Кумыкский мир

Культура, история, современность

Вышел в свет первый том Антологии кумыкской литературы

фотоДагестанское книжное издательство выпустило первый том Антологии кумыкской литературы с названием «Асрулар сезе гелген асил сёз». Составители, авторы предисловий и комментариев – Алиев Салав Магомедсалихович и Акаев Магомедганипа Даниялбекович, ответственный редактор – Магомедов Бадрутдин Магомедович.

Книга предваряется довольно ёмким предисловием, точнее историко-литературной статьей. В первой её части составители Антологии обсуждают проблемы происхождения и этнической истории кумыков начиная с эпохи господства в южных степях Восточной Европы киммерийцев и до формирования Шамхальства Тарковского. Затем авторы в тесной связи с этногенезом кумыков предлагают выделить в истории становления кумыкской словесности, включая не только письменную художественную литературу, но и все богатство устного народного творчества, четыре эпохи:

1-ая эпоха – эпоха киммерийцев (с 8-7-го века до н.э. по 3-й век н.э.). К этой эпохе относятся наиболее архаичные образцы кумыкского фольклора как «Макъсуман булан Къарткъожакъ», «Минкюллюню йыры», некоторые сюжеты древнего огузского эпоса «Дадам Къоркъутну китабы» и другие. В Антологии данный период представлен тремя частями «Дадам Къоркъутну китабы», адаптированными к современному кумыкскому языку.

2-ая эпоха – эпоха гуннов-хазар (4–10 века н.э.). По мнению авторов к этому периоду может быть отнесен столь популярный у кумыков цикл «Къанна къазакъ йырлар» («короткие казацкие песни»). В эту же эпохи зародились и некоторые дошедшие до наших дней героические баллады, например «Абдулланы йыры». В этот период зарождается руническая письменность. Хотя собственно кумыкских письменных артефактов того периода не обнаружено (см. интересную гипотезу о т.н. «Таркинской надписи»), составители Антологии решили включить в книгу фрагменты произведений некоторых средневековых тюркских авторов. Это, прежде всего, «Шан къызы дастаны» («Легенда о дочери Шана») Микаила Башту, дед которого якобы был священнослужителем в древнем Семендере. Впрочем, следует отметить, что данное произведение многие историки и источниковеды считают подделкой в стиле тюркского народного дастана. Также включены фрагменты «Хазари тарихи» Абдуллы аль Хазари, сына Микаила Башту.

3-я эпоха – эпоха куманов(кипчаков)-кумыков (11–18 века). Это период широкого распространения мусульманской культуры, когда языками литературного творчества стали арабский, персидский и общетюркский литературный языки. В Антологии приведены поэма «Цветы кыпчакского поля» («Къыпчакъ чёлню гюллери») Рейхана Бухарая и произведения собственно кумыкских авторов (Къобуз Абдулла, Умар Тюменнай, Умму Камал), а также две легенды из «Акъсакъ Темирни ва Таш уланы таварих китабы» («Книга легенд о Железном Хромце и Каменном юноше»). Отдельной главой представлены историко-героические произведения, относимые ко 2-ой и 3-й эпохам. Это «Дербент-наме» Мухаммеда Аваби-Акташи, «Анжи-наме» Кадир-Мурзы Амирхангентли, песни Аманхора и Али-Кули-Хана Валех Дагестани. Еща одна глава представляет произведения кумыкских суфийских поэтов (Багдад Али, Мисгин Али, Мухаммад-Кази и др.). Отдельной главой даны назидательные стихи Абдурахмана Какашуринского.

4-ая эпоха – период новой кумыкской литературы (19-й – начало 20-го века). В книге этот период представлен произведениями известных авторов, от Йырчы Казака до Зайналабида Батырмурзаева.

В Антологии дается краткая информация о жизни и творчестве каждого автора.

Книга, безусловно, является прекрасным и ценным подарком всем ценителям родной кумыкской литературы. Жаль только, что издана она тиражом всего в 500 экземпляров, и увидеть её в свободной продаже вряд ли удастся.

Размещено: 27.11.2013 | Просмотров: 2617 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.