Кумыкский мир

Культура, история, современность

Атлыбоюн и атлыбоюнцы

Атлыбоюн - это древнее и красивове слово(1). В нем отложилось прошлое, прекрасное, что связано с историей народа.

Известно, что это старинное кумыкское селение появилось на земле шаухалов Тарковских, которые считались владетелями кумыкской земли с VIII века. Ко времени вступления на шаухальский престол князя Мехти-бека в 1784 г. в зависимости от него, наряду с 14 населенными пунктами, упоминается и селение Атлыбоюн. Еще раньше о нем упоминает немецкий ученый Якоб Рейнеггс, находившийся на. службе у царя. В его книге, написаний и изданной в 1786 году, есть разделы, имеющие отношение к истории кумыков. "К югу в горах, - пишет ученый, - есть еще поколение Атибуюн, который имеет язык особливой и славится красотою и большим ростом своих мужчин".

Мужчины большого роста, о которых пишет ученый Якоб Рейнеггс, могли быть наследниками тех арнаутов-батыров, которых в конце XVI века поселил в "Долине родников"(2) (Атлыбоюне) шаухал Сурхай Тарковский для охраны перевала от проникновения внешних врагов во внутренние владения шаухальства(3).

Письменной информации о селении Атлыбоюн очень мало. Кое-что, касающееся Атлыбоюна, можно обнаружить в архивах русских и грузинских послов, проезжавших через перевал в XVI- XVIII веках, а также в дневниковых записях русских путешественников, побывавших в Кумыкии в XVII-XIX веках. Конечно, без устных рассказов, преданий и легенд люди не обходились. Существует предание и об атлыбоюнцах, что они - выходцы из разных селений шаухальства и являются потомками батыров, поборников вольности и мужества. И это, на наш взгляд, является правдой - у многих атлыбоюнцев в настоящее время имеются родственники в селениях Тарки, Коркмаскала, Альбурикент, Казанище, Эрпели, Гели, Кяхулай и др.

В XIX веке атлыбоюнцам приходилось с оружием в руках защищать свое село от набегов мюридов, которые часто спускались с гор на равнину якобы "для наказания гяуров".

Мир и спокойствие атлыбоюнцев часто нарушались в период Кавказской войны, с начала 1817 по 1859 год, до пленения имама Шамиля, так как набеги мюридов на равнину не прекращались.

Наиболее смелый набег на равнину, имеющий прямое отношение к Атлыбоюну, совершил мюрид имама Шамиля наиб Хаджимурат. Он, проехав ущельями и лесами Мехтулинские и Тарковские владения, в ночь с 6 на 7 апреля 1851 года угнал часть лошадей Самурского полка около Дешлагара. Миновав Уллу-Бойнак, Хаджимурат со своим отрядом двинулся по берегу моря на запад, в сторону перевала Атлыбоюн. Атлыбоюнцы преградили путь Хаджимурату как грабителю. Хаджимурат со своим отрядом занял местную гору Акяр-баш и укрепил ее завалами. Генерал-лейтенант шаухал Тарковский Абумуслим и подполковник Золотухин обнаружили засевших там грабителей. Начался бой. Получив тяжелые ранения, Хаджимурат спасся бегством, при этом потерял свои наибские значки. В бою погибло сорок грабителей, тридцать два раненых мюрида были взяты в плен.

В имущественном отношении атлыбоюнцы были крестьянами - хлебопашцами, земля принадлежала бекам. За пользование землей они обязаны были два дня в году отрабатывать на беков. Не все жители села имели зерновые поля. Чтобы прокормить свои семьи, многие занимались кире - перевозкой грузов на своих арбах, а некоторые заготавливали древесный уголь для нужд жителей Анжи и Шуры. Многие атлыбоюнцы работали на строительстве шоссе через Атлыбоюнский перевал в 1864-1869 гг.

Временные казенные наряды, редкие поденные работы не обеспечивали потребности жителей, и они вступали в столкновения с властью, требуя выделения земли для общественного пользования. Все историки хорошо знают про знаменитое Атлыбоюнское вооруженное восстание 1905 года под руководством Черив-мурзы Атлыбоюнского, подавленное царскими войсками(4). Ныне у дороги на Хасавюрт стоит памятник участникам этого восстания, напоминающий о славном прошлом атлыбоюнцев.

По постановлению Совнаркома Дагестана было начато переселение Атлыбоюна на свой же участок земли на равнине в 2 км от старого села. В 1924 году переселенческое село Атлыбоюн было переименовано в Ленинкент(5). Это произошло по инициативе председателя Совнаркома Дагестана Д. Коркмасова.

Потомки атлыбоюнцее не бросили старое село. Здесь огороженное, ухоженное кладбище, построен зиярат на могиле великого поэта и шейха Абдурахмана Атлыбоюнского(6).

В 1928 году в сел. Ленинкент (Атлыбоюн) был организован колхоз, и атлыбоюнцы начали строить новую жизнь. Когда началась Великая Отечественная война, из маленького аула на фронт ушел 151 человек, из ник 58 не вернулись с полей сражений. Почти все атлыбоюнцы имели ордена и медали за боевые подвиги: Мугутдин Казиев, Абидин Алисултанов, Гаджи Гаджиев, Биярслан Атаев, Шихаммат Умаров и многие другие.

Маленький Атлыбоюн дал Родине много отважных сынов и дочерей, многие атлыбоюнцы занимали уководящие посты в республике и за ее пределами Гаджикасум Алиев руководил партийными организациями Хасавюртовского и Кизилюртоаского районов, многие годы работал Председателем Президиума Верховного Совета ДАССР; Мухтар Абдурахманов - подполковник КГБ; Бурлият Мамашева - министр просвещения республики; Телекай Мамашев - министр мелиорации республики(7). Многие атлыбоюнцы получили высшее образование, ученые степени.

Жители села издревле отличались исключительной дружбой и человеколюбием, в самые трудные годы оказывали помощь другим. И это видно из такого факта. В 1957 году в Ленинкент стали переселяться горцы, и мы, кумыки, приютили их. Если в доме было 4 комнаты, давали им 2, помогали во всём. Большинство из них помнит добро и до сих пор благодарит за братское гостеприимство и помощь.



Примечания от И.Ю.

(1)Некоторые неправильно считают, что наименование селения означает "лошадиная шея". Но "боюн" это не только "шея", но и "тропа", и "перевал", "застава". Следовательно, название это можно переводить на современный язык как "лошадиный перевал", "всадничий перевал", "конная застава". В пользу этого говорит и местное предание о том, что шаухал Адиль-Герей построил здесь укрепленную заставу для защиты Тарков с юго-запада. Атлы-боюн традиционно считался аулом аробщиков, память об этом промысле сельчан хранится и в имени возвышающейся над аулом горы Арбабоюн-тюбе.

(2)По словам ленинкентских старожилов сто лет назад в окрестностях селения было около 16 целебных родников, но теперь сохранилось лишь два, остальные либо исчезли вовсе, либо сильно сбавили в своем качестве и силе водопотока после проведенных на поселковых землях буровых работ. Самый знаменитый из атлыбоюнских родников Ятаган-Су; сто лет назад русский ученый Е. И. Козубский указал его температуру: +35 по Цельсию.

(3)Согласно сведениям поэта Джамалудина Ганакаева (1879-1939) первой женой Йырчи Казака была уроженка селения Атлыбоюн.

(4)Память об участниках восстания увековечена в обелиске, находящемся в центре села. Имя Черив-мурзы Супьян-оглы носит одна из улиц Ленинкента. В начале XX в. Е. И. Козубский писал, что в Дагестанском конном полку служило 16 всадников из Атлыбоюна.

(5)Согласно данным "Справочника по административно-территориальному делению Дагестана" за 1985 г. : "Постановлением Президиума ЦИК ДАССР от 20.09.1924 г. новый образцовый поселок Атлыбоюн переименован в п. Ленинкент", в 1926 г. в состав Атлыбоюнского сельсовета входили: сел. Атлыбоюн, Атлыбоюнская будка, хутор Копир-тукен, поселок Ленинкент, хутор Теренаир. Следует отметить, что Атлыбоюнский сельсовет был переименован в Ленинкентский только 26.01.1934 г.

(6)Известен также как Абдурахман Какашуринский. Во второй половине XIX в. в селе также жил народный певец Хангиши, чьи песни записал фольклорист И. Анисимов.

(7)С октября 2004 г. Председателем Правительства РД является атлыбоюнец Атай Баширович Алиев.

Размещено: 08.02.2006 | Просмотров: 4656 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.