Кумыкский мир

Культура, история, современность

Ал-хазар и ат-турк в произведениях средневековых арабо-персидских ученых

Наша справка

КАЛИНИНА Татьяна Михайловна - канд. ист. наук., ст. науч. сотр. Института всеобщей истории РАН. Окончила исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1970 г.) и аспирантуру Института истории СССР АН СССР (1974 г.). Кандидат исторических наук (1977 г.). Ответственный секретарь ежегодно проводимых Чтений памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто.

Тема исследований: известия средневековых арабо-персидских источников по истории Древней Руси, сопредельных народов и государств Европы.

 

В последние годы археологами выявлены хазарские археологические комплексы, в которых явственно прослеживаются центральноазиатские аналогии (Плетнева, 1999, С. 173-175,191-194,205; Ковалевская, 2000, С. 178, 188, 214). Этим наблюдениям, сделанным исследователями материальной культуры, имеются прямые параллели в известиях о хазарах у средневековых арабо-персидских писателей.

Одна из распространенных тем в арабской литературе - генеалогия народов. Средневековые арабы пользовались библейской генеалогией, по которой люди произошли от Адама, но разделились на расы после потопа, когда у Ноя (араб. Нух) родились сыновья - Сим (араб. Сам), Хам и Яфет (араб. Йафис). Хаму принадлежала Африка и близлежащие земли, Симу - «наилучшие», центральные страны, такие, как Аравийский п-ов, Ирак и Иран, Византия и т.д.; Яфету же достались территории севера и востока ойкумены, соседствующие с владениями Сима. Ат-Табари (838-923) называл среди потомоков Яфета ал-хазар (хазар) и ат-турк (тюрков) [а-Таbаri , 1879,1, С. 216-218 (араб. текст)]. Ал-Йа'куби (ум. 897 или 905), обращаясь к библейской родословной, писал, что от одного из детей Яфета - Маша - произошли ат-турк и ал-хазар [аl-Ja’kubi. Нistoriae, 1883,1, С. 13,17 (араб. текст)]. Ибн Кутайба (828-889) тоже причислял к ним ат-турк и ал-хазар [Ibn Соteiba, 1850, С. 14 (араб, текст)]. Рассказывая о постройке Дербента персидским царем Ануширваном, арабский писатель Ибн ал-Факих, написавший свою книгу в 903 г., отметил, между прочим, что город Баланджар внутри земли хазар построил Баланджар, сын Яфета [Ibn аl-Fakih, 1885, С. 293 араб, текст)]. Са'ид ибн ал-Битрик (христианский писатель, звавшийся по-иному Евтихием Александрийским и живший в X в.) среди «детей» Яфета называл ат-турк, ал-хазар и еще ал-хазаран [Seippel, 1896, I, С. 53 (араб, текст)]. У ал-Мас'уди (ум. 956) отмечались жившие «под Козерогом», т.е. на севере, потомки Яфета, среди которых были ат-турк и ал-хазар [Масoudi, 1864, III, С. 66 (араб, текст и франц. пер.)]. Он повторял также сведения из книги ал-Иа'куби о принадлежности стран и народов яфетидам, где ал-хазар и ат-турк названы рядом [Масoudi, 1861,1, С. 78-79 (араб, текст и франц. пер.)]. В анонимном произведении «Мухтасар ал-'аджа'иб», чьи сведения датированы X в., ал-хазар и ат-турк относились тоже к потомкам Яфета (Мухтасар ал -'Аджаиб, 1983, С. 196 - пер.)1) . Как «детей» Яфета упоминал, среди прочих, тюрков и хазар Мутаххар ибн Тахир ал-Макдиси (2-я пол. X в.) [еl-Маqdisi, 1903, III, С. 28 (араб, текст)]. Ибн Хаукал  (2-я пол. X в.) отмечал, что хазары - «род из потомков Яфета» (Ibn Наuкаl, 1938,1, 110). Ал-Бакри (ум. 1094), со ссылкой на Са'ида ибн Мусеййаба (VIII в.), называл потомками Яфета ат-турк, не упомянув ал-хазар [Куник, Розен, 1878, I, С. 18 (пер.)] вероятно потому, что его конкретная информация о хазарах восходит к другому, чем в генеалогическом фрагменте, первоисточнику - ал-Истахри (ок. 849/50 - 934) [а1-Вакri, 1992,1, С. 446-448 (араб, текст)]. В другом же месте ал-Бакри, следуя иному авторитету, называл среди «детей» Яфета и ат-турк, и ал-хазар [аl-Вакri, 1992,1, С. 87-88 (араб, текст)]. В труде Гардизи (XI в.), со ссылкой на Ибн ал-Мукаффу (VIII в.), утверждается, что Яфету достались земли ат-турк и прочих народов; при этом среди ат-турк Гардизи называл хазар [Гардизи, 1973, С. 25-26 (перс, текст), С. 41-42 (пер.)]. Анонимный персидский историк, автор труда «Муджмал ат-тава-рих» (1126 г.), тоже считал тюрков и хазар яфетидами (Новосельцев, 1990, С. 78). В энциклопедии египетского ученого ал-Калкашанди (1355-1418), отразившего в своем кратком рассказе о хазарах информацию ученых IX-X в., упомянуто, что округ третий, т.е. страна хазар, «восходит к Баланджару, сыну Яфета» [ал-Калкашанди; 72 (пер.)].

Но не только библейские версии разделения Земли бытовали в арабской литературе: была также распространена персидская традиция, по которой первый владыка Земли Афридун (иранский Феридун) разделил Землю так, что восточная часть досталась его потомку Туджу и была населена народами Китая (ас-Син) и тюрками (ат-турк) [Ibn Khordadhbeh, 1889, С. 15-16 (араб, текст); Ибн Хордадбех, 1986, С. 60 (пер.); al-Masudi, 1894, С. 37 (араб, текст); аль-Бируни, 1957, С. 3 (пер.); аль-Бируни, 1975, 113 (пер.)]. К тюркам многие писатели относили и хазар. В труде ат-Табари тюрки, вместе с ас-Сином (Китаем), рассматривались как потомки персидского царя - основателя Афридуна, который, в свою очередь, сопоставлялся ат-Табари с библейским Ноем [аt-Таbari, 1879,1, С. 216-218 (араб, текст)].

В X в. анонимный персидский автор труда «Границы мира» («Худуд ал-'Алам»), пользовавшийся многими трудами предшественников и составивший свое собственное, основанное на книжном знании, впечатление о расселении людей на Земле, утверждал, что 65 различных народов, населяющие северную часть Земли, и в их числе хазары, «являются видами тюрков» (Ниdud al-Alam, 1937, С. 101). Гардизи описывал отдельные видов тюрков, «как я нашел его в книгах», - писал он [Гардизи, 1973, С. 26 (перс, текст), С. 42 (рус. пер.)], откуда понятно, что он собрал сведения о тюрках из разных источников. Среди тюрков, их территорий и маршрутов названы: карлуки (халлух), кимаки, ягма, киргизы, обитатели Тибета (ат-Туббат) и дороги туда, жители Барсханы и пути к ним, тогузгузы и их дороги, Китай (ас-Син) и маршруты в эту страну; далее речь идет о печенегах, хазарах, буртасах, булгарах, мадьярах, славянах, русах, стране ас-Сарир, аланах, области Хайзан (джикилях и тюргешах [Гардизи, 1973, С. 25-41 (перс, текст), С. 41-62 (пер.); Маrtinez, 1982, С. 153 (анг. пер.)]. Таким образом, Гардизи называл среди тюрков народы, к ним не принадлежавшие, в том числе такие хорошо известные в XI в., как население Китая, Тибета, славян, русов, алан и др. Схожие представления - о принадлежности к яфетидам хазар, тюрков, русов, булгар, буртасов, славян, Китая (ас-Син) - встречаются в труде «Муджмал ат-таварих» (Новосельцев, 1990, С. 78).

Причина таких взглядов выясняется из «Книги о животных» Марвази (XI - первая четверть XII в.). Он передал те же сведения, что и Гардизи, о тюрках, используя, видимо, тот же оригинал, но добавив свои данные. Среди тюрков он назвал, кроме приведенных у Гардизи, еще гузов и северные народы - ису, йура, неких «жителей приморья». Для Китая Марвази отвел отдельную главу, исключив таким образом эту страну из числа областей тюрков. В конце раздела о тюрках Марвази привел фрагмент, аналогичный таковому у Гардизи, об упоминании всего, что удалось узнать о тюрках из разных книг. А далее, со ссылками на Гиппократа и Галена, он привел рассуждения о народе сурмат (читай: савромат) с маленькими глазками и узким их разрезом, жившем в холодной части Европы, и о тюрках, тоже живших на севере, в холодном климате [Маrvazi, 1942, С. 35 (анг. пер.)].

Хотя в книге Гардизи фрагмента о савроматах нет, но общее сходство впечатлений о тюрках как жителях севера в трудах и анонимных персидских авторов X и XII вв., и Гардизи, и Марвази заставляют полагать, что авторы опирались на один первоисточник, в котором обитатели северо- и северо-востока Земли, и в том числе тюрки, приравнивались к сарматам античных писателей - жителям холодного Севера. Точно таким же образом античные и византийские ученые называли скифами или сарматами любых восточноевропейских «варваров», с которыми они знакомились. Основой этих взглядов была теоретическая посылка, что все живущие на севере, в холодном климате, являются тюрками, потомками Яфета, но не в этническом смысле, а скорее в теоретическом - так же, как у античных и византийских авторов все северные «варвары» были скифами или сарматами.

Ибн Хордадбех (ок. 820 - ок. 912/13), а вслед за ним Ибн ал-Факих ал-Хамазани, следуя античной традиции, располагали земли тюрков и хазар в Скифии [Ibn Кhordadhbeh 1889, С. 155 (араб, текст); Ибн Хордадбех, 1986, С. 125 (пер.); Ibn аl-Fakih, 1885, С. 7 (араб. текст)] Ибн ал-Факих, чье сочинение вобрало в себя множество книг предшественников, еще представил мир как птицу, левое крыло которой занимает народ хазар, позади же находятся народы машак и маншак, йаджудж и маджудж [Ibn аl-Fakih, 1885, С. 3 (араб, текст)]. Аналогичные материалы встречаются у более поздних авторов X в., таких, как ал-Мас'уди и Агапий Манбиджский, что говорит об общем первоисточнике этих данных: возможно, книге саманидского везира ал-Джайхани (конец IX - первая четв. X в.) или несохранившемся сочинении Ибн Хордадбеха. Ибн ал-Факих писал также, что тюрки располагаются между Хазарией (ал-хазар) и Византией (ар-Рум). Он называл Каспий Хорасанским и Хазарским морем ввиду близости его к народу хазар [Ibn аl-Fакih, 1885, С. 3, 8 (араб, текст)]. Ал-Мас'уди отмечал, что хазары - это вид оседлых тюрков, ал-хазар их называют арабы, по-тюркски же этот народ зовется сабир, а по-персидски - хазаран [al-Маsudi, 1894, С. 83 (араб, текст)]. Мутаххар ибн Тахир ал-Макдиси (2-я пол. X в.) считал, что хазары - это соседи тюрок [a1-Маqdisi, 1907, IV, С. 66, 67 (араб, текст)]. Таким образом, имена ал-хазар и ат-турк у многих арабских писателей оказываются рядом.

Разумеется, почти по каждому упоминанию имени ал-хазар существует обширнейшая литература. Так, в связи лишь с одним упоминанием ал-Мас'уди этнонимов хазар, хазаран и сабир как синонимов среди исследователей разгорелась дискуссия о возможном «наиглавнейшем» этнониме, давшем имя прочему народу. Но нет никакой возможности дать даже краткий обзор сути хотя бы одной дискуссии, т.к. работ по этому поводу насчитывается неисчислимое множество, начиная с конца XIX в., а затем сюда подключились археологи, предлагающие свои интерпретации. Поэтому я сознательно избегаю какого бы то ни было разбора существующих точек зрения: каждая имеет более или менее обоснованную аргументацию. Необходимо владеть в достаточной степени и археологическим материалом, и профессиональным сравнительным анализом тюркских, персидских, сирийских, армянских, еврейских источников, чтобы судить о большей или меньшей степени доказательности мнений. Считаю, что этого до сих пор никто не смог сделать. Я же могу только еще раз обратить внимание исследователей на такие известия о тюрках и хазарах средневековых арабо-персидских источников, где оба этнонима встречаются рядом, что служит весомым аргументом в пользу близости этих народов.

Как было отмечено выше, в некоторых случаях этнонимы ал-хазар и ат-турк встречаются вместе с упоминанием Тибета и народов «до Китая», что, помимо литературных влияний, подчеркивает отдаленность этих трех народов к востоку и, возможно, указывает на азиатскую их прародину в восприятии арабов.

Тюркская принадлежность или близость к тюркам хазар выявляется в целом ряде и конкретных деталей, переданных арабо-персидскими учеными. Так, при описании битв хазар и арабов на Кавказе в некоторых случаях ал-Йа'куби именовал хазар тюрками, не употребляя при этом этнонима ал-хазар [al-Jaqubi. Нistoriae, 1883, II, С. 375, 378, 395 (араб, текст)], что встречается и в других источниках [аt-Таbаri, 1889, II, С. 1200, 1217, 1453, 1472, 1667 (араб, текст); Ibn аl-Fакih, 1885, С. 287 (араб, текст)]. Он упоминал также о существовании верховного правителя хазар - хакана и его наместника, по имени Изид Булаш, а также одного из «царей» (малика) хазар - Рас Тархана [аl-Yaqubi. Нигопае, 1883, I, С. 203; II, С. 446 (араб, текст)]. Ат-Табари называл его Ас Тарханом [at-Tabari, 1901, III, С. 338 (араб, текст)], и эти имена считаются определенно тюркскими. Ал-Йа'куби при рассказе о расположении жилищ тюрков в городе Самарра отмечал, что среди них последними были дома хазар (аl-Yаqubi 1892, С. 262). Ибн Хордадбех упоминал, что глава хазар, как и владыки тюрок и тибетцев, имел титул хакан [Ibn Кhordadhbeh, 1889, С. 16 (араб, текст); Ибн Хордадбех, 1986, С. 60 (пер.)]. В книгу Ибн Русте вставлена записка византийского пленника Харуна ибн Йахъи со сведениями о европейских странах, и в этой записке было отмечено, что византийским императорам служила 10-тысячная тюркско-хазарская гвардия [Ibn Rosteh, 1892, С. 124 (араб, текст)]. У Ибн Русте отмечено также, что вера хазар схожа с верованиями тюрков [Ibidem, 139 (араб, текст)], а Гардизи, повторяя этот сюжет, прибавил, что сходство имеется с верованиями тюрков-огузов [Гардизи, 1973, С. 36 (перс, текст), С. 57 (пер.)]. У Мутаххара ал-Макдиси есть информация о том, что личную стражу византийского императора составляли тюрки и хазары [alaqdisi. 1907, IV, С. 67 (араб, текст)]. При описании восточноевропейских рек-реки Ал-хазар (Волги от нижнего до среднего течения) и впадающей в нее реки Буртас (идентификация спорна) - ал-Мас'уди отмечал, что на берегах этих рек живут тюрки, входившие в «общность государства Хазар» [Маsudi, 1863, И, С. 12 (араб, текст и франц. пер.)].

Следует отметить, что подавляющее большинство арабо-персидских ученых передавало и совершенно конкретную информацию о современном им местоположении хазар на Северном Кавказе и на Нижней Волге и тюрков - в Средней и Центральной Азии, об арабо-хазарских войнах на Кавказе, политическом строе, торговле, городах, быте хазар в восточноевропейских землях, как и вполне реальные данные о разных видах тюрков. Тем не менее, близость хазар и тюрков часто выделяется особо.

Примечания

1) В.Г. Крюков ссылается при этом на труд Ибрахима ибн Васиф Шаха (кон. XII-нач. XIII вв.) «Китаб 'аджа'иб ал-кабир», который он идентифицирует с «Мухтасар ал-'аджа'иб»; есть также точки зрения о том, что эти произведения являются не чем

 

Литература

Ковалевская, 2000: Ковалевская В.Б. Компьютерная обработка массового археологического материала из раннесредневековых памятников Евразии. М., 2000.

Маrquart, 1903: Маrquart J. Osteuropaische und ostasiatische Streifzuge. Leypzig, 1903

Магtinez, 1982: Магtinez Р. Gardizi оп the // АЕМА. 1982. Т. II.

Новосельцев, 1990: Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.

Пигулевская, 1946: Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже VI и VII вв. М.-Л., 1946.

Пигулевская, 2000: Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историграфия. СПб., 2000.

Плетнева, 1999: Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. М.-Иерусалим, 1999.

Издания источников и переводы

Ал-Бируни,1957: Аль-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Памятники минувших поколений // Аль-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Избр. произведения. М., 1957. Т. I.

Ал-Бируни, 1975: Аль-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Книга вразумления начаткам науки о звездах // Аль-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад. Избр. произведения. М., 1975. Т. VI.

Гардизи, 1973: Бартольд В.В. Извлечение из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар» // Бартольд В.В. Соч. М., 1973. Т. VIII.

Закарийа ал-Казвини, 1977: Демидчик В.П. «География» или «Памятники стран и предания о людях» Закарийа ал-Казвини. Душанбе, 1977.

Ибн Хордадбех, 1986: Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. Пер. с арабского, комментарии, исследование, указатели и карты Наили Велихановой. Баку, 1986.

Калинина, 1988: Калинина Т.М. Сведения ранних арабских ученых Арабского халифата. Тексты, пер., комментарий // Древнейшие источники по истории народов СССР. М., 1988.

Ал-Калкашанди, 1999: Григорьев А.П., Фролова О.Б. Географическое описание Золотой Орды в Энциклопедии ал-Калкашанди // Историография и источниковедение стран Азии и Африки. СПб., 1999. Вып. XVIII.

Куник, Розен, 1878: Куник А.А., Розен В.Р. Известия аль-Бекри и других арабских авторов о Руси и славянах. СПб., 1878. Ч. I.

Мухтасар ал -'Аджаиб, 1983: Крюков В.Г. Сообщения анонимного автора «Ахбар аз-заман» («Мухтасар ал -'Аджаиб») о народах Европы // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1981. М., 1983.

al-Bakri, 1992: Kitab al-Masalik wa-1-Mamalik d'Abu 'Ubaid al-Bakri / Edition critique avec introduction et indices A.P.Van Leeuween et A. Ferre Tunis, 1992. Vol. I-IV.

Alfraganus, 1669: Muhammedis Filii Ketiri Ferganensis qui vulgo Alfraganus dicitur. Elementa Astronomica, arabice et latine. Amstelodami, 1669.

Hudud al-'Alam. «The Regions of the World». A Persian Geography 372 A.H. - 982 A.D. / Translated and explained by V. Minorsky. With the preface by V.V. Barthold transl. from the Russian. London, 1937.

al-Huwarizmi, 1926: Das Kitab Surat al-ard des Abu Ga'far Muhammed Ibn Musa al-Huwarizmi / H. v. Mzik. Leipzig, 1926.

Ibn Coteiba, 1850: Ibn Coteiba's Handbuch der Geschichte... / F. Wiistenfeld. Gottingen, 1850.

Ibn al-Fakih, 1885: Compendium libri Kitab al-Boldan auctore Ibn al-Fakih al-Hamadhani// M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1885.

Ibn Haukal, 1938: Opus geographicum auctore Ibn Haukal (Abu'l-Kasim ibn Haukal al-Nasibi) ... «Liber imaginis terrae» // Ed. collatio textu primae editionis aliisque fontibus adhibitis J.H.Kramers. Lugduni Batavorum, 1938. Fasc. 1-Й.

Ibn Khordadhbeh, 1889: Kitab al-Masalik wa'l-Mamalik (Liber viarum et regnorum) auctore Abu'l-Kasim 'Obaidallah ibn 'Abdallah Ibn Khordadhbeh... // M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1889.

Ibn Rosteh, 1892: Kitab al-A'lak an-nafisa VII auctore Abu AV Ahmed ibn Omar Ibn Rosteh // M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1892.

al-Jakubi, 1892: Kitab al-boldan auctore Ahmed ibn abi Jakub ibn Wadhih al-Katib al-Jakubi // M.J. de Goeje. Leiden, 1892.

al-Ja'qubi. Historiae, 1883: Ibn Wadh'h qui dicitur al-Ja'qBb'Historiae // M. Th. Houtsma. Leiden, 1883. T. III.

Matpoudi, 1861,1863,1864: Macoudi. Les Prairies d'or// Texte et traduction par С Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. Paris, 1861. T. I; 1863. T. II; 1864. T. III.

el-Maqdisi, 1903, 1907: Le Livre de la Creation et de l'histoire de Motahhar b. Tahirel-Maqdisi attribue a Abou-Zeid Ahmed b. Sahl el-Balkhi ... // CI. Huart. Paris, 1903. T. Ill; 1907. T. IV.

Marvazi, 1942: Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India//Arabic text (c. A.D. 1120) with an English Translation and Commentary by V. Minorsky. London, 1942.

al-Masudi, 1894: Kitab at-tanb'h wa'1-ischraf auctore al-Masudi... // M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1894.

at-Tabari, 1879, 1889, 1901: Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarirat-Tabari / M.J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879. Ser. I; 1889. Ser. II; 1901. Ser. III.

Seippel, 1896: Rerum normannicarum fontes arabici... II A. Seippel. Christianiae, 1896. Fasc. I.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и Министерства образования РФ (грант 01-01-85004 а/у).


Источник: Хазары. Евреи и славяне. Т.16. Гешарим/ Иеруслаим/Москва. 2005. С.251- 258

Размещено: 30.04.2012 | Просмотров: 3173 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.