Кумыкский мир

Культура, история, современность

О названии "Эндирей"

Эндирей один из древних и раннесредневековых городов кумыков и их предков. Он имеет дна варианта названия: Эндирей, Эндери. Вместе с тем существует народная легенда об основании этого поселения представителем древнекумыкского племени тюменов Индер-баем. Первый компонент этого имени Индер представляет собой третий вариант отмеченного названия. Вариант Индер показывает, что в составе двух других параллелей имеются окончания вторичного происхождения, т.е. вариант Эндирей восходит к исходному Эндир, а вариант Эндери к Эндер. В то же время не исключено, что в кумыкском языке могли существовать и другие варианты этого онима. Один из них представлен, вероятно, в составе собственного мужского имени Май-ундур (вар. Байундур)...

Древнейшее упоминание об этнониме эндер/ундур на территории Северного Кавказа и Дагестана содержится в работе армянского историка М. Хоренского и датируется II в. до н.э. Ряд историков оспаривает эту датировку и связывает древнейшие тюркские этнонимы данного региона с IV в. н.э., т.е. с общепринятой датой вторжения гунно-булгарских племен на территорию Восточной Европы. Между тем следует учесть и мнение европейского историка Ф. Альтхейма, который полагает, что тюркские племена Алп-индур, Ац-индур проживали в Восточной Европе до прихода гуннов, т.е. до 4 в. н.э.

На территории Дагестана примерно с IV в. н.э. и вплоть до вторжения половецких племен в различных письменных источниках отмечены многочисленные производные с компонентом ЭНДЕР или с его различными фонетическими вариантами: сем-ендер, вен-ендер, хайл-ындур, гуннуг-ундур, огх-ондор и т.д.

Таким образом, если брать во внимание датировку М. Хоренского, то будет достаточно обоснованным отнесение первого упоминания о названии Эндирей на территории Дагестана ко II в. до н.э.

В своей замечательной работе, посвященной древней истории тюркских племен Северного Кавказа и Дагестана, замечательный русский историк, хазаровед М.И. Артамонов отмечает, что этноним венендер (ванандар) является синонимом другого тюркского этнонима оногур (История хазар. Л., 1962. С. 177). Этноним же оногур имеет достаточно прозрачную этимологию. Он состоит из тюркского числительного он "десять" и существительного огур со значениями "племя, род, народ, происхождение", т.е. оногур означает "племя, состоящее из десяти родов". В таком случае и его синоним ван-андар должен иметь такой же состав компонентов. И действительно, расчленив эту основу на компоненты ван- + -андар (вен-ендер), мы получаем элемент ван, который находит соответствие в современном чувашском числительном вун "десять". Второй компонент этого этнонима имеет два варианта: -андар, -ендер и логически соответствует основе огур (см. ниже). Следовательно, основа ендер и ее варианты употреблялись в гунно-булгарских языках в значении "племя, род".

Это обстоятельство объясняет и существование в древнем тюркском ономастиконе модели на -ендер: вен-ендер - "племя десяти родов", сем-ендер (варианты: зеб-ендер, себ-ендер, возможно, названия сабир - Ред.) - "племя сем", май-ундур (ср. с байундур - Ред.) - "племя май", огх-ондор - "племя огх", гуннуг-ундур - "племя гуннуг" (под этим наименованием упоминаются предки гуннов-кумыков. - Ред.), хайлындур - "племя хайлы" и т.д.

Вместе с тем необходимо отметить, что этноним эндер имел в древности и фонетический вариант типа энджер, где согласный -т-/-д- дает аффрикату -дж-, ср. древний хазарский этноним бел-енджер, восходящий, по нашему мнению, к праформе белендер. Эта основа состоит из булгарского числительного бел "пять" (соответствующего современному кумыкскому беш - пять) и вышеотмеченного этнонима эндер и имеет буквальное значение "племя, состоящее из пяти родов".

Происхождение же самого компонента эндер связано с морфологическим расширением корневого термина эн "род, происхождение" при помощи распространенного тюркского форманта -дер.

Таким образом, этнотопоним Эндирей является одним из наиболее древних названий Северного Кавказа и Дагестана. Его история тесно связана с историей кумыкского народа вот уже на протяжении более чем двух тысячелетий.

От редактора

Научных и народных этимологии названия "Эндирей" сегодня наберется, пожалуй, около двух десятков. Наиболее же убедительной, историко-лингвистически достаточно аргументированной, на наш взгляд, является этимология, данная проф. К. Кадыраджиевым. Она им была обоснована и развита в нескольких работах. Исторической подосновой данной этимологии могли быть и следующие сведения источников, которые, по всей вероятности, остались автору недоступными.

Среди них - сведения огузских источников (в основном сказаний об Огуз Хане, совершенно правомерно отождествляемым учеными с Мете Каганом хуннов, будущих гуннов) о том, что Мете (он же - Модэ, он же Огуз Хан) во время своего западного похода в 177 г. до н.э. основал на Восточном Кавказе для охраны южных границ своей империи владение Индыр-Таргы, население которого в латинских источниках уже в первые века нашей эры упоминается под двумя этнонимами - Комак и Оран (Comacs et Orans). И уже в то время "Дербенд" в источниках становится известным под термином "ворота куман". По сведениям Мюнеджимбаши, кумыки относятся к тем племенам, которым именно в эпоху Огуз Хана было вменено в обязанность быть стражами южных ворот его империи на Кавказе. Это - во-первых.

Теперь что касается самого термина "эндирей" (ср. венендер, берендей русских источников). В первом варианте он становится в 149-127 гг. до нашей эры известен не только на Нижней Волге, на Кавказе, но и в Восточной Анатолии (см.: Моисей Хоренский). Это объясняется тем, что часть родственных булгарам ванандов (венендеров), обитавших на севере Дербента, видимо, уже тогда расселились через Дербенд в Закавказье и Восточную Анатолию. Так, вплоть до прихода сельджуков в 1064 г. Карская область носила название Вананд. Кроме того, среди десяти племен, создателей Хазарского государства с центром в Семендере, хазарский царь Иосиф (960 г. н.э.) называет и племя венендер, что также важно с в связи с вышесказанным отметить.

Относительно первооснователя Эндирея также имеемся несколько версий, по-разному отражающих, как можно судить, разные исторические эпохи в изучении и осмыслении истории возникновения и развития нашего "вечного города". Так, например, немец Якоб Рейнеггс, побывавший в Эндирее в 1773 г., основываясь на доступных ему средневековых источниках, писал:

"На правом берегу реки Акташ-суи (в тексте - Адам-суи), при самом том месте, где она, оставляя горы, по равнинным полям начинает свое течение, находится знатной город Андрие, состоящий из 3000 дворов. За 1200 лет (т.е. в VII в. н.э. - Ред.) оной город был известен под именем Бальк, его почитали тогда столицей Дешт-и Кипчака (правильнее было бы Дешт-и Хазар. - Ред.), ибо в нем имел свое пребывание тюркский (в тексте по ошибке "монгольский". - Ред.) хакан Башенг (у ал-Куфи - Барсбек. - Ред.), но когда он после разных поражений и несчастливых браней с магометанами принужден был лишиться своего в сих странах владения и прогнан наконец через Терек до самой Волги, то Андрей - начальник города Калька - долгое время, защищая сие место от неприятеля, наконец, по многим сопротивлении почувствовав изнурение сил, принужден был заключить с ними мир, со всеми жителями прилепился (перешел. - Ред.) к учению магометанству, и через то зделался спокойным обладателем сего города, которой наконец назван по имени его Андрие, так как и ныне называется".

По другой версии, он назван так именем основателя этого селения - Эндера, который являлся предком Салор-Казана "Китаб-и Дедем Коркуд" (Книга моего деда Коркуда) - героя тюркского эпоса. По третьей, город назван но имени Индербая (Индирбия) из племени тюменов. Тюмены, по старинным нашим преданиям, "считали себя самыми древними обитателями Кавказа со времен персидских шахов Асфендияра, Кубада и Ануширвана".

Таким образом, можно утверждать, что Эндирей, издревле носящий это наименование, являлся со времени своего основания не только названием отдельно взятого тюркского племени или племенного объединения, но и, как можно судить на основании источников, племенного центра (а в дальнейшем и города), а также страны, области обитания гунно-булгарских (кумыкских) племен.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 21 января 2011г.

Размещено: 21.01.2011 | Просмотров: 2108 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.