Кумыкский мир

Культура, история, современность

Как мы избираем представителей народа

фото

Для кумыкского народа, как и для других народов Дагестана, одной из форм решения проблем по закону в различных сферах жизни является представительная демократия, т.е. власть народа через уполномоченных им лиц - чаще всего депутатов. Ныне же существующий механизм избрания парламентариев нуждается в популярном объяснении.

В 1994 году в Дагестане была принята новая конституция, которая учредила парламент - Народное Собрание РД. Парламент - это прежде всего представительный, а потом уже законодательный орган, т.е. в нём работают представители народа, выражающие его волю и интересы.

Если до 2007 года дагестанские избранники народа получали мандат непосредственно, то с указанного выше года граждане выбирают политические партии с их списками кандидатов. Вообще-то Федеральный закон обязывает формировать исключительно выборами партий лишь Госдуму (в республике половина депутатов может избираться по-старому), однако властная инициатива повлекла необходимость построить развитую партийную систему "сверху" (а не "снизу" - когда народ и политики будут сами готовы к чисто партийной борьбе на выборах).

Итак, республиканский парламент, насчитывавший то 121, то 72 депутата, в марте 2011 года должен принять 90 человек (максимально возможное количество депутатов для субъектов численностью населения сходных с Дагестаном), 35 из них будут получать зарплату.

Как же проводятся выборы?

Во-первых, образуются списки избирателей (в них не включаются несовершеннолетние, недееспособные, отбывающие срок).

Во-вторых, внутри каждой партии определяется партийный список, который имеет республиканскую часть и региональные группы в зависимости от территории. Таким образом, список кандидатов каждой партии состоит из двух частей: республиканской (от 3 до 10 человек) и региональной (до 3, в некоторых случаях до 4 кандидатов), благодаря этому в парламент могут попасть представители партии от конкретного района или города. В большинстве городов и районов (кроме 5 наиболее крупных) у всех партий по 1 региональной группе кандидатов. Зачастую списки некоторых партий возглавляют "паровозы" - известные чиновники, после выборов отказывающиеся от мандата и остающиеся на прежних должностях (по законодательству им даже не обязательно быть членами партии для избрания), их место занимают другие кандидаты от данной партии. Кстати, слово "мандат" является объёмным понятием, определяемым как удостоверяющий документ, публичная функция, а также форма взаимоотношений с избирателями депутата.

В-третьих, в назначенный самим парламентом день, а по закону это должно быть второе воскресенье марта, с восьми утра до восьми вечера осуществляется голосование на избирательных участках.

В-четвертых, распределение мандатов по итогам голосования идёт при условии преодоления барьера в 7%, а партии, получившие не менее 5, однако менее 7%, получают 1 мандат. Это значит, что если все голоса за партию составят меньше 5% от общего числа голосовавших, членов данного избирательного объединения в течение 5 лет мы в Народном Собрании не увидим. Преодолевшие семипроцентный барьер партии получают число депутатских мест, пропорциональное числу отданных за них голосов. Любопытно, что голоса непрошедших партий распределяются между победившими и они, таким образом, "разбирают" и оставшиеся мандаты. Правда, уже не поровну, а опять же пропорционально числу набранных голосов.

Это существенно помогает "сильным" партиям.

В-пятых, если все кандидаты из республиканской части списка партии прошли в Народное Собрание и остались места для региональных кандидатов (ведь региональная часть списка каждой партии в каждом муниципальном образовании своя), среди последних в парламент попадают те, которые обеспечили наибольшую долю голосов за данное избирательное объединение (партию). Для примера проследим коротко путь избирательного объединения-партии со дня выборов до распределения мандатов. Пусть воображаемая партия "А" выставит список из 10 кандидатов в республиканской части и 3 в региональной. В целом в республике она получает 20% голосов. А это 18 мандатов (ведь арифметически выходит, что 1% - это 0,9 депутатских мест). 10 получают "республиканцы", а ещё 8 распределяются по одному в 8 региональных группах, которые принесли относительно друг друга наибольший процент в общую копилку голосов партии. Как было сказано, срок полномочий депутатов - пять лет.

Полномочия избранного депутата Народного Собрания прекращаются досрочно в случаях: а) добровольного сложения своих полномочий; б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации; в) вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении депутата; г) признания его недееспособным решением суда; д) объявления умершим; е) смерти депутата.

Избранный депутат Народного Собрания в течение срока своих полномочий не может быть депутатом Госдумы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом парламентов иных субъектов Российской Федерации или представительных органов местного самоуправления (городских или районных собраний), судьей, работать в исполнительных органах госвласти или быть муниципальным служащим, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Что касается обязанностей избранных нами слуг народа, то по закону РД они поддерживают связь с избирателями, информируют их о своей деятельности (депутату предоставляются дни для работы с избирателями), выполняют другие обязанности. Привлечение к уголовной (за преступления) и административной (за менее серьёзные правонарушения) ответственности осуществляется в специальном порядке. Парламентарии, находящиеся в призывном возрасте, имеют отсрочку от армии. Статья 23 республиканского закона "О статусе депутата Народного Собрания Республики Дагестан" гласит: "Депутату Народного Собрания ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в сумме, равной 1000 рублей" (данная сумма не облагается подоходным налогом), ему возмещаются и командировочные расходы. Парламентариям, работающим на постоянной профессиональной основе, наравне с членами Правительства (министрами) предоставляется медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, установленных для членов Правительства Республики Дагестан. "Депутат Народного Собрания, работавший на постоянной профессиональной основе, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии, назначаемую в соответствии с законодательством" (закон Дагестана о статусе депутата НС РД).

Если говорить о фактическом положении вещей в сфере представительной власти, то интересно заметить, что в 2007 году перед выборами Центральная избирательная комиссия России констатировала, что партийное деление в Дагестане не соответствует их реальным интересам кандидатов и их кооперированию. А первый Президент РД в 2009 году на встрече со студенческой молодёжью заявил, что испытал большие трудности с формированием (!) Народного Собрания Дагестана. Судя по недавнему высказыванию депутата Абрамкиной ("Мы все прекрасно понимаем, что деление на партии, особенно в регионах - это условно, потому что мы все тут живые люди"), пропорциональная (партийная) система выборов пока не стала подлинно демократической составляющей народовластия. Настораживает и мысль изучающего этнополитические процессы на Северном Кавказе К. Казенина: "Основная особенность Народного Собрания Дагестана - прямое представительство там всех наиболее влиятельных в республике семей и деловых групп".


Опубликовано:
газета "Ёлдаш/Времена", 18 февраля 2011 г.

Размещено: 22.02.2011 | Просмотров: 2884 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.