Кизляр-наме. История терско-кумских кумыков
Дациев Абас Салимсолтанович
Кизляр-наме
История терско-кумских кумыков
Махачкала, 2004.
Научный консультант – доктор исторических наук Акбиев Арсен Солтанмурадович.
Литературный консультант – кандидат филологических наук Алиев Салав Магомедсалихович.
528 стр.
Книга издана на пожертвования предпринимателей и жителей кумыкского населения Моздокского района Республики Северная Осетия.
«...Бир миллетни тарихи - (историясы) - ону бютюн барлыгъын, болгъанлыгъын, кемчилигин, артыкълыгън, яшавун, гьюнерин толу кюйде гёрсетеген бир гюзгюдюр...».
«История народа - это зеркало, где в полном объеме показывается все, что было и что есть у народа: его слабости и величие, настоящая жизнь и его таланты».
Зайналабид Батырмурзаев.
1917 год, октябрь, ж. «Тангчолпан» №4
Бисмиллагьи ррагьмани ррагьим
ОБ ЭТОЙ КНИГЕ
История кумыков освещается в работах Мухаммеда Аваби Акташи «Дербент-наме», Абдул-Гусейна Ибрагимова «Кизляр-наме», Мухаммета Эфенди ат-Таркови (XVII-XVIII в.) «Кобан-Наме», в трактате Абдул-Кадыра Мурзы Амирханкентского «Анжи-наме», в произведении современного этнолога и политолога Камиля Алиева «Таргу-наме», вышедшем в свет в 2002 г. и во многих других исследованиях. В названиях всех этих произведений присутствует слово наме, которое переводится с тюркского как «слово» или «повествование». На берегу буйного Терека есть два населенных пункта, основанных кумыками. Это город Кизляр в Дагестане и село Кизляр в Осетии. В этой книге мы постараемся воссоздать историю села Кизляр, рассказать о современной жизни кумыков, населяющих его, назвать имена тех, кем гордится наш народ. Поэтому, мне показалось, будет справедливым рассказ о терско-кумских кумыках и их поселениях назвать словом наме, тем более что у кумыков это стало традицией.
В ходе предварительной работы был собран богатый фактический материал: воспоминания, архивные документы, письма, фотографии. Основываясь на них, я попытался воссоздать истинную историю терско-кумских кумыков.
Безусловно, я не претендую на абсолютную истину, так как все знает только Аллах. Поэтому заранее прошу извинить меня, если обнаружится какая-нибудь неточность или ошибка. Особые трудности возникали при восстановлении списков участников войны и репрессированных в 20-50-е годы, так как архивные материалы не сохранились и основными источниками информации стали воспоминания очевидцев тех событий. Поэтому очень прошу всех читателей, имеющих какую-либо информацию или документы по данной теме, сообщить мне для дальнейшей доработки этой книги. Я буду вам очень благодарен.
Если народ не чувствует в себе родства, он умирает! Это закон.
Мурад Аджи
* * *
Кумыки, являвшиеся культурным народом Кавказа, принявшим ислам уже в средневековье, среди языческих жителей играли роль мусульманских культуртрегеров... Многие кавказские народы (кабардинцы, чеченцы, лезгины и другие) находились под их влиянием, приняв их язык, обычаи и религиозным делам обучаясь у кумыков.
А. Вамбери, венгерский ориентолог. 1885 г.
У всех в памяти 10 сентября 2001 г. Село Кизляр гудит как встревоженный улей. Люди в радостном, приподнятом настроении: отмечается праздник, посвященный дню села - 250-летию проживания на этом месте. За всю 15-вековую историю это село много раз переселялось с одного места на другое и только по правому берегу Терека, но никогда жители не видели такого торжества. К нему готовились все. По предложению главы администрации села Кизляр Элесханова Ильмудина Сраждиновича расторопные и инициативные кумыкские предприниматели горячо взялись за проведение праздника и организовали его наилучшим образом. За это им спасибо.
Приехало много гостей из районных и республиканских органов Северной Осетии, из Дагестана - делегация во главе с председателем Кумыкского народного движения «Тенглик» Алиевым Салавом Магомедсалиховичем, артисты Кумыкского национального театра, поэты, писатели, деятели науки и главы администраций. Праздник удался на славу, люди от души радовались, и самое главное, что героем праздника была дружба между людьми всех национальностей. У этого события есть продолжение, а у села Кизляр и у кумыков - их предыстория. Ей и посвящается эта книга-исследование.
Древо сильно корнями, как и народ, знающий и помнящий свои корни. Корни древа кумыков уходят в далекую древность, даже трудно себе представить, как далеко. Им несколько тысяч лет. С помощью бескорыстных и искренних друзей постараемся заглянуть в то далекое время, когда кумыки сформировались как народ и на этом пути обретали свой родной кумыкский язык, верили Всевышнему Тенгири, а потом и Всемогущему и Милосердному Аллаху.
Если все это тебя волнует, прочти эту книгу. Она о тебе, обо мне, о нашем многострадальном народе - о кумыках!
Дорогой мой читатель, прочти и задумайся: все ли мы делаем как надо, как того требует Всевышний?
Без прошлого нет народа, без прошлого он сирота.
Мурад Аджи
Работая над этой книгой, я всегда старался придерживаться мыслей выдающегося этнолога Льва Гумилева о действительно правдивой истории народов. Только на основе реальных фактов можно создать непредвзятую, истинную историю. Он писал: «В науке существует только один критерий: мнение не должно противоречить строго установленным фактам, но вправе противоречить любым концепциям, сколько бы привычны они ни были».
Только человеку, владеющему прошлым, принадлежит будущее.
Джордж Оруэлл
* * *
Верное и точное изучение исторической жизни дает самое лучшее средство для понимания ее в настоящую пору.
Русский историк Н. Я. Аристов
Содержание
- Об этой книге
- Кумыки о кумыках
- Проблемы формирования кумыкского этноса
- Свидетели и хранители древних тайн тюрков
- Тайна горы Кайлас
- Барс эл (барсилы)
- Крепость на Тереке
- Расцвет и упадок Туманского (Тюменского) княжества
- Немецкий поэт-классик Пауль Флеминг о кумыках
- История, написанная на лице земли
- Земли Безымянные
- К вопросу о значении термина туман-тюмен
- Малая и Большая Кабарда
- Огнем и мечом
- Свидетели древности
- Кизляр в 13 лицах
- Второе рождение Моздока
- Земля и война
- История и фольклор
- Терские кумыки в произведениях русских писателей
- Легенды и были села Кизляр
- Кумыкские князья Бековичи-Черкасские
- Князья Бековичи-Черкасские на службе у России
- К проблеме родословной кумыкских князей Бековичей-Черкасских
- Кумыкские князья и мурзы Туманского княжества
- Встреча в дали от родины
- Смена эпох
- История терских кумыков в советское время
- История колхоза «Красный Кизляр»
- Враг у порога
- От первого лица. Кизляр в огне
- Маленькие составляющие большой победы
- С верой в победу
- На защиту Отечества
- В родной семье
- Я на своей земле
- От разрухи к процветанию
- Смена общественной формации
- От жалоб к действию
- Вопросы социально-экономического развития, улучшения условий труда и быта жителей населенных пунктов Моздокского, Пригородного и Ирафского районов
- Участие терских кумыков в различных событиях нашей страны и за рубежом
- Село Борансув (Борагъан сув)
- Магаматкала (Магъамматкъала) - ст. Вознесенская
- Верхние Бековичи
- Село Малый Малгобек
- Облик села Кизляр в 60-80-е годы
- Здравоохранение
- Сельские библиотеки
- Почта и связь
- Вопросы религии и образования
- Плеяда славных
- Преемник Исака-хажи Арсланхан-хажи Айдаров
- Тарикатизм: его последователи и противники
- За мир и согласие между народами
- Народное образование терских кумыков
- Руководители колхозов
- Спортивная жизнь села Кизляр
- Великие участники Великой Отечественной войны
- Рассказы об участниках Великой Отечественной войны
- Письма с фронта
- Это нужно не мертвым, это нужно живым
- Жертва беззакония
- Земледелие сегодня
- Трудоустройство и кадры
- Первый капитан команды «Алга» («Алгъа»)
- Выбор жизненного пути
- Жить для людей
- Рожденный для сцены
- Своим трудом
- Первый академик архитектор из Кизляра
- В дали от Родины
- Быть человеком времени
- Народный судья
- Ученый из Кизляра
- Он так сильно любил свой край
- Начало большого пути
- Заключение
- История терско-кумских кумыков (хронология)
- Кумыкские и тюркские слова, встречающиеся в книге (Китапда ёлугъагъан къумукъ ва тюрк сёзлер)
- Библиография
- Кизляр и кизлярцы в фотографиях
Комментарии на facebook