Кумыкский мир

Культура, история, современность

«Хазарская мадонна» («Хазар анасы»)

Из статьи "Языческие культы у гуннов Северо-восточного Кавказа"

Представляет собой оригинальную бронзовую подвеску (своего рода симбиоз язычества и христианства) - медальон с изображением женщины с младенцем на руках - названная учеными "хазарская мадонна"1).

Обнаружена археологами на территории Засулакской Кумыки (Северный Дагестан) в одной из катакомб одного из раннесредневековых (VII - нач. VIII в.) хазарских городов Беленджера (Чирюрта). Подобная ей подвеска найдена и в районе Кисловодска.

Фотоизображение "хазарской мадонны" нами использовано в оформлении главной страницы нашего сайта.

Рисунок[...] М. М. Маммаев интерпретировал эту подвеску как амулет с изображением христианской богородицы2). Однако есть основания полагать, что смысловая нагрузка изобразительного сюжета указанной подвески несколько иная.

Центр композиции подвески составляет фигура в виде восьмиконечного креста, помещенного в рамку концентрической формы. М. М. Маммаев рассматривает эту часть подвески как монограмматический крест-хризму3). Известно, что крест-хризма представлял собой монограмму букв X и Р4); вписанный в круг крест-хризма приобрел форму "колеса с шестью спицами"5) - шестиконечного креста. Фигура восьмиконечного креста, оставляющего основу подвески6), может быть рассмотрена как солярная символика - изображение солнца в движении. Круг с вписанным в него четырех, шести- или восьмиконечным крестом является древним солнечным знаком, известным у многих народов7). Украшенная елочным орнаментом рамка, в которую помещен солярный символ, является, по нашему мнению, стилистическим изображением ветви священного дерева, так называемого "древа жизни", символизирующего плодородие и изобилие. Филигранные или штампованные пояски в виде "плетенки", "веревочки", "рубчика", "елочки" составляют одну из характерных особенностей в оформлении предметов вооружения конского снаряжения и украшения в кочевнических древностях Восточной Европы и Средней Азии V-VIII вв. н. э.8) Сюжет "древо жизни" был одним из основных в средневековом искусстве Дагестана. Он зафиксирован в орнаментике керамических сосудов, а также в металлопластике. Шаровидные выступы, имеющиеся в центре композиции, а также на ветви "священного дерева" могут быть рассмотрены как символы его плодов.

В верхней части подвески помещено оплечное изображение женщины с ребенком, выполненное условно-схематически, с едва намеченными чертами лица. Изображение женщины резко возвышается над основной композицией подвески, в то же время изображение лежащего на руках матери ребенка, не выходит за пределы рамки, являясь верхней ее частью, смыкающей концы ветви "древа жизни". Длинные косы женщины плавно спускаются к рамке, охватывая и, тем самым, объединяя в единое целое композицию изобразительного сюжета подвески, отличающуюся лаконичностью и емкостью выразительных средств.

Как нам представляется, на подвеске из катакомбного погребения Верхнечирюртовского грунтового могильника в образе женщины изображена языческая богиня плодородия, мать-земля, дарующая всяческое изобилие и плодородие (древо жизни и плодородия, рождающееся под действием живительного солнечного тепла (центральная композиция солярного знака в обрамлении ветки священного дерева). Ребенок в данном сюжете олицетворяет, видимо, идею вечности и возрождения жизни.

Культ Великого женского божества известен у многих народов в пантеоне под именем богини Умай9). В древнем искусстве Великая богиня изображалась в виде женщины, фигура которой украшалась земледельческими символами (ветви дерева, многолучевые кресты10)), известны также изображения Великой богини в образе матери, кормящей грудью ребенка11) [...]

Примечания:

  1. Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М.: "Наука". 1983. С.165; Маммаев М. М. О христианских символах и сюжетах в средневековом декоративно-прикладном искусстве Дагестана. - В кн.: Дагестанское искусство знание. Махачкала, 1976, с. 97-102.
  2. Маммаев М. М. Указ.соч. С..97.
  3. Маммаев М. М. Там же, с. 100.
  4. Банк А. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.; М" 1966, с. 13, рис. 18-19.
  5. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 300.
  6. Рыбаков Б. А. Язычество..., с. 297-298; Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси. - СА, 1960, № 4, с. 59.
  7. Засецкая И. П. Золотые украшения гуннской эпохи. Л., 1975, с. 11, табл. 1, 5-7; Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981, рис. 3 (16, 29), 5 (24), 7 (3, 6).
  8. Маммаев М. М. О происхождении одного дагестанского орнаментального мотива, с. 149, 152, рис. 1-3; Он же. О семантике сюжета борьбы двух коней на зооморфных пряжках Дагестана VIII-X вв. - В книге.: Мифология народов Дагестана. С.28, рис.1, 2.
  9. См.: Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980. С. 68.
  10. Там же, с.69.
  11. Масон В.М. Алтын-Депе. Л., 1981, табл.VIII(1-5), IX (3, 5,7), XI (3,5,6)

Опубликовано:
"Обряды и культы Древнего и Средневекового Дагестана". Сб. статей. Махачкала.1986. С.90-109.

Размещено: 28.06.2005 | Просмотров: 4406 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.