Кумыкский мир

Культура, история, современность

Структура иудаистических терминов кумыкского языка

Как известно, кумыки являются наследниками хазарской культуры, которая была знакома и с иудаизмом. Видимо, именно с этим периодом и связано происхождение ряда иудаистических терминов современного кумыкского языка.


1. Мазал "счастье". В современном кумыкском языке сохраняется прилагательное мазаллы "крупный, здоровый, рослый" (1, 221), образованное при помощи кумыкского форманта -лы от древней основы мазал неясного происхождения.

Близкая основа сохраняется в современном караимском языке, что весьма показательно, так как караимы до сих пор являются иудаистами и сохранили в своем языке значительное количество древнееврейских терминов, связанных с религией и культурой.

Караимская основа мазаллы" 1) рослый; 2) сильный; 3) отважный; 4) счастливый" также образованна при помощи форманта -лы от исходной базы мазал, которая в караимском языке сохраняется (мазал//маззал - "счастье") и считается заимствованием из древнееврейского языка (2,401).

Важно отметить, что эта же основа сохраняется в еврейском диалекте татского языка, ср. мозоллу "счастливый", оформление которой при помощи аффикса -лу свидетельствует о проникновении этой основы в татский язык из тюркского источника.

В составе караимско-кумыкского термина мазаллы остается не до конца ясными семантические взаимосвязи значений "рослый, сильный" = "счастливый", но, думается, что связывающим звеном здесь является семема "здоровый", представленная в кумыкском варианте.


2. Земире "божество воды". Основа Земире имеет в кумыкском языке целый ряд вариантов типа: замура, замурай, замдигер, замнугер и т. д. Исконно тюркское происхождение этого слова подтверждается конкретной семемой "мокрый, влага", отмеченной еще Н.К. Дмитриевым (зеп-земре "премокрый") (3,74).

О тюркском происхождении данной основы свидетельствует и соответствие анлаута -з- кыпчакскому анлауту ~й-, что также подтверждается в ногайском языке йотированный параллелью йемире мифическое "существо, которое появляется ранней весной, поднимается на небо, потом падает на лед, оттаивает его и уходит в землю, после чего земля согревается и поднимается пар" (4, 106).

В то же время в еврейском диалекте татского языка существует религиозный термин зэмиро "религиозное песнопение". Эта же основа представлена в караимском зэмэр "религиозное песнопение, религиозное стихотворение", земер "стих из псалмов" (2,188).

Таким образом, можно предположить, что кумыкский мифологический термин Земире представляет интересный образец смещения, или контаминации исконно тюркского термина земире "влага, вода, божество воды" с древнееврейского термина земире "влага, вода, божество воды" с древнееврейским религиозным термином земер "религиозное песнопение".


3. В диалектах кумыкского языка, а также в фольклоре встречается слово аван "простак, простодушный", древнееврейское происхождение которого допускал в одном из своих докладов известный кумыкский филолог-фольклорист А.Х. Аджиев.

Действительно кумыкская основа аван, имеющая параллель и в ногайском аван "простак, простодушный" (4, 200) находит соответствие в караимском языке, ср. аван "грех, проступок", аванла - "причинять зло", аванлык" беззаконие, произвол, подлость, зло, обида", авантлыкъ "злодеяние", аванчы//аванцы "грешник, злодей" (2,39). Эта основа также рассматривается в караимком языке в качестве заимствования из древнееврейского языка.


4. Кумыкское название субботы сютгюн состоит из компонента сют и тюркского элемента гюн "день". Компонент сют, видимо, является хазаризмом, восходящим к древнееврейскому источнику. Наиболее близкая форма представлена в чеченском языке в виде шот "суббота", где гласный -о- в косвенных формах переходит в -оь-, ср. шоътан, шоътана, шоъто, шоъте; ср. также форму множ. числа шоьташ "субботы". В ингушском языке отмечается вариант шоатта, ср. также осет. саб-ат, арм. шабат, груз. шабати, каб. шабат, удин, шамат, авар. шамат и т.д., которые возводятся В.И. Абаевым к древнееврейскому шаббат, откуда происходят также греческое саббатон, русск. суббота, (5, III 6).

Развитие кумыкской основы происходило по схеме: шаббат->сабат->сават->сват->свот->сут->сют (гюн).


1. Кумыкский словарь. М, 1969,

2. Караимско-русско-польский словарь. М., 1874.

3. Дмитриев Н.К. Грамматика кумыкского языка. М., 1940.

4. Ногайско-русский словарь. М., 1963.

5. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. III. Л., 1979.

Размещено: 08.11.2006 | Просмотров: 3806 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.