Кумыкский мир

Культура, история, современность

Казак жил, Казак жив...

Неопровергнутые версии жизни и смерти «кумыкского пророка»

Согласно официально принятой биографии, Йырчи Казак, прозванный «кумыкским пророком», родился в 1830 году и погиб от рук наемных убийц в 1879 г. Однако ни год рождения, ни дата смерти, архивными материалами точно не установлены и не подтверждены. Более того, существующие в казаковедении альтернативные версии жизни и смерти поэта, хотя и не приняты, отнюдь не опровергнуты. Более того, существуют данные, согласно которым годом рождения Казака считается 1817 г., а не 1830 и умер-то он, оказывается, не в 1879, как это принято считать, а гораздо, позже после вторичной ссылки на каторжные работы в Сибирь. Об этом будто бы свидетельствуют его письма, одно из которых датировано 1897 годом.

Попытаемся разобраться в различных хитросплетениях официальной и неофициальной биографии поэта.

I. В каком таком году родился Казак?

Официальная биография утверждает, что Казак родился в 1830 году. На основании каких неопровержимых данных установлена эта дата?. Как можно понять, отправной точкой для первых биографов поэта (А.-П. Салаватов и др.) послужило сообщение самого Казака, содержащееся в одном из его стихотворений с указанием, что он ссылался на три года. Считается, что в год смерти всесильного кумыкского правителя и валия Дагестана Абу-Муслим-шаухала Тарковского Казак будто бы находился уже на родине, отбыв срок своей трехлетней ссылки в арестантские роты в одну из внутренних губерний России.

Однако в исторических и литературных источниках нет однозначного ответа на вопрос о дате смерти Абу-Муслима. Принято считать, что он умер в 1861 году. Хотя очевидец (например, польский ссыльный писатель Матеуш Гралевский, присутствовавший на похоронах Абу-Муслима ) пишет, что это случилось сразу после Крымской войны, в 1858 году (Известно также, что Казак откликнулся на смерть правителя с прочувственным стихом (как Лермонтов на смерть Пушкина).

Далее. Исследователи ссылаются и на загадочные строки поэта, будто бы свидетельствующие о том, что Казак был сослан «в Сибирь», когда родителям его было по 60-70 лет.

«Ата-ананы алтмышында арт этип,
Етмишинде къайгъы булан къарт этип,
Генг дюньяда гёрген гюнюн ярты этип,
Бизин йимик гетеген нече, къайда ёкъ...»,

Попробуем критически проанализировать и сопоставить эти данные.

Простые вычисления показывают, что если исходит из первой отправной даты 1861, то получается, что Казак был сослан «в Сибирь» в 1857/58 году. При втором варианте - в 1855/1856 году. В первом случае, выходит, что, если родителям Казака в тот год было по 60-70 лет, то один из родителей Казака (например, отец) датой рождения должен иметь, к примеру, 1798 г. И если предположить, что он мог жениться, скажем, в 20 лет, т.е. в 1818 году, то получается, что его сын (известно, что Казак был единственным сыном у отца своего Татархана) предположительно мог родиться в 1819/1820 г. Или же мы должны допустить, что Татархан женился очень поздно, когда ему было не 20, а 30-35 лет. С этим предположением вряд ли можно согласиться. Ибо в те времена у кумыков, как показывают исследования нашего этнографа С.Ш. Гаджиевой, преобладающими у кумыков были ранние браки (18-20 лет). Следовательно, 1830 год, указываемая как официальная дата рождения поэта, не может нами восприниматься как бесспорная. Это, во-первых. Если же взять за точку отсчета 1855 год (второй, как нам представляется, более достоверный вариант), то в этом случае получается, что один из родителей Казака (например, отец) мог родиться в 1795 году, а его брак с «красавицей из Атлы-боюна», как указывает Ансар, могла состояться 1815/ 1816 г., а их первенец (Казак) мог родиться в 1817/ 1818 г.

О чем говорят наши вычисления?

И в первом и во втором случае видно, что официально принятый год рождения Казака 1830 г. вызывает, мягко говоря, большие сомнения. Ну не могло такого быть в XIX веке, чтобы мужчина, родившийся в конце, скажем, в 1795 года, женился только в 1828-1829 году, т. е. когда ему было уже чуть ли не 35 лет.

Следовательно, наиболее достоверную дату рождения Казака правильней будет искать в 1817/1818 или 1819/1820 годах. Мне лично наиболее предпочтительной представляется - 1817 год. Почему? Во-первых, потому, что эта дата логично вытекает из предложенного нами анализа. А во-вторых, она, как нам кажется, неслучайно фигурирует в рукописи стихов Казака, датированной 1892-1893 гг. и обнаруженной В. Загировым в 1957 г. у любителя кумыкской старины М. Исмаилова в сел. Гели Карабудахкентского района. В данной рукописной книге неслучайно прямо указывается, что «поэт, имя которого Казак, родился в 1817 г...» («1817 йылларда тувуп яшагъан Къазакъ деген йырчы...».

Кроме того, в поисках подтверждений данной версии я сопоставил имена односельчан Казака, которые упоминаются в его стихотворении «Салам кагъыз» (их там 49 человек) с именами жителей, зафиксированных в «Посемейном списке жителей Муслим-аульского сельского общества Темир-Хан-Шуринского округа Дагестанской области» (1886 г.). В результате мне удалось установить, что человек 20 из списка Казака еще были живы в 1886 году, когда проводилась посемейная перепись. Вот они - современники Казака, которых он в своем письме «из Сибири» приветствует и просит о молитве в его здравие:

  Имя из списка Казака Оно же в «посемейном списке» жителей Муселем-аульского сельскго общества Год рождения по посемейному списку Примечания
1 Бай Баммат-кази Баммат Къази оглы 1811  
2 Темир-Болат Темир-Болат Исмаил оглы 1816 Его сыновья: Якуб (1850 г.р.), Ших-Ахмед (1871 г.р.)
3 Халил Халилбек Ужу оглы 1816  
4 Баммадали Баммат Чополав оглы 1816  
5 Жан-Акай Хаджи Акай Юсуп оглы 1821 Зять Казака, муж его единственной сестры. Очевидно, Акай совершил паломничество в Мекку, о чем свидетельствует почетное прозвище «хаджи»
6 Мама (Хаджи-Мама) Мама Вейс оглы 1821 Очевидно, был паломником в Мекку
7 Иражап Иражап-Харун Шихамир оглы 1821 Его брат: Ахмат Иражап оглы (1826), сын Ахмата - Абдул-Халим (1856).
8 Абдул-Манап Абдул-Манап Темир-Болат оглы 1822  
9 Гамзат Гамза Жанай оглы 1826 Владел русским языком
10 Чополав Самого Чополава на момент переписи в живых, очевидно не было. В перепись вошли его сыновья:
1) Халим Чополав оглы (умер в период переписи);
2) Шавлух Чопалав оглы (1826 г.р.)
   
11 Мутав Муталим Муратхан оглы 1841 Владел арабским
12 Шихали Шихали Жангиши оглы 1846  
13 Шихали Шихали Ака оглы 1836 В переписи мы видим и Шихали Жангиши оглы (1846 г.р.)
14 Абдул-Халим Абдул-Халим Али оглы 1840 Владел арабским
15 Адинан В переписи человек под таким именем не встречается. Близкие к этому имена:
Ибрагим Айдын оглы (1840 г.р.)
Алдан Сурхай оглы (1842 г.р.)
   
16 Муртузали Муртузали Алисолтан оглы 1841  
17 Мутав Муталим Муратхан оглы 1841 Владеет арабским
18 Абдурахман Абдурахман Эльдар оглы 1843  
19 Абулав Абулав Баштау оглы 1846  
20 Байрам Самого Байрама, очевидно, на момент переписи в живых не было.
Встречается два брата, носящие фамилию «Байрам оглы»:
1)Асеу Байрам оглы,
2)Каирбек Байрам оглы
1865
1856
Влад.арабским
21 Имам-Али Самого Имам-Али на момент переписи в живых, очевидно, не было.
В перепись вошли его сыновья:
Ата Имам-Али оглы (1864 г.р.)
Ирбаин Имам-Али оглы (1874 г.р.)
   

Как показывает данный список, почти половина (7 человек) современников Казака, к которым обращается поэт, являются людьми, родившимися в 1816-1822 гг. Не буду из этого делать однозначного вывода, но, по-моему, это также весьма показательно. Знаем и то, что муж сестры Казака (1821 г.р.) был жив (вошел в перпись) еще в 1886 г. Но в этом посемейном списке уже не значится отец Казака Татар-хан.

В связи с изложенной мной новой версией жизни и смерти Казака я не могу не сослаться на еще одно мнение, высказанное несколько лет назад одним весьма компетентным по части биографии и творчества Й. Казака человеком, имеющим свои собственные наработки в этой области известным в республике Тогда мне это мнение показалось анахроничным, ибо никак не вписывалось в обшепринятую канву жизни Казака. Мнение это, основанное на рассказах атланаульских знатоков поэта, сводилось к тому, что Йырчи Казак был неразлучным спутником жизни и другом Абу-Муслима еще с юношеских бунтарских лет, когда тот был сподвижником имама Кази-Магомеда (это факт) и что он, Казак, даже был вместе с Абу-Муслимом в ссылке. Я тут же моему собеседнику «предъявил», как казалось мне тогда, контраргумент: Абу-Муслим в 1831 году, действительно, военными властями Дагестана вместе был сослан в Саратов и возвращен на родину через год после полного его оправдания. Получалось нестыковочка! Казак-то родился в 1830 году. Во всяком случае, по официальной биографии. Собеседник мой не стал со мной спорить, сказал только: так утверждали наши аульские знатоки-старожилы:

Кто знает, может, именно эта парадоксальная, не согласующаяся с официально принятой биографией и подвигнула меня к критическому разбору в дальнейшем заученной нами со школьной скамьи биографии нашего великого поэта.

II. Казак жил, Казак жив...

С датой рождения поэта мы вроде бы более или менее разобрались. Но нам, очевидно, предстоит развеять еще одно заблуждение, связанное с датой его смерти. По Принято считать, что Казак умер насильственной смертью в 1879 году в сел. Ботаюрт Хасавюртовского округа Терской области. В то же время имеются другие версии, опирающиеся на какие-то документы (письма, конверты) и говорящие о том, что он был жив еще в 1890-е годы.

Так, на марке приклеенном к письму-конверту, приобщенном к рукописи сибирских стихов Казака, хранившейся у М. Исмаилова и датированной 1892-1893 гг., о чем мы упомянули и выше, просматривается штемпель с указанием даты 7 февраля 1897 г. и адреса: Якутия:, а на другом конверте - адрес: «Омская губерния, Кумский округ, Кисдавский-Долский, деревня Биспатифский». Известный ученый-исследователь жизни и творчества Й. Казака С. Алиев, основываясь на этих документах, выдвинул предположение о том, что Йырчи Казак в 1879 г. был не убит, как это считается, а был тайно похищен и выслан на вечное поселение в Сибирь.

В пользу такой версии говорят и сведения о том, что будто бы Й. Казак бежал из мест заключения и поэтому неоднократно ссылался в Сибирь. Об этом рассказывал студентам филфака правнук поэта Солтанхан Казаков (См.: Алиев С. М. Жизненный и творческий путь Йырчи Казака. Махачкала.1980 , с.15)

Не может не обратить на себя внимания и сведения самого поэта, содержащиеся в его стихотворных посланиях и указывающие разные адреса его ссылки ( Москва, Минск, Белое море; а по данным А. Инана, «одна из внутренних губерний России» ). И в то же время, по словам правнука поэта Солтанхана, Казак был вторично сослан в Сибирь - Якутию на более длительный срок по политическим мотивам - «за крамольные песни» (Кстати, на эти же мотивы ссылки Казака указывает турецкий исследователь А. Джафероглу).

Когда и по какой причине могла состояться повторная ссылка Казака, если она, действительно, состоялась?

В источниках указывается одна дата - 1879 год - которую, по официально принятой версии, в то же время принято считать датой смерти поэта. В официальной версии биографии с подачи первых биографов поэта, принято считать, что Казак будто бы был убит подосланными шаухалом (Шамсутдин-ханом Тарковским) убийцами. Но сам Шамсутдин-Хан, как известно, еще в 1867 году отрекся от своего шаухальского достоинства, даровав полную свободу всему подвластному ему народу. И умер-то он по болезни раньше Казака. И ему незачем было в 1879 году воскресать из небытия, чтобы «озаботиться» «вопросом» Казака, жившего в то время в Засулакской Кумыкии, где власть в то время полностью принадлежала местной царской администрации.

А что же касается до действительных причин убийства (по официальной версии) или повторной ссылки (по неофициальной) поэта в Сибирь, то логичней будет предположить, что было это связано с известной кризисной (если хотите, - революционной) ситуацией, сложившейся в тот период в Дагестане и на всем Северном Кавказе. Вспомним, восстание 1877 года и проводимую царской администрацией в отношении его участников и им сочувствующих карательно-репрессивную политику. Думается, что администрация Кумыкского (Хасавюртовского) округа прекрасно была осведомлена о настроениях в кумыкском обществе и о том, что Казак, пользовавшийся в те годы непререкаемым авторитетом, как поэт и как лидер общественного мнения не одобрял колониальный режим царя. Это хорошо видно из его стихов, ставших широко популярными в среде народа и не только среди кумыкского («Сыйдан тюшдю ойболатлар къылавлу», «Эр уланлар намус салмай юрекге», «Вай, къумукълар къара къулгъа дёнген сонг» и др.) . А чем это не мотив для решительных действий администрации по изоляции Казака «в целях пресечения крамолы на корню», как принято с некоторых пор говорить, - зачистки. Так что с учетом репрессивного климата той эпохи и более утонченной, «ювелирной» работы царской охранки, вторая ссылка (нет, не убийство!) представляется нам вполне реальной.

Вдумаемся только, какой взрывной заряд «антигосударственной крамолы» (по терминологии царской охранки) заложен в стихах Казака в эти годы:

«Вай, къумукълар къара къулгъа дёнген сонг,
Шавла берген чырагъыбыз сёнген сонг,
Шат юрекден шатлыкъ гетмей нетежек,
Бу динсизлер бойнубузгъа минген сонг?»
(Из записей Ю. Немета)

Или:

«...Бу пачаны элге сорап иши ёкъ,
Ишлени этмейгени Эл булан
Эл жыйылып гёмме герек бел булан».

Могли ли не реагировать на такое тогдашние колониальные власти?!

И еще об одном. Известно, что Казак своей судьбой был тесно связан с генералом-бунтарем, «императорским безумцем» из Аксая Хасай-ханом Уцмиевым (См.: Алиев К.. Йырчи Казак и «сибирская» ссылка из Кумыкии в 50-60-е гг. XIX в.// «КНКО:Вести». Вып.11. 2004). Казак воспел его как никто другой («Къубагъалы тавлар-ташлар увалып», «Уцму уллу Хасайбек»). Об этом также «всевидящее око и все слышащее ухо царя» - охранка была прекрасно осведомлена.

Косвенным (не прямым) аргументом в пользу повторной ссылки поэта в Сибирь, могут служит его строки:

«Къарангы да тунчукъдуруп оьлтюрмей -
Къайтар бизин къайгъы енген Шавагъа
Азатлама азиз къулунг болайыкъ...»

А ведь известно, что местность Шава находилась на территории Кумыкского округа: Во время первой ссылки вряд ли Казак стал бы упоминать этот топоним, который отсутствовал на территории Центральной Кумыки. Кроме того, в этом послании Казака обнаруживается тот факт, что он осведомлен о том, что в Дагестане (Кумыкии) идет процесс освобождения рабов.

Не изученным и не ясным остается вопрос и о друге Казаке Атабае. Кто же он был и какова его судьба? Мнение Романа Фатуева - Атабай умер во время ссылки. Его нельзя брать в учет, ибо он писал художественное произведение, а не историческое исследование. А.-П. Салаватов, считал, что Атабай вернулся со ссылки вместе с Казаком. Байбаш Байбашев (кстати, следует отметить, что человек по имени Байбаш-хаджи Абдулла оглы ( 1836 г.р.) фигурирует и в вышеупомянутом посемейном списке 18886 г.), знаток кумыкской старины из Атлан-аула, рассказывал, что по возвращению из ссылки Атабаю не дали разрешения поселиться в Муслим-ауле, поэтому он жил на кутане недалеко от Кадара. По его же словам, дожил он до старости, похоронен в Муслимаульском кладбище, Сельчане и сейчас укажут вам место захоронения, но надмогильная стела (сынташ) не сохранилась. В каком году скончался Атабай, определить также не удается.

Исторические источники об Атабае.

«Это был человек средних лет, небольшого роста, плотный, коренастый, широкоплечий, с красивым, но угрюмым лицом . ОН ХОДИЛ всегда в белой черкеске, в белом башлыке и в черной папахе с белою верхушкой. На груди, на серебряной цепочке висел дорожный компас в серебряной оправе и красовались две треугольные серебряные медали с арабскими надписями. Обе медали, или правильнее оба знака отличия были совершенно одинаковы, не одинаковы были только надписи на них; на первой; значилось «герой, опытный в боях и, как лев, бросающийся на неприятеля»; надпись второго знака отличия, если только истинный смысл ее не искажен в переводе, вызывает на размышления «только тот может называться храбрым, кто не думает о последствиях».

Источник: Кавказский сборник // «Левый Фланг Кавказской линии в 1848 г.». С.315.

Но вот в те годы, когда Казак жил в Засулакской Кумыкии (кстати, как позволяют об этом думать материалы русского ученого В.Д. Смирнова, в этот период истории Казак в документах царской администрации, очевидно, фигурировал как «Герчи Казак Засулакский», хотя в своих стихах он представляется как «Дагъыстанлы Татар огълу Казак» ), там же. в те же годы и несколько ранее, а именно в 40-е годы XIX века становится широко известным некто Атабай АТАВОВ, «предводитель мятежных шаек в Чечне» (выражение содержащееся в документах), просвещенный и продвинутый мусульманский деятель, поэт и непрезойденный знаток арабского языка (См.: АКАК. Т.12.Тифлис. 1904. С. 1219). Надо сказать, весьма необычная и загадочная фигура на небосклоне культурной и политической жизни Кавказа 40-60-х годов. Загадочность окружает не только его деятельность, но и его родословную, биографию.

Исторические источники об Атабае.

... Атабай бежал не один; при нем было семейство, состоявшее из двух жен и 2-х мальчиков. Старшая жена его была природная чеченка красивая, очень светлая блондинка; с черными, как агат глазами, вторую далеко нельзя было назвать красивою, она была высока, стройна, но с лицом смуглым, напоминавшим своим вороньим носом благословенную Грузию...».

Источник: Кавказский сборник // «Левый Фланг Кавказской линии в 1848 г.». С. 316.

Но мы из документов царской администрации точно знаем, что в 1861 г. этот Атабай военными властями был выдворен за пределы Кавказа и сослан в город Порхов Псковской губернии. Перед своей отправкой в Сибирь Атабай пишет кн. Орбелиани на Кавказ, чтобы тот ходатайствовал перед высшим начальством о том, чтобы его оставили в С-Петербурге и дали возможность издавать там лояльную властям газету на арабском языке, посвященную Кавказу. Мы знаем и то, что он такой возможности не получил. Среди архивных материалов хранятся неизученные никем многочисленные словесные (стихотворные) послания Атабая, адресованные царю и выдержанные, как и у Казака, в духе посланий на имя «всесильных мира сего». Но кто же был этот Атабай Атавов, все еще остается большой тайной, как, впрочем, и сам Казак. С. Алиев, не один год потративший на поиски «следов» Казака с Атабаем в различных архивах страны, в своей, давно уже ставшей библиографической редкостью книге «Жизненный и творческий путь Йырчы Казака» (1980), осторожно высказывает мысль о том, что этот Атабай АТАВОВ, возможно, является тем Атабаем, который фигурирует и в истории с Казаком. Но так ли это, еще надо доказать:

Если из всего вышеизложенного можно сделать главный вывод, то он заключается в следующем. Датой рождения Йырчи Казака следует считать не 1830-й год, как это принято, а 1817 год со всеми вытекающими отсюда последствиями. С учетом накопленных фактов биографии и сведений докментальных источников (конверты, марки, письма и т.д.), конечно же, нуждается в уточнении и дата смерти поэта.

P.S.: Мы лишь обозначили существующие в казаковедении версии жизни и смерти кумыкского поэта Йырчи Казака и не претендуем на установление истины в окончательном варианте. На нынешнем уровне наших архивных исследований это, к сожалению, так останется лишь благим пожеланием. Исследования, предпринятые энтузиастами-исследователями в 70-80-е годы в архивах Махачкалы, Владикавказа, Ставрополя, Тифлиса, Москвы и др. городах под руководством С. Алиева, хотя и помогли многое прояснить в биографии поэта и наметить конкретные пути дальнейших изысканий в архивах страны, к сожалению, в последующем не получили необходимого продолжения. Между тем понятно, что лишь дальнейшие тщательные разыскания позволили бы поставить все точки над i.

...Казак ушел в мир иной, оставив по себе в своем народе неизгладимую память и «некоторую великую тайну», которую несколько поколений наших исследователей пытаются разгадать. А на дворе уже XXI век.

Но не пора ли нам вдуматься: о биографии его мы говорим, опираясь на стихи и догадки. Непревзойденный национальный мыслитель и поэт нашего народа Йырчи Казак, как никто другой до него и после него воспевший его свободу и национальную богоданность, остается, как не горько это сознавать, «классиком, у которого нет могилы, чтобы в дни торжеств и печали молча поклониться ему с душой, преисполненной боли и благодарности» (К. Абуков).

Любовь неизбывная наша - Йырчи Казак. Пока живы самосознательные, национально мыслящие кумыки, жив и Казак!


Опубликовано:
«Ёлдаш/Времена». 24-30 марта 2006 г.

Размещено: 30.04.2006 | Просмотров: 4920 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Gatchina оставил комментарий 23.06.2012, 22:26
Comment
Об Атабае, сосланном в г. Порхов, Псковской гебернии некоторая информация и документы того периода опубликованы в статье "Атабай возглавлял отряды абреков в Аргунском ущелье", на сайте Чечен-Инфо , в портале "Абрек" (http://www.checheninfo.ru/1297-atabay-vozglavlyal-otryady-abrekov-v-argunskom-uschele.html). Там приводится(в сокращении) статья из журнала "Отечественные архивы" №3, 2004 г. "Ссыльные горцы в Псковской губернии.1862-1880 гг ".

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.