Кумыкский мир

Культура, история, современность

Караман был нашим Куликовым полем

410 лет минуло со дня победоносной битвы, состоявшейся в 1605 году на Караманском поле у устья р. Сулак в Кумыкии. Именно этой знаменательной дате нашей истории и был посвящен представительный круглый стол ученых, общественных деятелей и журналистов, прошедший недавно в редакции  «Ёлдаш». Участники встречи говорили о великом значении этой победы  для исторических судеб кумыков и всего Кавказского региона, а также, в связи с юбилеем, и о вытекающих отсюда задачах. Конечно, тема эта еще долго и долго будет оставаться предметом исследования.

Но уже сегодня мы можем сказать, что битва эта, действительно,  по своему историческому масштабу и последствиям имеет не только узкорегиональное значение. Фактически она стала, без всякого преувеличения, столкновением цивилизаций на Кавказе: христианской, представленной постзолотоордынской православной Русью на потенциале экспансии и под флагом оказания помощи грузинским христианам, рвущейся овладеть Кавказом, и мусульманской – в лице кумыков и их союзников: тюрков Азербайджана и Османской империи, крымских татар и горцев. Но могут спросить: осознавали ли сами кумыки и их правители цивилизационное значение этого столкновения? Я отвечаю на данный вопрос утвердительно. Ибо именно в таких категориях осмысливал столкновение с Москвой еще в конце 16 в. Чопан-шаухал Тарковский в своем послании турецкому султану

«А русские захватили р. Терек, построили крепость и собираются послать против нас большое войско. А только моей землею завладеют, а Дербени, Шамахе, Ширвани и Гянже, и всем городам, что ты поимал у Кизылбашского, как устояти? Все те городы будут за царем Московским; а бусурман в тех городах высекут. И государева рать будет в соединенье с Кизылбашским и Александром царем (грузинским), придут на Царьград с сей стороны, а франки и Шпанской король с другой стороны, и тебе как усидети самому в Царьграде? Поймают тебя, а бусурман всех высекут, а иных в свою крестьянскую веру приведут, и наша бусурманская вера вся разо­рится от тебя, только не вступишься за нас».

Можно допустить, что не все полководцы и участники битвы тогда догадывались, что от исхода ее решится вопрос, какая культура будет доминировать на Кавказе в течение последующих столетий – тюрко-мусульманская или русская православно-христианская? Сегодня мы знаем, что на исход битвы в немалой степени повлиял выбор местных народов – кумыков и их единоверных братьев (союзников) на Южном и Северном Кавказе, которые тогда дружно  встали  вместе с кумыками против русской экспансии и победили противника в честном бою.

Описания битвы в русских источниках, естественно, тенденциозны  и  отличаются сухостью. Национально ангажированные историки (см. соч. Н. Карамзина, С. Соловьева), несмотря на понесенное там русскими сокрушительное поражение, считали его своей победой над «коварными кумыками», которые якобы воевали не по правилам, или вообще приписывали эту победу прибывшим на помощь им их братьям1.

Мусульманские хронисты, напротив, были уверены: не будь этого поражения, понесенного в Дагестане (Кумыкия) в 1605 году, Россия на целых 100 лет раньше вышла бы к берегам Аракса и Куры; победа эта высоко подняла статус и славу кумыкских шаухалов и подвластного им народа в мусульманском мире. XVII век стал веком их могущества и независимости. Адам Олеарий, побывавший в Кумыкии через тридцать с лишним лет (!) после этой победы, свидетельствует: «Они (кумыки. – К. А.) заявляют, что не подвластны ни иранскому шаху, ни великому князю Московскому, что они, дагестанцы (они же кумыки. – Ред.), не состоят в подданстве ни у кого, кроме Бога». Великого значения этой победы для кумыков не отрицали и другие сторонние хронисты той эпохи.

Несколько слов о современных подходах к изучению и освещению темы Караманской битвы.

Современные французские исследователи (Chantal Lemercier-Quelquejay. Cooptatinon of the Elites of Kabarda and Daghestan in the sixteenth Century // The North Caucasus barrier. London. 1992. Pp. 39-41) склонны рассматривать ее в категориях джихада (священной войны). Они считают (видимо, под влиянием некоторых русских авторов и, в частности, генерала В. Потто), что  «война 1604–1605 гг. получила оболочку джихада и стала началом всех прочих джихадов в последующих столетиях...». С ними отчасти можно согласиться, но не полностью, ибо «эра джихадов» (термин), пожалуй, началась не в 1605-м, а гораздо позже, в эпоху шейха Мансура, усилиями имамов (адептов) «кавказского газавата», когда Россия вновь начала «огнем и мечом» утверждаться на Кавказе, особенно в нагорной части Чечни и Дагестана.

После Караманской же битвы, вплоть до начала Персидского похода, когда Петр I в ходе короткой, но успешной кампании занял Дербент, Мазендаран, успех во многом сопутствовал кумыкским шаухалам, которые стали доминирующей силой в регионе Северо-Восточного Кавказа. Конфликт был возобновлен в конце XVIII в., после договора Кучук-Кайнарджи, с успехом для армии Екатерины II. Ни османская (турецкая), ни иранская империи, а тем более кумыки, не были способны противостоять русскому завоеванию.       Цивилизационное же значение Караманской битвы заключается в следующем.

Первое. Караманская битва, остановившая русскую экспансию на Кавказ на целых 118 лет, имела такое же сакральное значение для кумыков, как и битва на Куликовом поле  в 1380  году для Руси.

Второе. Победа на Караманском поле стала:

– важнейшим этапом в духовно-нравственном возрождении кумыков; мощным фактором кумыкской идентичности, взлета кумыкского национального самосознании;

– рождения на Кавказе в лице кумыков новой мусульманской нации. (В этой связи интересно высказывание Баммат-шаухала Тарковского (конец 18 в.), содержащееся в письме кавказскому генерал-губернатору П. С. Потемкину, о том, что «подданные мои кумыки все почти узденьей породы» и что они представляют собой «мусульманскую нацию»).

Третье. В международный политический лексикон вошли термины «дагестанцы», «кумыцкие народы», под которыми, прежде всего, подразумевались доминировавшие в тот период на Кавказе сами кумыки и горские племена, оказавшиеся в орбите их политического и культурного влияния и достаточно тюркофицированные (не случайно уже в первой четверти 18 века участник т.н. Персидского похода Петра I офицер-немец на русской службе Иоганн Гербер, описывая «страны и народы вдоль западного берега Каспия», писал «Дагистан… народ называется дагистанцами, так же и кумыками».

И еще. В год 410-летия Караманской битвы в околонаучных кругах Дагестана вновь возобновились нападки на кумыков и их историю. С некоторых позиций это и вполне объяснимо – продолжаются битвы за историю. Ибо знаменитая формула Оруэлла «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим» не отменена. Вот и хотелось бы некоторым нашим нечестным конкурентам оттеснить нас с нашей же истории, как это правильно заметил наш известный медийный политический аналитик и публицист Б. Узунаев в газете «Свободная республика». Оказывается, не мы, кумыки, творили свою историю, и не мы побеждали врага на Караманском поле у устья Сулака, а они – лакские парашютисты, в разгар битвы десантировавшиеся прямо на Караманском поле и решившие исход сражения.

И об этом говорили участники нашего круглого стола. На кого и на что рассчитывают наши недруги в области истории в данном случае, мы хорошо знаем. Эти авторы и те их покровители, за спинами которых они трусливо скрываются, хотели бы обуздать не только нас, но и наши историю, язык и культуру, нашу историко-цивилизационную и суперэтническую идентичность. Мы категорически против актуализации старых обид, споров и вражды. Но пусть они не ждут от нас пассивной позиции. Не будет! Мы никому не дадим демонтировать нашу собственную славную историю.


1К современным курьезам такого опошления и принижения победы кумыков на Караманском поле следует считать появление некой статьи в Википедии, в которой ее автор приписывает эту победу лакцам (см. статью Б. Узунаева в газете «Свободная республика).

http://yoldash.ru/articles/health/karaman_byl_nashim_kulikovym_polem/

Размещено: 02.07.2015 | Просмотров: 2403 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.