранические мотивы, исламские предания, хадисы и т.д. Любовь к Богу в понимании Ибрагима становится равнозначной любви к людям, народу. Ибрагим из Эндирея жил в непростое время. Кризисное состояние мира на рубеже веков, известные социальные потрясения начала XX века не могли не оказывать влияния на умонастроения людей, лишая их привычных ценностных ориентиров, идеалов и культурных традиций. Потому так возрастает в этот период роль художника, поэта с его поистине пророческой миссией - возродить духовность, вернуть людей к общечеловеческим ценностям, заложенным в исламе, идеалам справедливости, гуманизма. В его творчестве исламские мотивы приоб-рели характер мировоззренческой концепции, повлияли на особенности его поэтики, обусловили жанровое своеобразие его поэзии.

Яркая творческая личность Ибрагима из Эндирея достойна самого внимательного изучения. Историческая память обязывает не только восстановить и изучить его художественное наследие на современном научном уровне, но и добиться наиболее полного прочтения глубинных философских, религиозных мотивов его творчества.

Акамов Абусупьян Татарханович
к.ф.н., снс ИЯЛИ ДНЦ РАН (г. Махачкала)

Размещено: 22.01.2012 | Просмотров: 2610 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.