Кумыкский мир

Культура, история, современность

Итоги десятилетней деятельности КНД "Тенглик" и национальные задачи кумыкского народа

(Доклад на V-м съезде КНД "Тенглик" 27 мая 2000 года)

I. Некоторые итоги 10-летней деятельности КНД "Тенглик"

II. Национальные задачи кумыкского народа и задачи дальнейшего развития КНД "Тенглик"

I

Некоторые итоги 10-летней деятельности КНД "Тенглик"

Уважаемые делегаты!

Уважаемые гости съезда!

Сегодня мы собрались в этом зале на V съезд Кумыкского Народного Движения "Тенглик" как на важнейший этапный форум нашего народа.

Хорошо известно, что официальный отсчет своей истории мы начинаем со своего 1-го учредительного съезда, который состоялся 19 ноября 1989 г., а сейчас 27 мая - весна 2000 года. Прошло десять с лишним лет с того достопамятного дня, - составляющего целую эпоху на историческом пути развития нашего народа, эпоху - до краев насыщенную яркими волнительными событиями, поистине радостными и в тоже время тревожными, конечно, своеобразными свершениями и ошибками, но в большей степени верой и надеждой.

Что же изменилось в нашем национальном сознании, в целом обществе за это время? У многих на устах звучат одни и те же вопросы: чего мы добились? Не напрасно ли прошел поистине всеохватывающий великий возрожденческий подъем Кумыкского народа в защиту своих национальных прав и человеческого достоинства на стыке двух последних 10-летий уходящего века?

Чего больше нес этот буреносный подъем в народе: созидательно обновляющего в демократизацию многонационального дагестанского общества или же разрушительного в систему былых традиций. В наши дни в любой среде вы услышите мнение того или иного толка. Если мы с вами сегодня основательно поработаем над вопросами съезда, то, вероятно, получим возможность дать исчерпывающие ответы на вопросы как убежденных тенгликовцев, так и тех маловеров - скептиков, занимающихся самобичеванием за участие в драматических событиях из жизни КНД начала 90-х годов. Трудно сказать, чего больше - различий или общего между отдаленными 10-летием V-ым съездом и прошедшими съездами.

Во-первых, дни подготовки ко всем съездам сопровождались по отношению к лидерам Движения явными и скрытыми угрозами. Тогда - со стороны обкомовских чиновников, сейчас - со стороны единоэтнических с нами чиновников районного и республиканского уровня. Концентрированное выражение подобных угроз в адрес Кумыкского народа нашло в письме "культурно"-умничающего редактора газеты "Молодежь Дагестана" Г. Абашилова.

Несмотря на искажение главного вопроса повестки дня съезда, давайте выразим ему признательность за бесплатную рекламу "Тенглику" в его газете, благодарность за то, что его открытое письмо рассчитано, главным образом, на очень слабонервных, которых легко отпугнуть от участия в нашей работе; это дает нам основание сделать вывод - в зале в основном сидят люди твердого, независимого характера! Если I-му съезду была характерна неудержимая тяга людей включиться в его работу, охваченных всеобщим общенациональным порывом, то к V съезду, спустя 10-летие, мы встречаем и огромный интерес к нашей деятельности, и скептическое, нередко все отрицающее высокомерие по отношению к организации. Однако все больше в наши ряды приходят люди, умудренные опытом, мыслящая молодежь.

Если взглянуть на пройденный нами путь с высоты 2000 года, достаточно проверив себя и испытав свое окружение, можно сказать, что "Тенглик" тогда был своего рода единственной организацией в Дагестане. А ныне - движений вроде множество, а только единственный "Тенглик" является членом многих международных организаций.

И тогда, и сейчас перед нами со всей остротой стояла и стоит важнейшая общенациональная триединая задача. Нам, нашему народу, нужно было стряхнуть с себя вековую национальную беспечность и решиться на свершение таких шагов, которые в жизни Кумыков и всего Дагестана означали бы силу, равную очистительной и обновляющей силе любой революционной реформации прошлого.

Первая задача заключалась в том, что нашему народу, бездумно поверившему "чарам" коммунизма и советской власти, нужно было пробудиться от вековой спячки, вступить на путь борьбы за самосохранение, за отстаивание своих исторически наследуемых прав, за определение своего места и роли не только в истории Дагестана, ной в обширной геополитике Кавказа, России, в Мировом сообществе; словом, возродить в сознании Кумыков чувство собственного достоинства, неповторимой самобытности и страстное желание заявить об этом перед всем миром и, конечно, предъявить законный счет тем дьявольским силам, которые путем неимоверных ухищрений постепенно и поэтапно вели политику лишить Кумыкский народ всего того, что дано ему Аллахом и героическими предками называться самостоятельным народом: право на историческую память, собственную историю, культуру, территорию, на национальную собственность, экономику и политическую самоорганизацию.

Вторая задача вытекала из первой - в чрезвычайном порядке нужно было сделать так, чтобы народ быстрее понял и глубоко осознал то, что за годы советской власти его лишили чувства хозяина своей земли, своей малой Родины, среды своего обитания.

Советская власть отняла у Кумыков из их собственности землю и передала в распоряжение колхозов, совхозов, т.е. государству, а это значит в руки обкомов - опорных пунктов тоталитаризма на местах. А те, во имя социалистического интернационализма зачастую творили анти-национальную политику и по своему усмотрению перекраивали веками сложившиеся границы между народами и их землями, издевательски относясь к их историческим интересам. От подобного большевистского эксперимента больше чем кто-либо пострадал Кумыкский народ, так много отдавший победе революции и укреплению советской власти в стране.

Поэтому еще до организации "Тенглика" мы знали, что нашему народу потребуется не одно 10-летие борьбы за свое самоопределение и национальное достоинство!

Третья задача была по сравнению с первыми двумя чрезвычайно сложной. Ибо в нашем народе нужно было пробудить не только политическое сознание, но и волю, и сформировать готовность идти к свершению колоссальных изменений, если нужно и в политическом устройстве общества, всех устоев нашей жизни.

Сложность этой задачи состояла в том, что нужно было идти на ломку укоренившихся в сознании людей образа мышления и традиционных форм представлений о себе, своем окружении, самое главное - кому принадлежит первотворческое начало в преобразовании общества и государства; в конце концов, мы исторические Кумыки и наши предки являются и являлись единокровными наследниками древних Киммерийцев, Гуннов, Хазар, Кыпчаков и Шамхальства, которые не раз демонстрировали миру свою способность создавать огромные государственные образования. В этом смысле память нашего народа была загнана в его сознание так глубоко, что потребовалось 10-летие возрожденческой работы, чтобы она, память, начала давать своеобразно яркие всходы в нашей культуре.

Здесь не могу удержаться от вопроса, не совсем предусмотренного логическим ходом доклада: у нас сегодня столько ученых докторов, академиков, а до сих пор не знаем ни одного специалиста исследователя о государственных образованиях Кумыков древности и феодального средневековья. Это разве не свидетельство преступления нашего исторического самосознания?

Словом, нужно было поработать в народе, показать это на личном примере, чтобы создать обстановку самоответственности за собственную судьбу, что многое в жизни зависит от характера его воли к историческим действиям. Это качество за советское время начисто было стерто, многие люди были лишены не только исторической памяти, но и воли что-либо делать самостоятельно как общенародный коллектив. Все связывалось со спущенными сверху указами, декретами, циркулярными разрешениями, тс. первоправо человека и народа были переданы в распоряжение Компартии и монопольно созданного ею государственного режима; самому народу, на началах самоорганизации, разрешалось проведение лишь заказных праздников, юбилеев советской власти.

Эти порядки, приведшие людей к настоящему манкуртизму, были гибельны для будущего нашего народа.

Поэтому перед нами со всей остротой вставала задача скорейшего политического переустройства общества путем активного включения людей, пробудившегося национального сознания, в процесс ломки командно-тоталитарных порядков, созданных КПСС и ее монопольного господства в органах власти в центре и на местах.

Попытки изменить обстановку изнутри, будучи в партии, не увенчались успехом, режим умел выталкивать из своих рядов инакомыслящих. Отсюда вытекала задача создания демократически альтернативных организаций с участием широких слоев населения.

Так мы пришли к созданию Кумыкского Народного Движения "Тенглик" - первой общенациональной организации, которой предстояло в чрезвычайно сложной обстановке энергично и за очень короткий срок мобилизовать народ в поток движения в целях решения задач не только собственной судьбы, но и всего многонационального дагестанского общества.

Вот с чем, с какими глыбами проблем столкнулись мы в самом начале, когда работали над созданием Кумыкского Народного Движения. Я здесь не отделяю "Тенглик" ни от БК, ни от "Ватана", ни от последующих Кумыкских общественных формирований, каждый из них в силу своего характера бились над единой задачей - как преобразовать судьбоносные дела нашего народа, чтобы он стал более самостоятельным, политически суверенным, настойчиво требовательным и последовательным в защите своей исторически наследуемой национальной самобытности.

Я думаю, что каждый непредвзято мыслящий человек, более или менее участвовавший в деятельности "Тенглика", сможет ответить на поставленный в начале доклада вопрос: чего мы добились, не напрасны ли все наши старания, вес наши жертвы в громких событиях 1990-92-х годов.

Я со своей стороны, от имени Рескома, на подобные вопросы предлагаю один твердый ответ: - нет, не напрасно.

Мы добились многого, преодолевая многие препоны и трудности встававшие на нашем пути. Сделано немало, но то, что предстоит сделать несравнимо больше и значительнее.

Оно потребует от каждого из нас приложения героических усилий, мобилизации всего нашего потенциала.

Да, были успехи, были ошибки и упущения. О них мы говорили и будем говорить откровенно и честно, если хотим уверенно идти вперед. Поэтому пройденный нами путь, наш опыт требуют к себе взыскательного отношения, анализа, оценки и глубокого осмысления, чтобы не повторять эти ошибки в будущем, чтобы выбирать верные ориентиры и правильные тактические действия и гибкую стратегическую линию нашей дальнейшей деятельности.

Опережая многие факты и события, которые будут названы в докладе, скажу, тактика и стратегия наших действий изначально была мирная, народосберегающая, с позиции активного ненасилия. Несмотря на призывы недовольных нами, до сих пор осуждающих нас в этом оппонентов (о необходимости и неизбежности вооруженного решения проблем Кумыкского народа), мы неизменно придерживались и придерживаемся вышеотмеченной линии. Идея ненасильственного решения проблем народа легла философской основой в деятельность нашей организации.

Для того чтобы лучше понять, нужно взглянуть на предисторию этого вопроса. Ведь наша организация начала формироваться как образование небольших протестных групп, недовольных существующим положением вещей в республике и межнациональных отношениях, а затем, по мере роста, она превращалась в массовое явление. Что предшествовало возникновению "Тенглика"? Прежде всего стремление национально ориентированной части Кумыкского народа, интеллигенции и студенческой молодежи 70-80-х годов, повлиять на свою судьбу, заставить власти обратить внимание на непростые проблемы нашего народа, пагубные для его национального будущего, уничтожающие его национальный статус и в ближайшей перспективе чреватые его деэтнизацией.

Сложившаяся этнодемографическая ситуация обнажила постепенное исчезновение Кумыков, как нации, на собственной территории. Если Кумыки в предвоенные и военные годы составляли в своих районах 60-70 процентов населения (1939 г.), то к 1989 г. только 23 процента. Экстенсивное развитие хозяйственно-экономической жизни Кумыкской равнины и вызванная этим угроза экологической катастрофы, нарушение исторически сложившегося этнодемографического баланса в системе взаимосвязей "горы-равнины", а также национально-культурные последствия земельной реформы, волевое решение партийными властями проблем переселения, расселения, разукрупнение и укрупнение колхозов и совхозов, обернувшихся в конечном итоге "внутренней колонизацией" для Кумыков, плюс разрушение исторически сложившегося уклада жизни, сужение среды воспроизводства кумыкской этничности фактически стали реальной угрозой существованию Кумыкского народа.

Тогда многие понимали, что дело национального возрождения находится в прямой зависимости от решения вопроса - какое государство мы хотим строить, такое, которое даст нам возможность быстрее решить накопившиеся национальные проблемы с участием самого народа или какое-то другое. В поисках путей выхода из создавшейся кризисной ситуации еще в начале нашего пути наиболее мыслящая часть участников Кумыкского Народного Движения пришла к мысли - раз общая государственность (СССР, ДАССР) не смогла и не может создать твердые гарантии равноправного самосохранения и развития народов, в тоже время только национальная государственность может взять эту задачу на себя, то единственный выход из создавшегося положения - вести политику к ее образованию. Так возникла идея о национальной автономии и о необходимости своей государственности для того, чтобы обеспечить твердой опорой дело национального возрождения. "Тенглик", как общенародное движение, взяло эту задачу на себя. Но, как вы знаете, определение круга национальных проблем - это полдела. Если не найти организационные формы и рычаги, которые стимулировали бы самодвижение народа, дав ему почувствовать, что только он сам является творцом собственной судьбы, что он сам, а никто иной, является источником власти и закона и своего политического суверенитета как нации; значит конституция, творящая государство, должна выражать его волю, а не национального чиновничества. Так, или примерно так, формировалась наша национальная идеология в последние десятилетия.

Эти идеи будоражили умы почти всей дагестанской интеллигенции, в том числе и Кумыкской, измученной и уставшей от тотального диктата однопартийной системы.

Иметь идею - одно дело, а кто превратит ее в волю, тем более в общенародную, какие силы возьмут на себя задачу претворения идеи в жизнь - это совсем другое. Для этого народ должен найти в себе решительных людей. В середине 80-х годов в условиях демократического потепления в обществе на такой путь решилась и группа кумыкской интеллигенции. Решение это впоследствии для одних из них стало судьбой, а для других временным трамплином для того, чтобы добиться определенной карьеры. Пусть Аллах рассудит тех и других.

Так была заложена первооснова нашей организации, впоследствии названной Кумыкским Народным Движением "Тенглик". Инициативная группа из 10-15 человек, заявившая себя как "Оргкомитет Кумыкского Народного Движения за перестройку" в марте 1989 г. положило начало Движению.

Действуя строго в рамках утвержденного в своей среде Устава и идейных установок, КНД стало успешно проводить работу среди населения, завоевывая истинно народную популярность. В его ряды потекли сотни и тысячи людей, болеющих душой за свой народ. Такая форма активности и неожиданная мобилизация всего Кумыкского народа застала официальные власти врасплох. Поэтому они долго не могли найти реального противовеса этой организации, несмотря на то, что обкомом КПСС предпринимались экстренные меры и безуспешные попытки "сколачивания" контролируемых им "обществ", "центров" и неприкрытого психологического давления, в стиле пресловутых партийных "проработок" лидеров КНД; предпринимались попытки склонить руководство Движения к сотрудничеству, вкладывая в это слово свое собственное понимание.

КНД, как новый тип организации народа, не вписывался в ряд контролируемых и опекаемых обкомом КПСС и "прирученных" ею общественных организаций. Мы не желали идти в фарватере обкомовского курса, продемонстрировавшего, по мнению руководства движения, свою несостоятельность и бесперспективность.

Словом, организация формировалась на основе протестных групп малых самоинициативных объединений из лиц, обращающихся по проблемам Кумыкского народа в разные инстанции властей и партийных органов, а затем, по мере осознания остроты и глубины национальных проблем и методов их разрешения, постепенно и поэтапно становилось массовым явлением.

Говоря о 10-летней деятельности КНД, хочу обратить внимание делегатов на один немаловажный фактор. То самое предпринимаемое нами общенародное дело мы назвали не фронтом, не оппозиционной партией, а - сообразно менталитета Кумыкского народа - Движением.

И это совершенно неслучайно. Тем самым мы хотели подчеркнуть: во-первых, ненасильственный, мирный характер этого явления; во-вторых, что этот процесс не прихоть отдельных экстремистски настроенных личностей, как не раз пытались изобразить нас официальные печатные органы, а процесс самодвижения и самоорганизации народа, процесс его мирного революционного хода к своей собственной идентичности, процесс твердый и неотвратимый, в смысле отстаивания и защиты естественно-исторических интересов Кумыкского народа.

Мы ни разу не заявили о выходе из состава России, не искали выгоды только для своего народа, наоборот, в противовес этому неизменно подчеркивали - наше национальное спасение в единстве с демократической Россией, без преобразования которой невозможно идти вперед.

В этой связи нуждается в разъяснениях еще одна принципиальная позиция нашей организации. Возможно она не совсем укладывается в общепринятые представления политиков из мусульманского мира. Мы исходили из очень важного исторического тезиса, что для нас, для людей Тюркского сообщества, Россия не чужеродное явление, а свое кровнородственное. Поэтому свою точку зрения мы считаем наиболее реальной и стратегически оправданной. В отличие от многих политиков того времени и наших дней мы не питали никаких иллюзий насчет распада России, как единого и целостного государства; реальность такова, что этого самораспада как это, скажем, случилось с Советским Союзом, не будет. На то есть основательные доводы.

Во-первых Россия не та, что была скажем в 1990 г., она сейчас со всеми противоречиями более Русское государство, чем это было при Советском Союзе. В тоже время более многонационально многозначная страна по сравнению с тем, что было пять - десять лет тому назад, она многопартийная; народы, составляющие государственную целостность России сравнительно более суверенны, чем в годы Советской власти. Баланс многонациональных интересов, политических сил, рост национально-патриотического движения среди русского народа и других народов, соединенных многовековой историей, хозяйственно-экономическим укладом жизни, - сохранить Россию. Распад России, тем более работа в этом направлении, грозит всем составляющим ее народам и ее ближним соседям многими бедами, прежде всего неожиданным приходом к власти в этой огромной стране коммунистов или какого-нибудь диктатора хозяина атомного потенциала страны. Поэтому измельчание этой страны естественным образом приведет к геополитическим ненормальностям в расстановке сил во всей Евразии. Китайский "потенциал" обязательно выдвинется на передний план. Мы в оценке внутрироссийских проблем исходим из одной данности - страна, которую мы называем Россией столько Русская, сколько Тюркская и других населяющих ее территорию народов, в России столько же Тюркских народов, сколько в остальной части Тюркского мира.

Мы считаем, что спасение России в трех сущностях: для этого должно быть позволение небес, Великого Аллаха, внутренняя - свободная консолидация ее народов и всемерная, глубокая демократизация государственного устройства России без традиционного шовинизма и великодержавного фашизма. Как показало время, в России ни один народ в одиночку не добьется независимости, только со всеми вместе, путем дальнейшего наращивания демократизма, путем освобождения государственности от шовинистического угара, путем интернационализации государственности, путем мирным, цивилизационным, на основе свободного союза народов.

Возможно ли представить при Сталине, даже при Брежневе, скажем, Казахстан в одиночку пытался бы выйти из состава СССР? Тоже самое можно сказать об Азербайджане, Грузии и т.д.

Другой пример, можем ли представить распад колониальной системы на Африканском континенте Океании в начале 19 века, даже XX? Для сравнительного, мирного, спокойного решения этой проблемы такие страны как Англия, Франция, Америка (да и сами колонии также), должны были пройти эволюционный путь внутринационального, внутригосударственного развития демократизма.

На такой понятийно-политической основе наш народ выбрал себе путь активного самодвижения в собственную защиту, не объявляя ни против кого специальных фронтов. Ибо всякий честный Кумык не мог понять, почему его народ, внесшей столь много в дело государствообразования Дагестана и России; народ, сыгравший решающую роль в победе большевистской революции и установлении Советской власти в Дагестане; народ, без остатка отдавший весь свой экономический и людской потенциал за победу в Великой Отечественной войне, выталкивается на обочину истории, испытывает все "прелести" этноцидной дискриминизации, вся его историческая территория превращается в колонизационную зону; почему его братское отношение к обездоленным сталинскими репрессиями народам оборачивается для него национальной бедой.

Честный Кумык никак не мог смириться с тем, что первоначальное братское отношение с его стороны, наделением землей малоземельных горных хозяйств, фактически принимает форму сплошного нашествия и самочинного захвата, превращается в процесс выталкивания не только Кумыков, но и укоренившихся здесь Казаков, Немцев, Армян, Азербайджанцев. Притом делалось это нагло и издевательски с позволения высокопоставленных лиц.

Явно просматривалась политика, проводимая определенной частью руководства республики и населения, лишить Кумыкский народ прежде всего исторической памяти. Было принято считать Кумыкский народ пришлым, чужеродным явлением в Дагестане и это внедрялось в массовое сознание горцев, а раз пришлый - значит не хозяин, поэтому у Кумыков обкрадывалось все: история, земля, музыка, танцы и тюркское кровное родство.

Было заказано ученым обкомовского толка "доказать" недоказуемое, якобы с приходом Кумыков первохозяева приморской равнины были изгнаны в горы.

Так готовилась идеологическая почва для тихого захвата нашей территории. С другой стороны, велись научные атаки по отношению генетического родства кумыкского этноса. Внушались идеи, что Кумыки - не Кумыки и не часть Тюркского общенационального сообщества, а переродившиеся "дагестанцы с каким-то, когда-то приобретенным взаймы языком. Подобная работа с целью отсечения исторической памяти Кумыка от тюркских генетических корней шла в Дагестане постоянно. Нам внушалась мысль, что наши предки не имели никакого отношения ни к Киммерийцам, ни к Гуннам, ни к Хазарам, ни к Кипчакам, ни чуть ли даже к Шамхальству, не говоря о Золотоордынском государственном образовании. Завзятые обкомовские ученые хотели видеть в нас не Кумыков, а непонятно как образовавшихся манкуртов, назвавших себя Кумыками.

Один и ныне здравствующий знаменитый историк трижды поменял свои взгляды на роль Хазар в истории Дагестана, то считая их "чужеродным" явлением в истории Дагестана, то утверждая, что "историю Дагестана невозможно представить без Хазарии и т.д. Что и говорить - велась продуманная линия - растворить Кумыков в общей истории горцев.

Силами "ученых" возвеличивалась история одной группы населения Дагестана, принижалась роль других, раздувалось величие событий одной эпохи, принижалось значение других.

Дорогие друзья!

Назовите мне какой-нибудь основательный труд об истории кумыкского шамхальства - не найдете; назовите какую-нибудь книгу о философских воззрениях кумыкских ученых арабистов - не найдете; назовите имя хоть одного специалиста археолога Кумыка - не назовете; назовите специальное исследование, посвященное мастерству знаменитого кинжалиста Базалая, назовите имя Кумыка доктора химических наук и крупного знатока морского дела - не назовете. Надо ли продолжать вопросы, говорящие об упущениях общенационального значения? Зато вы можете найти на страницах газет информацию, как в недавнем прошлом в Бабаюртовской зоне и в других районах равнины тракторами и бульдозерами разравнивались древние курганы, воздвигнутые в память о себе древними первопроходцами - нашими предками. Все это сопровождалось в Кумыкских районах переходом школ и газет с родного на русский язык, разорением многих населенных пунктов по директивам об укреплении колхозов, подселением к Кумыкским селам инонациональной среды, нередко назначением в таких селах главами сельсоветов людей из числа переселенцев, превращением прикутанных хозяйств в крупные населенные пункты горцев и т.д. и т.п.

Уважаемые делегаты, я бы не стал сегодня обострять ваше внимание на этих давно известных фактах нашей многострадальной истории, если бы мы не имели продолжение той же политики и в настоящее время.

Неужели мы настолько бесчувственны, что не видим - уходит из-под наших ног земля, родная почва наша, то, что берегли наши предки; у нас крадут не воды, не леса, не культуру, а всю нашу народную самобытность.

Неужели вы в минуты раздумий не задаетесь вопросами: что же с нами станет через 20-30 лет, что нам делать, кого винить, за что хвататься, как нам в таком смятении долго жить, как вызвать к благоразумию наших дагестанских этнобратьев; ведь то неладное, сотворенное между народами республики, прямо ведет не к благосостоянию, а к обрыву жизни, трагическому столкновению. Как сделать великую демократическую Россию твердым гарантом нашего общенационального будущего?

Мне кажется, определенные силы в Дагестане своим преступным бездействием, но в то же время захватив власть в пользу своего кланово-тухумного родства, создали насквозь коррумпированное антинародное формирование, будто правит нашим обществом какой-то злой гений, который ведет весь Дагестан, все его народы вместе и каждого в отдельности не к межнациональному согласию, а к гибели. Неужели при желании невозможно все это увидеть с высоты Москвы? Этим вопросом задаются сегодня многие, связывая определенные надежды с новоизбранным молодым, энергичным президентом Владимиром Путиным.

Уважаемые делегаты и гости! Кто бы, как бы не старался уходить от этих и других вопросов нашего времени, они обязательно режуще остро заденут любого честного человека, заставят заволноваться все его национально-идеологическое нутро и мы еще не раз вслед за знаменитым И. Казаком повторим его молитвенные стихи:

"Эр уланлар намус салмай юрекге,

Къудратлы къуват гелмес билекге".

И тогда, в начале нашего пути и сейчас, для нас, особенно интеллигенции, эти вопросы, а самое главное состояние национального бытия народа были оскорбительны: как можно дальше терпеть притеснение одних в пользу верховенства других, отталкивание наиболее талантливых национальных кадров и возвышения в государственных органах намеренно, слабых, угодничествующих. Не говоря правду о себе и своем окружении, не разоблачая истинных творцов социально-политического и национального неравноправия, не выдвигая и не отстаивая подлинно демократической идеи преобразования всех национально-государственных устоев республики, ограничившись бесконечной писаниной жалоб-исповедей о своем бедственном положении в разные инстанции. Дело невозможно было исправить. Мы не могли долго стоять на позициях подобной наивной философии. Нужно было идти дальше. А дальше идти, казалось, было "некуда". Ибо обывательское сознание не могло предполагать, что это самое "некуда" находится совсем рядом и частично в нас самих - нужно было поставить вопрос об обновлении не только государственных устоев страны, республики, но и всего многообразия мировосприятия нашего народа.

Для успешного достижения именно такого состояния народной мысли нужно было найти такие организационные рычаги взаимодействия со всем обществом, которые впоследствии стали бы опорой его самоопределения, политического суверенитета. Идеология "Тенглика" с самого начала была ориентирована на самостоятельную свободную личность, характер, культура ума которой возлагает всю ответственность за результаты своей деятельности на себя.

Зарождение "Тенглика" фактически знаменовало рождение нового человека в нашем народе, человека активных жизненных позиций, прежде всего должно было меняться представление народа о себе, земле, Родине, понимание того, кто творец его судьбы. Надо было в народе возродить мысль о собственной самобытности и самоответственности перед Богом, историей и окружающим миром. Только народ, в своем интеллектуальном развитии достигший именно такого понимания задач, поставленных перед обществом, может отважиться на политическое решение путем изменения или коренного обновления государственного строя не только в республике, но и во всей России. Это - историческая задача высшего порядка по сравнению с проблемами культурной автономии, с которой и поныне в равной степени сталкиваются все народы Дагестана.

И тогда, и сейчас эта линия в нашей деятельности была и остается главной, магистральной. На своем 10-летнем пути не только ни на шаг не отходили от этих судьбоносных идейных предначертаний, наоборот наращивали их в жизни "Тенглика" от съезда к съезду.

I-й съезд (1989 г), в котором приняло участие 375 делегатов, представлявших 22 тысячи сторонников Движения в Дагестане и за его пределами, принял Устав и Программу организации, где четко сказано, что организация преследует цель создания Кумыкской национальной государственности в составе РД и РФ. На II-ом съезде КНД "Тенглик" (ноябрь 1990 г.) была принята Декларация о национальном самоопределении Кумыкского народа.

Рубежным в нашей деятельности между II съездом и проведенным по инициативе "Тенглика" Чрезвычайным съездом явился октябрь-декабрь 1991 г. - общенациональная забастовка Кумыков, имевшая целью требовать обновления государственных органов, воспрепятствовать их дальнейшей криминализации и создать необходимые условия для осуществления прав народов, поставить перед всей страной вопрос о проблемах Кумыкского народа и взрывоопасной ситуации не только в республике, но и в целом Северо-Кавказском регионе. Это был период распада СССР, целого ряда национальных бунтов и столкновений - вспомним события в Грузии, Азербайджане, Абхазии, Чеченской республике. Мы хорошо знали, что определенные силы Москвы и Дагестана старались и нас поставить в этот ряд событий с целью окончательно расправиться с Кумыками, тем самым избавиться в одном из важнейших регионов Кавказа от одного тюркского этноса.

Кумыкский народ от трагедии спас его небывалый политический подъем и глубоко протестная самоорганизация для мирной собственной защиты как части единой России. В этом особо важную роль сыграло КНД. Еще один ответ для тех, кто часто праздно вопрошает: чего, мол, мы добились? Именно в этот период необычайной напряженности в Дагестане мы пришли к мысли о необходимости Чрезвычайного съезда сторонников Движения и кумыкских депутатов всех уровней, состоявшегося 27 января 1991 г. Съезд рассмотрел и утвердил статус Кумыкского Национального Совета - как органа взаимодействия с государственными органами.

Переломным этапом в деятельности Движения и выхода его на новый качественный уровень стал Второй общенациональный съезд и съезд "Тенглика" состоявшийся 21 марта 1992 г. в Махачкале. Его решения буквально привели в смятение руководство республики, а принятие решений о референдуме по созданию автономии Кумыками в составе Дагестана и России, дали возможность прокуратуре и Министерству Юстиции Дагестана обратиться в Верховный суд республики с заявлениями о ликвидации КНД "Тенглик". Таким образом, на официальном уровне было проигнорировано желание Кумыкского народа самоопределиться. По поводу намерений "Тенглика" судебные разбирательства проводились и в Москве. После их окончания властные органы, особенно их националистически-мафиозные подразделения, применяя нечистоплотные методы борьбы, пытались дискредитировать в глазах общественности лидеров Движения, а заодно свести на нет влияние и авторитет организации в народе. Одновременно с этим шла подрывная работа внутри самого движения. Все средства для достижения этой цели были пущены в ход.

Пытаясь принизить значение событий осени 1991 г. (Хасавюрт), весны 1992 г. (Караман-Тёбе), решений съездов и конференций "Тенглика", когда общенациональные забастовки, митинги, голодовки женщин всколыхнули весь Дагестан, когда наконец "Тенглик" поддержали другие демократические движения, осознавшие, что только собравшись в единый кулак можно достичь цели, началась массированная идеологическая обработка национальной элиты. Противоречия, которые имели место во взаимоотношениях среди разных прослоек кумыкского населения и других народов, позволяли властям, ловко играя на этих национальных струнах, сохранить свои позиции и по-прежнему управлять обществом - разделять и властвовать. Искусственно раздувая слухи о том, что якобы "Хасавюртовский" лагерь ничего не дал, многие, к сожалению и бывшие активисты Движения, сами поддались этой уловке.

Я категорически не соглашался с утверждениями, что мы ничего не добились в результате этих общественных протестных акций. Те, кто так заявляет, а это прежде всего официальные структуры, поняли, что если народ поднимется таким образом еще раз, существующая власть окончательно рухнет. Это и напугало их. Поэтому предпринимались и предпринимаются попытки принизить роль событий тех лет.

Деятельность забастовочных комитетов в районах, учреждениях, на предприятиях, многотысячные митинги, голодовки женщин и т п. - это был пик общенационального неповиновения и национального самоопределения Кумыков. Это была своеобразная генеральная репетиция. Проверка сил и возможностей демократии. Организовавшись в общенациональной протест, наш народ еще раз доказал, что обладает выдержкой, спокойствием и может, если надо, защитить свое национальное достоинство.

Позиция по Караман-Тёбе - наглядное доказательство возросшей воли народа. Вопреки всем ухищрениям властей и предательству части национальной элиты, Кумыки еще раз по призыву "Тенглика" и под его руководством собрались на решительную протестную акцию.

Решение III съезда народных депутатов ДАССР в части, касающейся создания Новолакского района севернее Махачкалы, явилась детонатором нового общественно-политического взрыва...

Представители "Тенглика" во время переговоров в Совмине дали согласие на совместное проживание Кумыков и Лакцев без образования отдельного административного района для лакцев, но восстановив бывший Кумторкалинский район.

Однако и в этом кое-кто из кумыкского руководства в правительстве сыграл коварно шкурническую роль. Что мы примиренчески отнеслись к этому было ошибкой... После этих событий и сейчас нам часто задают вопросы: нужно ли было снимать в Караман-Тёбе лагерь, не проще ли было стоять до конца? Да, может быть. Но дальше что? Где, на каком уровне, кто мог бы защитить народ потом от напрасных жертвоприношений? Наши депутаты? Ведь они же проголосовали во главе с П. Телекавовым за создание Новолакского района на землях, фактически принадлежащих депортированным жителям селений Тарки, Кяхулай, Альбурикент. Вопросов много! На протяжении 10-лет назойливо ведется специальная политика "разложить" "Тенглик", его Реском, местные комитеты изнутри, посеять в народе сомнения по поводу роли КНД, лишить Кумыков организации, защищающей их в это непростое время.

Новоявленные богатеи из Кумыков, разжившиеся за счет государственных кредитов, выделенных для народного хозяйства, никак не забывали задания, полученного от своих мафиозных правителей - делать все для подрыва авторитета КНД в народе и усиления собственного влияния на массы. Бабаюртовцы хорошо помнят приход на их собрания одного амбициозного чиновника с намерением отговорить людей от участия в делах "Тснглика" и получившего "от ворот поворот". Тем не менее серые кардиналы от обкома, после событий весны 1992 г мощь своей силы направляли на "перемалывание" тех руководителей городского, районного и регионального масштаба, которые в какой-то степени оказались в водовороте событий из жизни "Тенглика".

В результате серьезных упущений, неумения своевременно оценить всего хода жизни, отсутствия достаточного политическою опыта и по причине того, что ряд лидеров не был свободен от иллюзий "полагаться" на совестливость депутатов и других высокопоставленных лиц, не проявляли достаточных стремлений привлечь на свою сторону остальную часть демократического Дагестана, наконец, в результате притупления чувства понимания роли печатной пропаганды в нашей работе, немалая часть движенцев в 1993 г. явно переболела апатией веры в свои возможности. В 1993-1994 гг. наметившийся разброд и шатание среди движенцев - результат прежде всего политики официальных властей, затем и руководства организации, не сумевшей своевременно решить проблему создания материально-экономической базы развития КНД. В этом вопросе можно привести тысячи оправдательных примеров, но ничем нельзя оправдать ослабление позиции народа в бескомпромиссной идеологической борьбе.

Нашему народу нужно, наконец, избавляться от старой навязчивой веры, что нас из бедственного положения выведет высокопоставленный государственный чиновник. Часть Кумыкского населения до сих пор продолжает страдать от этой проклятой проказы - вождизма, он никак не поймет, что его собственное спасение в нем самом, но для этого он сам должен быть не прежним, а иным!

Разве можно оправдать то, что вскоре под давлением диктата и реальной экономической возможности влиять и на без того нелегкую жизнь, официальные структуры сумели породить в кумыкской среде скептицизм по отношению к "Тенглику" и его руководству. Неуверенность и неопределенность охватили целые подразделения "Тенглика": часть руководителей районных организаций безответственно отнеслись к своим обязанностям. Вместо трезвого и глубокого анализа обстоятельств верх стало брать заказное или бездумное критиканство. В ход были пущены клеветнический психоз, взаимообвинения... как всегда бывает в подобных ситуациях, появились карьеристы, выполняющие специальные задания среди определенной части людей, особенно молодежи. Они усиленно стали внедрять мысль о силовом вооруженном решении задач национального самоопределения. Заявляя, что ничего нельзя добиться без кровопролития, без войны. Стали вынашиваться планы захвата складов с оружием. Подобные провокации подогревались и направлялись на самом высоком уровне. И лишь самообладание и вовремя разгаданные замыслы провокаторов руководством "Тенглика" спасли его и Кумыкское Движение от возможной непоправимой беды.

Несмотря на эти и многие другие "нашествия", Реском на протяжении всей деятельности ни на час не прекращал борьбу за свое понимание национальной задачи. Ликвидаторы разных мастей, в том числе и среди самих Кумыков, особенно после судебных разбирательств, специальных обсуждений, в верховных органах не раз предпринимали попытки заменить "Тенглик" так называемым нацсоветом под прикрытием высокой озабоченности о консолидации всех сил народа. Тем самым осуществить свою идею, но в совершенно ином ракурсе и не без участия опять же наших "активистов".

Так вот, мечта о романтическом "абсолютном единении нации" толкнула кое-кого на мысль убрать из названия организации слово "Тенглик", сохранив ее общее определение "Народное Движение", при этом основное свое внимание сосредоточив на социально-культурных вопросах, особенно экономических, под лозунгами, что нужно быстрее обогащаться, не важно за счет чего, при этом временно отодвинув задачи национального самоопределения. Эти лозунги были основным девизом Национального Совета, которому отдельно от КНД "Тенглик", были выделены средства, создана ассоциация, банк, группа освобожденных работников во главе с профессором А. Н. Аджиевым. Всем хорошо известно, чем закончилась эта печальная игра в демократию при поддержке чиновников. Обогатившиеся обогатились и, получив депутатские мандаты и должности, разбрелись в разные стороны. Молодежь, которая связывала надежды с новым Национальным Советом, отшатнулась от общественно-политической деятельности вообще.

Одним словом, ликвидаторам "Тенглика" в очередной раз не удалось осуществить свое задание - размыть конкретные задачи общественно-политической организации в массовом культурно-экономическом психозе.

Во всем этом просматривался продуманный расчет - ослабить основополагающие принципы "Тенглика" - как организации и тем самым лишить его влияния на народ, превратив его в какое-то аморфное просветителъско-культурное общество. Руководство Рескома, местные комитеты, весь актив Движения в основной своей массе поняли скрытый смысл этих намерений и сумели отстоять свою организационно-политическую самостоятельность. Это дает мне сегодня право выразить всему, верному нашим принципам, активу "Тенглика" - членам Рескома, районных и городских комитетов, всем убежденным тенгликовцам свою глубокую признательность за проявление подлинного братства в отстаивании нашего представления о настоящем и будущем Кумыкского народа.

Примерно с такими мыслями мы пришли к III и IV-му съездам (1993 г., 1996 г.) В этот период руководство Движения, осознавая нереальность решения своих проблем в отрыве от общедагестанских и российских, последовательно проводит политику, направленную на тесное взаимодействие со всеми движениями и партиями как в Дагестане, так и за его пределами. Так авторитет Кумыкского Народного Движения был признан не только его друзьями, но и его недругами.

Мы по-прежнему активную роль играем в деятельности общественно-политической организации "Конгресс Народов Дагестана", в работе ОНН - Международной Организации Непредставленных Народов, в деятельности Международных форумов Тюркских государств и народов. Хочу подчеркнуть, что в мире более 500 народов, не представленных в ООН, не имеющих своей национальной государственности, из них только 54 являются членами ОНН. Полномочным членом этого малого ООН являются и Кумыки. Это заслуга и важный результат деятельности "Тенглика". После 3-4 съездов КНД взяло курс к переходу от принципов борьбы за демократизацию власти в стране и республике, к принципам достижения решения национальных проблем путем конституционных реформ, принципам постепенной, поэтапной борьбы за осуществление идей подлинного народовластия и за власть демократии. Все это требовало от нас необходимой корректировки тактики и стратегии, внесения изменений и дополнений в Устав организации в соответствии с законом РФ "Об общественных объединениях".

Все это требовало резкого повышения ответственности всех работников организации в сочетании с компетентностью и профессионализмом. Однако решение этой важнейшей задачи не всегда удавалось Рескому. Причины были как объективные так и субъективные.

Во-первых, не могли и до сих пор не можем в полной мере решить задачу обеспечения организации необходимой материально-технической, финансовой базой. Приходилось идти на сужение целого ряда вопросов, ставя в стесненное положение штатных сотрудников Рескома, т.к. они зависели от материального подкрепления. Из подобных затруднений нам удавалось кое-как выбираться. Но все же мы считаем, что V съезд должен твердо сказать сторонникам Движения (а это значительная часть нашего парода) об изыскании возможности для создания нормальных условий работы и содержания небольшой группы лиц, профессионально работающих в целях разрешения судьбоносных проблем народа. В этом вопросе мы ждем от вас, уважаемые делегаты, отклика и деловых предложений.

Сложности в нашей деятельности создают не столько вопросы материального порядка, сколько идейно-политического. "Тенглик" - организация общественно-политическая, в основном ориентированная на массовое общественное сознание, все граждане вправе участвовать в ее деятельности и внести свою собственную лепту в ее работу. В нашей деятельности есть другая, очень тонкая деликатная сторона. Работа постоянно должна стимулирования энергией, поисками мыслей квалифицированного меньшинства: ученых, специалистов, философов, политиков. Очень часто в нашей среде складывается интересная ситуация: по инерции коммунистических времен часть тенгликовцев пытается решить все вопросы голосованием по принципу - раз "Тенглик" - все на доску уравниловки. Иногда нежелание считаться с новыми требованиями, накопленным опытом приводило и приводит к расхождению во взглядах, ненужным обидам и т.д.

Вкратце изложу свою принципиальную точку зрения на этот вопрос. Наша организация существует в форме общественного движения, а не политической партии. В основе этого явления - общенародный характер, его нельзя путать со строгой партийностью. Нам многократно советовали "Тенглик" преобразовать в партию. Думаю, что это было бы большой ошибкой. "Тенглик" должен оставаться движением, как общественное формирование, выражающее волю всего народа, как сила, от которой требуется обеспечение внутринационального единства. Как только "Тенглик" превратится в партию, он станет организацией, выражающей волю отдельной социальной прослойки, желающей взять на себя функции выполнения задач народа, добившись выдвижения в органы власти, каковыми являются ныне существующие партии в России.

Самодвижение народа - явление надпартийное, общенациональное. Партийный диктат здесь не должен иметь места. Из истории революции мы знаем, что большевистская партия была настоящей партией пока возглавляла общенациональное революционное движение в России, как только она установила свою монополию на власть в стране, превратилась в диктатуру одной партии и потеряла истинный народный смысл. Она отвергла фактор самоорганизации, самодостаточности собственного народа.

Поэтому "Тенглик" всегда старался иметь свое политическое ядро из самых убежденных в правоте его идей людей, т.е. мы за дальнейшую профессионализацию его деятельности, но не за официальную его политизацию. Это две разные вещи. На этой почве очень часто в нашей работе возникает ситуация недопонимания. В конце концов любое дело проверяется на практике. Если тенгликовец стремится все свести к личной инициативе и недооценивает роль местных комитетов в разрешении задач районного масштаба, всю работу строит на общих разговорах, - считайте, такой человек вообще ничего не понял. К сожалению, с подобной организационно-идейной несостоятельностью отдельных лидеров Движения мы сталкиваемся нередко и в районах, и в Махачкале.

Уважаемые участники съезда! Нынешнее время - время новых испытаний, решительных действий, время выбора: с кем мы? Время понять, оценить и дорожить репутацией своей организации, созданной быть опорой подлинного народовластия на местах и в центре.

Часто мне и моим товарищам приходится наблюдать такую картину. Приходит солидный человек с многоумными советами, часами поучает Реском и городской комитет, как бы надо работать, а просишь его конкретного участия, тут же исчезает. Да, у меня были просчеты, в результате которых в Рескоме оказывались нечистоплотные люди, использовавшие "Тенглик" как трамплин для своих карьеристских целей...

Приведу пример мерзкого шкурничества. От одного Кумыка - как одно из условий его должностного повышения - потребовали выступления в печати с обвинением в адрес "Тенглика". Нечто подобное случилось с группой Кумыков академиков, выступивших на страницах газет за ликвидацию национальных движений. Подобные примеры подтверждение того, что человек, заботящийся только о комфорте своей жизни, легко идет на предательство национальных интересов.

В качестве основного вывода Реском может уверенно докладывать V съезду, что, несмотря на невиданное давление на нас не только официальных государственных структур, но и в немалой степени высокопоставленных от Кумыкского народа государственных чиновников удалось отстоять и сберечь организационную самостоятельность Кумыкского Народного движения, превратить его не только наиболее подготовленную общественную политическую силу, вырабатывающую и направляющую общенациональную идеологию, генерирующую этот процесс в наиболее демократически настроенную часть населения, но и способствующую продвижению процессов государственной реформы в Дагестане. Уверенно могу сказать, что в идейно политическом смысле, несмотря на все ошибки и упущения, задача, поставленная перед КНД "Тенглик", неизменно выполнялась и будет выполняться! "Тенгликом" подготовлены и обнародованы разработки по принципиальным вопросам государственной реформы в республике о национальной автономии, федеративном устройстве Дагестана, Декларация о национальном самоопределении народа, межнациональных отношениях, Концепция о национальном развитии кумыкского народа, законопроекты о коренных народах Дагестана, Съезде Народа, статусе Национального Совета, Декларация Конгресса народов Дагестана "Концепция по защите и сохранению мира в Дагестане" и другие.

Работая над созданием этих и других документов, в дни подготовки своего IV-го съезда (1996 г.), и к нынешнему V-ому, мы часто задумывались над проблемами переориентировки народа на другие, еще нами неиспользованные возможности и шансы, предоставляемые нам новым временем.

Продолжая борьбу за решение национальных проблем, мы хотим четко и ясно сказать Москве, Президенту, Правительству страны и Республики, что Кумыки - народ российский. Наши предки отдали много сил и энергии с помощью собственных государственных образований Хазарии, Кыпчакства, Шамхальства, чтобы воздвигнуть нашу общую государственность России; если не считаясь с этим неоспоримым фактором и тем, что Кумыкский народ сумел сохранить себя, не поддавшись исламскому фундаментализму и воинствующему вахабизму (Кумыки никогда не терпели попытки навязать им чужое представление о государственности), если по-прежнему будет продолжаться политика игнорирования интересов нашего народа в решении национальных проблем, если в Москве по-прежнему будут и далее пользоваться односторонней информацией из Дагестана о положении Кумыкского этноса, то нам ничего не остается, как предпринимать другие шаги и искать другие возможности, способы государственного обустройства. Но мы все же рассчитываем на мудрость Российского руководства и думаем, что не останется без внимания вопрос, как освободиться дагестанским народам из тисков унитаризма, и надеемся, что наконец будут созданы условия для расчистки властных органов республики от коррумпированных элементов и будет дана возможность свободного национально правосубъектного самоопределения народов Дагестана в рамках целостной Российской государственности.

Заключая эту часть своего доклада, думаю, будет уместно, если повторю то, что сказал на IV-ом съезде 24-го августа 1996 г.

Я думаю, Кумыкам, как и всем остальным народам Дагестана, пора решительно избавляться от всякого нытья, надо отбросить от себя образ народа, все время лишь декларирующего свои обиды и невзгоды. Необходимо стремление к образованности, к интеграции с мировой культурой, к усвоению новейших технологий. Таков наш девиз. Это и есть важнейшая национальная задача для Кумыков на грядущее. Скорее осознать свое место и роль в современном мировом сообществе и стать народом самосозидающим, страстно приверженным идеям общественного самоуправления и подлинного народовластия. Именно этим будет определяться новизна нашей национальной стратегии на ближайший период. В соответствии с этой стратегией мы будем работать для укрепления позиции Движения в целях дальнейшего реформирования внутригосударственного устройства РФ и РД, всеми силами способствовать переходу Кумыкского и других народов Дагестана к иным, более развитым формам их политического, экономического и культурного самоуправления, укреплению позиций гражданского общества в Дагестане.

Могу заверить, что "Тенглик" приложит все свои силы для того, чтобы осуществить стремление людей к свободе, благосостоянию, социальной справедливости, национальному равноправию.

II

Национальные задачи кумыкского народа и задачи дальнейшего развития КНД "Тенглик"

Мы считаем, что основную работу "Тенглик" необходимо сосредоточить на следующих важнейших задачах.

Первая общенациональная задача - это прежде всего решить земельную проблему, восстановить права народа на свою исконную территорию с помощью общественности и, основываясь на законах, добиться возвращения каждому сельскому жителю и выходцам из этих сел равного земельного пая в соответствии с решением джамаата, учитывая то положение Конституции, что каждый народ первоисточник закона, разработать законопроект о земле и землепользовании Кумыкии.

На этой основе принять все необходимые меры для возвращения административному подчинению первохозяина земель, отнятые у него всякими подзаконными актами в 50-60-ые годы, на базе российских законов о земле и международного права, поднять вопрос о денонсации решений о земле, принятых режимом советского времени, тем самым поставить конец разбазариванию национального богатства нашего народа. Рескому "Тенглик" необходимо обратиться к правительству РФ и ООН с просьбой включить в процесс Регистрации прав народов - права Кумыкского народа на собственную территорию и с целью осуществления этой задачи всему активу Движения поручить дело по систематическому сбору, анализу и оценке первоначальных архивных документов для подтверждения кому принадлежала земля и, если нужно, организовать судебное разбирательство этого вопроса.

Заявляем, что наш народ на основе исторически наследуемых им прав никогда не соглашался и не согласится с состоянием внутренней колонизации своей территории, никогда не даст своего халала, чтобы какой-нибудь орган или государство распоряжались передачей его собственности под юрисдикцию или во владение другому народу. Надеюсь, участники съезда в этом меня поддержат.

Вторая общенациональная задача кумыкского народа заключается в следующем. Это обучение и воспитание нового поколения людей, свободной и независимой мысли и характера, истинных патриотов, высокообразованных, культурных, граждански активных и заботящихся о благосостоянии своего народа. Предлагаю возродить тысячелетнюю традицию - объявление всенародного проклятия в адрес тех лиц, кто, нарушая принципы внутринационального единства, опираясь при этом на иные силы, предает интересы народа ради личной выгоды.

Третья задача. Рескому движения необходимо изучить и проявить заботу о преодолении проблем безработицы, невостребованности людей в обществе, искать пути выхода к международным биржам квалифицированного труда, внушить молодежи стремление учиться и трудиться.

Нужно вести политику выдвижения молодых специалистов, политиков в руководство районного, республиканского и общегосударственного уровня. Видимо, нужно принять на съезде специальную резолюцию о нездоровой ситуации, создавшейся в Кумторкалинском и Бабаюртовском районах, которая никак не способствует оздоровлению внутринациональных отношений в этих районах.

Требует глубокого анализа процесс назначения кадров кумыкской национальности в г. Хасавюрте, Кизилюрте и районе, в г. Буйнакске, Избербаше, Махачкале в системе МВД и других правоохранительных органах.

Огромным тормозом в делах развития республики считаем скопление значительного количества должностных лиц пенсионного возраста со старыми взглядами на современную жизнь, что мешает, на наш взгляд приходу к управлению республикой нового поколения специалистов.

Четвертая общенациональная задача кумыкского народа, как и всего Дагестана: добиться дальнейшего развития реформы государственного устройства РД и РФ на подлинно-демократических началах, на условиях равноправной правосубъектности, национально-политического суверенитета, права собственности на свою историческую территорию, на основе сингармонизации межнациональных отношений. "Тенглик" совместно с "Конгрессом народов Дагестана" сумел разработать и обнародовать развернутую концепцию конституционной реформы в Дагестане, где изложены основные приоритеты с учетом всех народов Дагестана.

Пятая задача: наш народ должен заново и основательно учиться быть собственником и хозяином своей земли в лучшем смысле этого слова, стремиться к экономической независимости собственными усилиями, возродить свои традиционные формы и приемы хозяйствования.

С большей пользой использовать в обширной геополитике тюркского мира свои возможности общения без языкового барьера, найти общеприемлимые подходы. Для этого нужно быстрее и мужественнее сбросить с себя национальную беспечность.

Говоря о национально-экономической сфере, считаем, что на основе решений органов местного самоуправления и общественно-политических организаций необходимо принять джамаатское постановление, запрещающее куплю - продажу земельных участков (как это сделано в с. Карабудахкент), выделенных на паевых началах для производства с/х продуктов; участки, неиспользуемые жителями села автоматически должны быть переданы в распоряжение местной администрации или джамаатам коллективного хозяйства. Если так пойдут дела в республике, как сейчас, Дагестану не скоро ждать внешних инвестиций зарубежных стран. Поэтому мы считаем преступным действием трату внутринациональных инвестиционных возможностей на объекты собственного обогащения, на строительство особняков вместо строительства промышленных, с/х объектов и т.д.

Шестая задача. Вероятно, впредь приоритетная линия в развитии национальной жизни будет определяться степенью вовлеченности того или иного народа в систему современных средств коммуникации СМИ и современной технологии вообще. Очевидно здесь, как прежде, решающую роль будут играть квалификация, опыт и способность каждого человека на разумное соперничество. Для этого нация должна обладать высоким сознанием необходимости вложить свои накопления не в бесконечные расточительные тризны, а в дело обучения и воспитания детей.

Седьмая задача (наша собственная тенгликовская сверхзадача) видится нам в том, чтобы быть требовательным к своей деятельности, во всем добиваться профессионализма, привлечь весь интеллектуальный потенциал для блага народа, поднять на более ответственный уровень выполнение основных программных задач организации.

Основные задачи дальнейшего развития КНД "Тенглик" вытекают из истории самой организации, социально-экономической и общественно-политической ситуации наших дней.

Наиболее важнейшие из них:

  1. Всемерное организационное укрепление КНД, всех его подразделений с целью резкого повышения профессионализма и компетентности его работников, особенно руководящего состава как на местах, так и в Рескоме путем значительного обновления и расширения их интеллектуальной базы и действий.
  2. Нужно принять все необходимые меры для объединения граждан, создать джамиатские советы женщин, молодежи и другие структуры, как формы общественной самоорганизации народа во главе с комитетами КНД, превратив их в истинно демократические органы самоуправления. Эта задача должна быть увязана с усилением политической роли комитетов Движения в жизни Кумыкского общества, как опоры местных органов народовластия.
  3. Отдельные народы давно имеют свои политические лобби в Москве, которые через центр управляют делом своего народа. Наши руководящие кадры не заботились о будущем своего народа. У нас нет такого мозгового центра, потому что не имеем своей национальной депутатской группы, группы общественно-политических деятелей. Наш народ должен иметь такие группы как в Москве, так и в Тюркском мире. Частично эту задачу должен взять на себя КНД "Тенглик".
  4. Мы остро ощущаем отсутствие выверенной концепции женского и молодежного движения. Существующими в КНД подразделениями Лиги молодежи, Лиги женщин мало что сделано в этом направлении.
  5. Проблема Национальной школы и КНД. Ориентация на национализацию в деле обучения и воспитания, в том числе и кадров, не стали кровным делом КНД, особенно на местах. Многие комитеты продолжают равнодушно лицезреть на кризис в дагестанской многонациональной школе, на дело создания новых учебников. Старые методы и приемы продолжают бытовать в деле национального книгоиздательства.
  6. Чрезвычайной, важнейшей политической задачей КНД являются систематические выступления руководства Движения с законодательной инициативой, опираясь на высококомпетентные группы специалистов-экспертов. В этой связи КНД должен принимать меры для усиления своей консолидирующей роли всех слоев населения, партии, объединений, обществ.
  7. В дальнейшем КНД свои тактические ходы надо строить с учетом того объективного фактора, что из современного общественного кризиса невозможно выбраться в одиночку, без учета исторических традиций совместной жизни в советской тоталитарной системе, без учета тюркско-этнической и мусульманско-религиозной общности.
  8. КНД нужно решительно менять ориентацию на массовое сознание с точки зрения подлинного и, конечно, компетентно-квалифицированного меньшинства.
  9. КНД в своих программах в политике хозяйственного возрождения неизменно должно придерживаться линии возрождения традиционно сложившейся национальной экономики. Пока этот процесс носит неосознанный, хаотичный характер; культура бизнеса и нынешнего предпринимательства лишена национальной окраски, не хватает организованности интеграционным процессам, разумной специализации, технолого-цивилизационные процессы не должны идти в ущерб национальной самобытности. Совхозы и колхозы в кумыкских районах по прежнему продолжают работать по заданной в условиях СССР инерции: Госплан, госзаказ при материальной распределительной роли их руководства. Забыты традиции Базалая, ковроткачества, знаменитого виноградарского хозяйства селения Кумторкала, овощеводства с. Тарки и Учкент. Национальное хозяйство отдано на откуп всякого рода дельцам в ущерб общим интересам безопасности экологии. Эти вопросы должны быть в центре внимания комитетов.
  10. Мы живем в эпоху колоссального международного и межнационального соперничества. В обществе действует психоз безудержного обогащения. На этой базе - политически порочна и научно неверна мысль - экономика решает все. Так безотказно действует принцип: элде буса - къолдадыр. Однако мировая практика доказывает, без соответствующих политических решений, реформы государственности, такая экономика - болезнь, создающая социальную напряженность, ведущая к противостоянию, толкающая общество к шагам с трагическими последствиями.
  11. Тенгликовец должен знать, что мнимое меценатство, расчетливые пожертвования и другие подачки современных нуворишей - не спасение нации, а показатель того, что социально-политические процессы в обществе носят однобоко уродливый характер. Это порождает головокружительное обогащение немногих и обнищание, кабальное положение масс.
    Комитеты должны делать все, чтобы поставить конец этим антидемократическим тенденциям. Должны быть твердые национально-территориальные гарантии национального предпринимательства, народная экономика постепенно должна обретать организованный характер в соответствии с требованиями общественной идеологии и прогрессивного хода мировой цивилизации. В этом смысле считаем чрезвычайно важной инициативу по созданию не только хозяйственно-экономических структур союза предпринимателей, но и политико-экономических объединений, которые взяли бы на себя задачу координации усилий по стабилизации межнациональных отношений, с собственной системой защиты экономических и политических интересов нации. Это должно стать одной из тактических задач в развитии Кумыкского Народного Движения. КНД должно стремиться выявить и выдвинуть новых талантливых организаторов производства.
  12. Другой важнейшей задачей на предстоящий период является расширение и углубление связей КНД с демократическими организациями России и мирового сообщества. КНД должен всемирно наращивать свою деятельность как член малой ООН (Организации Непредставленных Народов) форума Тюркских государств и народов, а также Ассамблеи Северо-Кавказских и Тюркских народов. Без газеты глохнет пропагандистская работа. В районных комитетах, за исключением Хасавюртовского, не налажена связь с районными газетами. Безотлагательно надо исправить это положение.
  13. Более десяти лет существует наша организация. Мы с вами прошли сложный путь исторического развития, путь политически возрождающегося народа из небытия. Этот отрезок времени нуждается в глубоком осмыслении и подготовки основательного труда по истории "Тенглика". И для нашего дальнейшего продвижения чувствуем необходимость широкой научной базы. В этой связи перед Рескомом КНД "Тенглик" ставиться еще одна задача: практиковать проведение научно-теоретических конференций, семинаров, симпозиумов и т.д.
  14. Комитеты КНД должны научиться работать самостоятельно, решительно, не дожидаясь вышестоящих органов и в теснейшей увязке с органами местного самоуправления. К великому сожалению, глубоко сидит в сознании многих людей старый стереотип - ждать указаний сверху. Давайте отбросим пагубную для нас психологию. Давайте искать механизм развития созидательной деятельности комитетов.
  15. В заключении хочу сказать - мы находимся накануне резких политическими перемен в стране, накануне выборов во все органы власти. Комитеты должны мобилизовать все силы активного участия в предстоящей политической борьбе. В связи с изменившейся ситуацией в стране наша тактика будет определяться постепенным преодолением этапа политической борьбы за демократизацию существующего режима власти переходом на совершенно новый уровень борьбы - за демократическую реформу власти. Этот путь требует большой ответственности, поиска себе верных союзников среди всех слоев населения Дагестана, учиться дипломатии, искусству компромисса во всех отношениях, сбросить с себя прежнюю национальную беспечность.

Уважаемые товарищи! Мы еще раз заявляем: дальняя наша стратегическая задача остается неизменной - организация открыто преследует цель федерализации межнациональных отношений в республике. Мы отдаем отчет в сложности этой задачи, в том, что тактика наша должна быть гибкой, ответственной, исторически обоснованной, реально выполнимой. Мы не должны забывать, что на созидание работают только объединительные тенденции, а не разобщенность, сплочение всех прогрессивных сил как внутри народа, так и во вне.

Размещено: 06.12.2007 | Просмотров: 3582 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.