Кумыкский мир

Культура, история, современность

Некоторые сведения о Чонтауле и чонтаульцах

В моей памяти сохранились сведения, услышанные из уст наших старожилов о стародавних событиях, в том числе о возникновении и истории родного села. Помню рассказы Гаджиева Багавдина Алигишиевича (1880-1970), Атаева Шахмурдина Багавдиновича (1904-1974), Темирханова Басира Амирхановича (1908-1986), Махмудова Мукая Паразукаевича (1914-1982), Гаджиева Гаджи Нажмудиновича (1918-2000), Давудова Абсалима Биймурадовича (1923-2004).

Примечательно, что вся местность вокруг Чонтавула (здесь и далее топонимика дается в кумыкской орфографии) имела собственные имена, многие из которых отражали события и факты, имевшие место в старину. Сегодня, когда значительная часть территории отдана переселенцам с гор, исконная топонимика, к сожалению, постепенно забывается. И теперь мало кто знает, где расположены Жыгъана тогъай, Шемшедин тогъай, Дёгерек аркъалар, Къайыр аркъалар, Ташлы аркъа, Ухуй аркъалар, Лакълакъ уялар, Шаршар, Тавлу оьлген, Тойгъан оьлген, Покълу атав, Йылгъын татавул, Шайтан-къазакъ, Сув-акъгъан, Орус къазгъан, Саз тюп, Сюекли тала, Къазан тала, Эки-ара бёлеклер, Гавур бёлек, Уллу хасилер, Къырым-хан чалгъан, Сынны къолу, Ибрагьим лайбасар, Ибай кёпюр, Эмере, Алхас батгъан, Сокъур кёл и многие другие.

Вот некоторые краткие сведения из истории Чонтавула.

Основателем села считается некто Чонтукъ из Таргъу (Тарки), который в середине XIV-го века выбрал место для жительства на правом берегу реки Къой-сув (Сулак) в 3-х км выше села Къазиюрт.

Надо сказать, что несколько сот лет назад главное русло реки Къой-сув проходило западнее теперешнего - ныне это рукав Малый Сулак, протекающий между селами Чонтавул и Кёстек (Костек). Существует физическая карта России XVII-го века, где река Сулак указана еще в старом (левом) русле.

Частые наводнения иногда вынуждали жителей поселений перемещаться на более безопасные места. Так, костековцы вначале жили в местечке Уьчтёбе, что в 9-км ниже Акнады (прежнее кумыкское название - Тал-отар), затем они переселились в местность Ургъа на левом берегу прежнего русла Къой-сув, напротив Чонтавула.

В этих местах издревле проживали земледельцы чагъары, которые для орошения своих угодий соорудили 20-ти километровый канал "Чагъар-татавул", существующий и поныне. Чонтукъ же со своими братьями поселился в чаще леса, так как скрывался от кровной мести. Постепенно сюда стали переселяться кумыки, живущие по берегам Терека. Здесь также осели несколько семей терекеменцев из Дербента, отемишцев (оьтемишлер) и из других мест. Жители села занимались охотой, рыболовством, скотоводством, земледелием.

Говорят, что где-то во второй половине XVII-го века жители села Солтан-Янгъы-юрт прорыли канаву (оьзек) для орошения своих полей. В последствии в результате весенних паводков это привело к изменению русла реки Къой-сув (Солакъ). Река, ранее протекавшая на западе, подтопила чонтаульцев с востока. Они вынуждены были покинуть свои дома и переместиться на 15 км выше по течению на нынешнее место, которое имела название "беш гечюв" (пять бродов). Кладбище чонтаульцев уцелело - кладбища было принято располагать на возвышенных местах.

Старое место получило название Шемшедин-отар по имени известного в истории села духовного лица; его звали Шемшедин-шайых. На старом кладбище был построен зиярат (шых) - "Шемшединни шыхы". За кладбищем ухаживали вплоть до 60-х годов прошлого века (т.е. до переселения горцев на эти земли чонтаульцев).

Обосновавшись на новом месте, жители села занялись прежними видами хозяйственной деятельности. Иногда случались засухи; тогда мужская часть населения уходила на заработки к Волге (Эдиль сув), в Царицын (Сарисын), Саратов (Саритав) на уборку и перевозку урожая ("киреге бара болгъан").

Маршрут Персидского похода Пётра Первого (1720-21 годы) пролегал через наши земли. По его приказу недалеко от села был построен паром (бурам) через Сулак. Местные жители пользовались этим паромом до 60-годов 20-го века, т.е. более двух веков. В топонимике этих мест (7-18 км ниже села) мы слышим отзвуки тех времен: Шайтан къазакъ, Орус къазгъан, Солдатское и др.

В начале 19-го века в селе было 150-160 хозяйств. Во времена Кавказкой и русско-турецкой войн значительное число семей эмигрировали в Турцию, Сирию. Одним из известных личностей этого периода был Магьмут-шайых. Еще в 30-е годы прошлого века на старом кладбище Стамбула находился зиярат (шых) с надписью над дверьми: "Чонтавуллу Магьмут шайыхны зияраты".

В 1880-1916 годах старшиной села был Гайдарбек Халимбеков, он так же являлся заседателем шариатского суда в Темирхан-шуре и Георгиевске. Известно, что наш сельчанин Темирбек Дакаев участвовал в русско-японской войне.

С 1917 года и до сталинских репрессий старшиной был Хасай Жамав. Под его руководством сельчане оказывали помощь отрядам У. Буйнакского добровольцами, оружием и продовольствием (рыба, икра, мясо). Надо отметить, что в эти годы у чонтаульцев на Малом Сулаке был рыбный промысел. В 1919 году, 20-го ноября, проездом в Чонтауле побывали Киров и Орджоникидзе. За поддержку революционеров сторонники Гоцинского и Узун-Хаджи, не имея возможности переправиться через Сулак, обстреливали чонтаульцев из пушек со стороны с. Костек. Чонтаульцы были вынуждены трижды покидать свои дома и скрываться на берегу Большого Сулака в местечке "Терекеме отарлар" (в 7-ми км от села). Это время в народе получило название "къач-гёч", т.е. вынужденное (бегством) переселение.

Немало сельчан участвовало в гражданской войне. На стороне советской власти воевали Курманали Махмудов, Агагиши Алхаматов, Касув Казаматов и другие.

После коллективизации селом руководили в разные годы чонтаульцы Сахсай Умаров, Давут Арсланханов, Салатав Батырбеков, Шахмурдин Атаев, Бийсолтан Акаев и Анвар Хакимов, а также Малик Закиров из Торкъали.

До 50-х годов прошлого века территория между Малым и Большим Сулаком, площадью более 12 тыс. га, находилась в ведении Чонтаульского сельсовета. К нему относились такие хутора и местечки как Язиковка, Заготскот (ныне Кироваул), Теркеме-отарлар, Чагъарлар-олтурган, Василь-отар, Шемешедин-отар, Цада, хутора колхозов им. Карла Маркса и им. Хизроева, Акъ-кёл и др. В 1957 году колхоз был реорганизован в совхоз.

В разные годы за высокие производственные показатели немало колхозников стало участниками ВДНХ. Среди них: Шепиева Хамис (1934), Халилов Юсуп (1956,1958), Гаджиалиев Алибек (8 раз!), Иналова Шекерхан, Исламов Гьажакъа, Яников Магомедбек, Гимбатов Хизири, Магьмудов Иса, Умарова Роза, Дакавова Шыхбике, Темирханов Абдулжалил, Алханов Наби, Атаева Сакинат (кавалер Ордена Ленина), Къойчуев Ибадулла (кавалер Ордена Красного Знамени), Казиханова Арапат и другие.

Однако немало сельчан пострадало от раскулачивания и сталинских репрессий. Были выселены в Сибирь семьи Акамова Солтанбека (8 чел.), Минкайылова Ичакъава (5 чел.), Татархановых (7 чел.), Мамашева Яраша (11 чел.), Акавова Халида (5 чел.) и еще более 30 человек. Вернулись единицы.

Первым учителем в нашем селе был Амирханов Басир, который получил образование в Бахчисарайском педтехникуме в 1926-30 годах. С 30-х годов в местной школе работали талантливые учителя Темирханов Басир, Сайдуллаев Гьюсен, Шихаматовы Идрис и Жанакъай, Халимбеков Гьажи, Ансаров Табиин, Темирханов Гьамит, Ансаров Наби, Алюковы Шарав и Екатерина, Темукъовы Темукъ и Шама, Гьажиев Гьажи...

Рассказывают, что в 1937 году на охоту в Чонтульский заказник, на озеро "Шайтан", приезжал знаменитый полярник Анатолий Папанов. Он останавливался у директора местной школы Басира Амирханова.

Перед Великой Отечественной войной в селе было около 320 хозяйств. На фронт ушло более 150 человек, вернулись только 68. В карело-финской кампании принимали участие Гамидов Абдурашид, Солтанов Гьажи, Аскеров Устабек. В Маньчжурии воевал Махмудов Мукъай.

Против немецко-фашистских оккупантов воевали офицеры: майор Абдурахман Темирханов, ст. лейтенанты Гьюсен Сайдуллаев и Жаммат Бийбулатов, лейтенанты Жанакъай и Идрис Шихаматовы, Иманмурза Аскеров. Гвардии ст. сержант Ахмедрашид Моллаев дважды был представлен к званию Героя Советского Союза, но по неизвестным причинам награду так и не получил.

С момента основания Чонтавул был чисто кумыкским селом. С 1957 года сюда начали переселяться из Средней Азии депортированные в 1944 году чеченцы-аккинцы. А с 1964 года началась неконтролируемая миграция с гор аварцев, в основном жителей высокогорного Цумадинского района.

В настоящее время в селе 3150 хозяйств, проживают около 10 тыс. чел, в том числе кумыков - 4 тыс., аварцев - 3,2 тыс., чеченцев - 2,8 тыс. человек. Здесь две средние и одна начальная школы, три мечети.

Размещено: 14.01.2011 | Просмотров: 5164 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

jupiter оставил комментарий 17.01.2011, 06:32
Comment
У меня не комментарий, а вопрос тем кто из Чонтаула. Знаете ли вы Шахмурада Даудова, ему лет 46, он со мной учился в Махачкале. Передайте ему чтобы написал мне в личку. Заранее баракалла.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.