Кумыкский мир

Культура, история, современность

иконка

Лингвоистория

Список публикаций

Кумыкский язык и его диалекты в контексте ареальных взаимоотношений с другими куманскими и некоторыми иными кыпчакско-ногайскими и огузскими языками

фотоКак обычно полагают, кумыкский язык «исторически возник до прихода монголов в Европу в результате смешения кыпчакских и огузских племен». Причем наиболее раннее упоминание кумыков и их правителя имеет место еще у Махмуда Кашгари. Не случайно, уже Плано Карпини в своей «Книге о тартарах» (1247 г.), написанной после посещения хана будущей Золотой Орды Бату (Батыя) и путешествия в Монголию, называет в числе земель, которые подчинили себе монголы, Комуков, а также Тарки. В последнем случае речь идет о существующем до сих пор в районе столицы Дагестана г. Махачкалы кумыкском с. Тарки (оно известно еще с VII в. как «гуннский» город), которое стало в 1258 г. центром Шамхальства Тарковского – пограничного вилайета Золотой Орды. Таким образом, действительно, кумыки были известны еще до золотоордынского времени, как и, вероятно, их язык (диалект).

Далее...

Размещено: 03.08.2013 | Просмотров: 2989 | Комментарии: 0

Концепты «Дагестан», «дагестанцы», этниконы и этнонимы – названия народов Дагестана – в тюркской и новой русской традициях

Топонимы, включая хоронимы, в том числе те, структура которых отражает естественный рельеф и ландшафты, относятся к числу концептов-онимов. «Концептуализированной предметной областью языка и культуры» считаются и названия народов. К ним, в принципе, представляется возможным отнести и этниконы – обозначения лиц по местожительству.

Далее...

Размещено: 23.06.2013 | Просмотров: 2424 | Комментарии: 0

«Шеломы Оварьскыя» в «Слове о полку Игореве» и Дагестан:

к истории древних взаимоотношений русского языка с языками Северо-Восточного Кавказа

О пребывании авар на Северном Кавказе и Дагестане свидетельствует присоединение к ним в конце VI в. преследовавшихся в числе прочих племен тюрками племен забендер и тарниах, первое из которых (забук) упоминается в списке хазарских колен, или родов, еврейского историка Иосиппона (IX и X вв.), второе обнаруживает близость к названию хазарского рода Тарна. Оно, в свою очередь, может быть соотнесено с кумыкским топонимом Тарнаир, представленным в пределах г. Махачкалы в Дагестане.

Далее...

Размещено: 07.05.2013 | Просмотров: 1950 | Комментарии: 0

К этимологии и историко-лингвистической интерпретации хоронима Аух

Аух – исторически кумыкская низкогорная область, с названием которой традиционно связывается кумыкское наименование (аухлу) акинцев – носителей аккинского диалекта чеченского языка, проживавших до 1944 года в одной из прежних частей кумыкского Эндирейского княжества – в междуречье верхнего течения рр. Акташ и Ярыксу. Оно ограничено с юга Салатавским и Андийским (чеч. Гумик-Лам «Кумыкская гора» с первой частью, восходящей к къумукъ – эндоэтнониму кумыков) хребтами.

 Подобное понимание связано со сведениями А.М.Буцковского (1812г.). Он указывал, что ауховцами «называются поселившиеся на землях кумыцких (выд. наше – Г.Г.-Р.) около вершин Агташа и Ярухсу карабулакские и частью чеченские выходцы, кои кумыкам дань платят баранами и в обязанности давать вспомогательных воинов» [Буцковский 1958, 154].

Далее...

Размещено: 27.04.2013 | Просмотров: 2338 | Комментарии: 0

К истории горских евреев по данным взаимоотношений их языка с нахско-дагестанскими и древними тюркскими языками

(Тезисы доклада)

Как известно, язык горских евреев, проживающих главным образом в южном Дагестане (в районе Дербента), северо-восточном Азербайджане и на Апшеронском полуострове, относится к юго-западным новоиранским языкам, возникшим примерно с VIII-IX вв. н.э. Его носители обычно относятся к числу поселенцев из внутренних районов Ирана, которые с установлением в конце IV в. н.э. власти Сасанидов появились в Закавказье, включая Албанию, а также южном Дагестане и Дербенте. Появление же собственно горских евреев в Дагестане относится к временам Сасанидского правителя Хосрова I Ануширвана (531-579гг.), однако достоверные письменные сведения о них в Дагестане относятся только к XIII в. (М.-Р.А.Ибрагимов)...

Далее...

Размещено: 30.04.2009 | Просмотров: 4134 | Комментарии: 0

Г̣умик̣~Г̣умук̣~К̣умук̣ средневековых источников

опыт историко-этимологической и ареальной интерпретации

Рассматриваемый хороним (наименование государственной единицы) еще не становился предметом соответствующего анализа, предпринятого в рамках настоящего исследования. В дальнейшем полученные результаты могут быть привлечены к рассмотрению и в собственно историческом (этногенетическом) аспекте.

В последнем отношении важно то, что впервые в арабографичной средневековой традиции хороним Г̣уми:к (где г̣ - звонкий глубокозаднеязычный фрикативный звук) встречается у ал-Белазури (ум. в 892 г.), но не как обозначение населенного пункта (ойконим) [что имеет место в настоящее время], а в качестве государственной единицы...

Далее...

Размещено: 31.12.2008 | Просмотров: 4467 | Комментарии: 0

К истории отражения концептов "дагестан", "дагестанцы", "(дагестанские) татары" и "кумыки"

в русской и западноевропейских языковых картинах мира до начала XIX века

Возникновение имеющего значение "горная страна" (от тюрк. даг "гора" + иран. стан "страна") хоронима Дагестан традиционно относится к XVII веку, хотя на самом деле данный концепт, будучи соответственно огузским по происхождению (ср. туркм., азерб, тур. dag при кыпч.taw) словом, оказывается широко употребительным в турецких источниках, начиная со второй половины XVI в. Однако в изданных документах русско-дагестанских отношений XVI-XVII вв. и в иных русскоязычных материалах этого времени он не упоминается.

Далее...

Размещено: 12.06.2008 | Просмотров: 6277 | Комментарии: 0

Щелкан Дудентьевич русских былин в контексте древних взаимоотношений русского языка с тюркскими языками северо-восточного Кавказа.

Историко-этимологический этюд

Как известно, в русских былинах, в частности онежских, собранных А.Ф.Гильфердингом, Щелкан Дудентьевич - зять сидящего в Тавре-городе царя Возвяка Таврольевича (Везвяка Везвяковича) - получает за убийство сына от царя Гордея Щелкановича Тверь. При этом былинный татарский богатырь Щелкан Дудентьевич (др-русск. ШЕВКАЛЪ, упоминаемый в Псковской 2 летописи под 1327 г.) отождествляется с татарским послом Чол-ханом, двоюродным братом хана Узбека, который в 1327 г. творил произвол в Твери и был за это умерщвлен. Его имя сближено по народной этимологии с "щелкать".

Далее...

Размещено: 22.11.2007 | Просмотров: 4965 | Комментарии: 0

Историко-лингвистический комментарии к интерпретации одного неясного момента в древнейшем кумыкском эпосе "Анжи-наме"

этимологический и ареальный аспекты

В 1780 г. кумыком Кадыр Мурзой из (Кяхулая) было создано основанное, в том числе, и на фольклорных источниках "Анжи-наме", фрагменты которого были обнародованы С. М. Алиевым в 1974 г. В их структуре обращает на себя внимание следующий загадочный стих:
Къуварлардан къувгъан еллер сен болгъур
Ат туягъы ай табанлы ат къонгур!

Далее...

Размещено: 09.01.2006 | Просмотров: 4294 | Комментарии: 0