Кумыкский мир

Культура, история, современность

К вопросу об образовании шамхальства Тарковского

(проблемы и поиски)

Среди ученых-кавказоведов нет полного единства мнений о времени и истории образования шамхальства, все еще идут споры вокруг самого термина. Одни ученые полагают, что термин «шамхал» произошел от слияния двух топонимов: Шам, что значит Сирия и Хал - местечко, откуда происходил первый ставленник арабов. Другие считают, что термин «шамхал» производное от собственного имени арабского ставленника Шахбала [1].  Эта версия получила довольно широкое распространение. Следует отметить, что данная версия была подвергнута справедливой критике и многие ученые-кавказоведы считают, что она не состоятельна. Так, по меткому замечанию знатока арабского языка М.-С. Саидова, «…само имя Шамхал с этимологией Шам(Сирия) и Хал(название населенного пункта в Сирии) вызывает недоумение, т.к., если образовать от этих двух слов новое слово путем слияния их, то, согласно законам арабского языка, получится не шамхал, а хал-аш-шам»  [2]. Б.Г. Малачиханов же считал термин шамхал производным от арабского слова шейх [3]. Некоторые исследователи полагают, что «шамхал, уцмий, майсум- титулы правителей Дагестана, ставшие известными в более поздние времена в иной транскрипции и являются названиями местного происхождения.
По мнению известного этнографа Л.И. Лаврова, «центром шамхальства до середины XVII в. был не Тарки, а Кумух» [4]. Считается, что после недолговременного правления в 1641 г. Сурхая III столица шамхальства переносится в Тарки, и за владением, начиная с 1641 г., утверждается название Тарковского [5]. В другой работе Л.И. Лавров пишет, что «Тарки- бывшая столица некогда могущественных хазар, а затем грозных шамхалов, играл роль второго Дербента, т.е. укрепленных ворот на пути из Закавказья на Северный Кавказ» [6]. Здесь нетрудно заметить явное разночтение. Город этот, впервые упоминаемый в армянских источниках еще в VIII в. как «гуннский город Таргу» [7], известен и в последующие эпохи: в XIII в. (под 1253-1255 г.) среди покоренных монголами земель и народов его упоминает итальянский монах, посол папы Римского, Плано де Карпини; обозначен он и среди городов Золотой Орды на Каталонской карте, составленной в 1375 г.; сведения о нем имеются и в источниках, относящихся к истории тимуровских походов на северный Кавказ в 1396-1397 гг.; в документах Римской  католической церкви в 1401-1403 гг. и т.д. [8] 
Все эти исторические данные свидетельствуют о том, что Тарки испокон веков являлся важным городским административно-политическим и культурным центром кумыков и всего региона [9]. По сведениям грузинских послов в Москве  (1603-1604 гг.), в местности Тарки «исстари город бывал каменной, стоит на горе… и на той горе на самом верху стоит башня каменная» [10].  Послы Грузии на вопрос русских сановников 9 марта 1604 г., какие меры можно принять для завладения некоторыми соседними с Грузией городами, характеризуя географическое и политическое значение Тарки подчеркнули: «Город Тарки в Кумыкской земле весьма древний…» [11]. Сообщения грузинских послов свидетельствуют, что Тарки  считался древним центром шамхальства, ещё задолго до 1641 г., опровергая тем самым утверждение Л.И. Лаврова.
Знаменитый турецкий путешественник Эвлия Челеби, восхищенно описывая первопрестольных кумыкских шамхалов, отмечал, что «с давних времен [город Тарки] являлся местом престола шахиншаха Дагестана и потому он служил пристанищем и прибежищем для правоверных» [12].

Но вернемся к истории образования самого шамхальства. По мнению известного дагестанского ученого, профессора Р.М. Магомедова, имеются «все основания отнести этот термин (шамхал.-М.-П.А., Ю. И.) к Золотой Орде, нежели арабам. Можно считать, что правитель кумыков в период господства татаро-монгол ими выдвинут в этот сан» [13].  Далее он утверждает, что шамхальство возникло на Прикаспийской плоскости на территории, «населенной кумыками». И лишь начиная с XV в., когда «Шамхал Тарковский стал играть ведущую роль в нагорном Дагестане, «тогда ему… удалось на время подчинить Кази-Кумух и принудить лаков платить ему дань» [14].  Эту же идею Р.М. Магомедов развивает в следующей своей работе «История Дагестана», где он пишет, что «под шамхальством подразумевается, главным образом, земля, населенная кумыками… шамхалы сохраняли в зависимости от себя и Кази-Кумух»  [16].

Мы считаем версию происхождения шамхалов от чингизидов наиболее вероятной и постараемся привести веские аргументы в ее пользу. 

Во первых следует отметить, что «в русских и грузинских старинных дипломатических актах XV и XVI столетий Шамхалы именуются Шевкалами. Этим же именем называется иногда и подвластный им народ; большею же частью народ этот называется Кумыками. В этих же бумагах и русские и грузинские цари нередко величают шамхала Государем» [17]. Титул Шевкал хорошо известен истории Руси. Так звали ханского баскака убитого в Твери в 1327 году [18]. Настоящее имя этого Шевкала было Чол-Хан (в древнерусской транскрипции Щелкан) и он приходился двоюродным братом хана Узбека.  В связи с этим интересно, что азербайджанский историк первой половины XIX в. А.-К.  Бакиханов называет родоначальником первых Шаухалидов родственника Чупана (Амир-Джуфана) сына Али-бека [19]. Известно, что Хасан, он же Джуфан (Чупан) являлся улусбеком (правителем) Крыма [20]. Слова А.-К.-А. Бакиханова о том, что шамхалы были родственниками именно эмира Чупана можно рассматривать, как прямое свидетельство в пользу их происхождения от Тукай-Тимура сына Джучи.
Во вторых местные предания прямо утверждают наличие в Дагестане, в том числе в нагорной его части правящей элиты тюрко-татарской элиты. У даргинцев представители данной  были известны  под термином «талкан» (араб.طرخان; башк. тархан; кит. 達干; монг. дархан; перс. ترخان ‎; тат. тархан; чуваш. турхан;) - привилегированное сословие тюркской знати),  а у аварцев  под терминами «чухби» и «нуцалчи» [21].  В Западном Дагестане в золотоордынский период тюрко-татарское происхождение имели, в частности  правитель области Гидатль (Шамилёвский район РД) по имени Олло (Уллу?),  правитель Мачада (также Шамилёвский район РД) Кабтар-Хан, в высокогорном селении Сагада (Цунтинский район РД) правил Герей-Хан), а в селении Чирката (Гумбетовский район РД) правил Ата-Хан [22]. Аналогичные сведения есть также по сёлам Аргвани и Риквани (Гумбетовский и Ботлихский районы РД соответственно). В довершении к этому, правивший в селении Анди на границе Нагорного Дагестана и Чечни, род носил наследственный титул шамхал, а его представители вплоть до начала XIX века помнили, что их предки раньше говорили на «языке равнины», то есть на кумыкском [23].
Таким образом, на всём Северо-Восточном Кавказе, вплоть до границ Грузии  в XIII-XV вв. господствовали тюрко-татарские феодалы. В регионе сосуществовало несколько ветвей Чингизидов,  постоянно боровшихся между собой за территории. Среди них могли быть потомки не только упоминавшегося выше Тукай-Тимура, но также  и двух других внуков Чингисхана Балакана и Бату, потому вполне вероятно, что шаухалы, имена которых отмечены в документальных источниках и эпиграфических памятниках XIII-XIV вв. могли происходить от разных сыновей Джучи.
В третьих о чингизидском происхождении шамхалов свидетельствуют местные и иностранные письменные источники. Так в хронике начала XX в. приводится выписка из более древней рукописи о войне между татарами и дагестанцами в 800 г. хиджры (IX.1397-IX.1398 гг.), вследствие которой Дагестан был оккупирован одним из татарских ханств. Правивший на тот момент "хан Баммат Шамхал" переселился в Турцию. Так как престол Дагестана остался без правителей, "собрание представителей государств решила сохранить за Дагестаном его прежнюю самостоятельность и назначить ханами сыновей татарских ханов"[24].

Кумыкский историк начала XX в. Д.-Х. Мамаев (Карабудакхентский) в своей книге "История Кавказа и селения Карабудахкент" писал о происхождении шамхалов следующее: "То обстоятельство, что в Дагестане избрали [своими правителями] род Чингиза и назвали их именем "шавхал-хан", исходило из установившейся тюркской, татарской духовности, как опоры на своё генеалогическое происхождение (насаб)… Род Чингиза почитается среди них (шаухалов) [высоко], как курайшиты среди мусульман. Они не позволяли никому быть выше них или поднять голову" [25].

Версию о чингизидском происхождении поддерживает и Али Каяев писавший, что "...в 634 г. хиджры (1239/1240) монголо-татары отстранили правящую династию, а правителем назначали своего ставленника вновь с титулом "шамхал"... "Новый шамхал происходил из рода Чингиз-Хана, и с этого времени установилась власть татарских шамхалов" [26].

Очень важные сведения по истории происхождения кумыкских правителей и Тарковского государства содержит сочинение Халим Герея Султана. По его сведениям, кумыки «после поражения Миран-Шаха от Ак Коюнлу» получили независимость, избрали себе хана из рода Чингизхана, которого величали по-своему «шаухал» [27].
Тюрко-татарскую версию происхождения кумыкских правителей приводит и крымско-татарский автор Мехмет-Эфенди (первая половина XVIII в.) в своем рукописном сочинении «Рисале- и Ахвал- и Дагыстан…», где пишет: «… в Дагестане главенствующего князя кумыков и всей приморской равнины величают шаухалом (шамхалом). Шаухалы… как и крымские ханы, происходят из древнего, но единого корня. Своим происхождением они гордятся… Лезгины ( так восточные авторы называли всех дагестанцев.- М.-П.А., Ю.И.) и все другие в своей совокупности подчиняются шаухалам. Когда их безопасность оказывается под угрозой, под знамя шаухала собирается армия из ста тысяч всадников и пеших…»[28].

Интересное объяснение титула "шавкал" дано А. Олеарием, посетившим Кумыкию в 1636 г., который переводит его как "светочь" ("Lumen") [29]. В кумыкском языке действительно есть слово "шавла" означающее "свет", вопрос о родстве этого слова с титулом шаухал остаётся открытым. Не следует по нашему мнению сбрасывать со счетов и межтюркское слово шав/шаг со значением "мощь"[30]. Оригинальную версию этимологии титула предложил лингвист Г.-Р. Гусейнов, он  возводит его к форме «йабгу»- титулу верховного правителя  западных тюрков [31].
Одним из основных показателей золотоордынского происхождения шаухальской власти является наличие в шамхальстве Тарковском характерного для Золтой Орды и её наследников (Казани, Крыма, Астрахани, Касимова и Сибири) феодального института карачи-беев (по кумыкски "къарачи-бийлер"). Как писал один из первых кумыкских историков Д.-М. Шихалиев:  "В случае важных недоразумений в решении тяжб отправлялись туда (резиденцию карачибеев Эрпели – М.-П. А.,Ю.И.) на разбирательство и в присутствии "карачи", блюстителей всех старинных кумыкских обычаев, получали окончательное определение. Сословие "карачи" находится в деревнях Северного Дагестана, Карабудахкенте, Губдене, Эрпели, Каранае и Ишкарты. Они суть потомки туземных князей, когда-то знаменитых, но влиянием шамхала ныне униженных" [32].

На генетическую связь Шамхалидов с Джучидами указывают и имена некоторых первых из них и окружавших их аристократов. Среди них можно назвать брат шаухала Ахсувара, Бугдая (сравните с именем монгольского полководца Букдая, участвовавшего в покорении Кавказа), Али Чопана (тюрко-монгольское Чобан), вельможа Сардар Нугай (Ногай) (все рубеж XIII-XIV вв.) и жившие в XVI в. шаухалы Будай и Чопан [33].
К числу подобных имён можно отнести и имя удельного Карагачского князя Муцала, чьё имя, как и наследстваеный титул правителей аварцев в Нагорном Дагестане нуцал явно созвучен с именем одного из представителей Бату в Хоросане Нусала  [34].
Имя самого популярного князя из рода Тарковских Султан-Мута (Султан-Магмут русских источников) вероятно, восходит к мусульманскому имени ордынского хана Джанибека Султан-Махмуд.
Справедливо отмечая важную роль шамхалов Тарковских в дагестанском историческом процессе К. М.-С. Алиев пишет, что «Шамхалы- это древняя могущественная династия дагестанских феодалов, … сыгравшая в истории Дагестана и всего сопредельного региона без преувеличения выдающуюся роль. Их историческая заслуга заключается в том, что именно им удалось после опустошительных походов Тимура, низвергшего великую державу своего времени - Золотую Орду и перекроившего политическую карту Восточного Кавказа, сохранить общедагестанскую  государственность, отстоять в многочисленных сражениях с внешними врагами свою этнокультурную и этнополитическую самостоятельность» [35]. Не случайно Е.Н. Кушева Тарковское государство называет «Дагестанским шамхальством» [36].
Таким образом, обобщая вышеизложенный материал, в заключении можно сделать следующие выводы:
1. Не существует убедительных доказательств того, что титул шаухал возник раннее татаро-монгольского нашествия на Северный Кавказ.
2. Термин шамхал  восходит к золотоордынскому социониму «шаухал»;
3 .С раннего средневековья город Тарки (Таргу), как преемница Семендера, являлся важным административно-политическим и культурным центром региона, а также резиденцией шамхалов;
4. Шамхальство Тарковское являлось общедагестанским объединением, т.е. «шамхальством Дагестана».

Литература:
1. Сборник сведений о кавказских горцах (Далее.- ССКГ). Вып. 1. Тифлис, 1868. С. 54.
2. Саидов М.-С.Д. О распространении Абумуслимом Ислама в Дагестане//УЗ ИИЯЛ. Т. II. Махачкала: , СССР 1957.  С. 51.
3. Малачиханов Б.Г. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане//УЗ ИИЯЛ. Т. XIV. Махачкала: СССР, 1965.  С. 185.
4. Лавров Л.И. Некоторые итоги дагестанской экспедиции 1950-1952 гг. КСИЭ. Махачкала: СССР, 1953. Вып. XIX. С. 7.
5. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. М., 1966. Ч. 1. С. 213-214.
6. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л. 1978.: Наука. С. 186.
7. История халифов Вардапета Гевонда, писателоя VII века. СПб., 1862. С. 28.
8. Криштопа А.Е. Сведения западно-европейских путешественников XV века о Дагестане// вопросы истории и этнографии Дагестана. Махачкала: Издателдьство ДФАН, 1970. С.  113
9. Алиев К.М. Азайни. К историко-лингвистической интерпретации одного из названий Тарков в горских языках//Информационно-аналитический бюллетень Кумыкского научно-культурного общества (КНКО). Махачкала, 2001. № 2-3. С. 45.
10. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Материалы, извлеченные из Московского главного архива Министерства иностранных дел. Вып. 1. М., 1889. С. 404.
11. ССКГ С. 57. Примеч. 7.
12. Э. Челеби. Книга путешествия / Извлечения из соч. турец. путешественника ХVII в. / Пер., коммент. и предисл. А.Д. Желтякова и др. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1979. Вып. II. С. 115.
13. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в ХVIII – начале ХIХ веков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957. С. 145.
15. Там же. С. 144-146.
16. Магомедов Р.М. История Дагестана. С древнейших времен до конца ХIХ в. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. С. 112.
17. ССКГ. Вып. 1. Примеч. 4. С. 55-56.
18. Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века / Пер. Я. С. Лурье. М. ИМЛИ РАН 1981. С. 62—65.
19. Бахиханов А.-К.-А. Гюлистан-и Ирам. Баку: Элм, 1991. С. 64-65
20. Кидирниязов Д.С., Мусаурова З.К. Очерки истории ногайцев XV-XVIII вв. Махачкала: Народы Дагестана, 2003. С.34.
 21. Гусейнов Г.-Р. А.-К. О южных пределах кумыкского государства эпохи Султан-Мута//Материалы первой научной конференции, посвященной 460-летию Султан-Мута - сына Чопана шамхала Тарковского, основателя Эндиреевского владения. Махачкала, 2008. С. 189
22. Магомедов Д.М. К вопросу изучения средневековых поселений и их социального строя (горный Дагестан) // Древние и средневековые поселения Дагестана. - Махачкала: Издательство ДФАН СССР, 1983. С. 140
23. Повествование об Али-Беке Андийском и его победе над Турулавом б. Али-Ханом Баклулальским как источник по истории Дагестана XVII века// Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII - начале XIX веков. Махачкала, 1981.  С. 132
24. РФ ИИАЭ ДНЦ  РАН. Ф. 1. Оп.1 Д. 431. Л. 52.
25. "История Кавказа и селения Карабудахкент" Джамалутдина-Хаджи Карабудахкентского / Под редакцией Г. М.-Р. Оразаева. Махачкала: ООО Центр-полиграф, 2001. С. 55.
26. Каяев Али. Шамхалы // Советский Дагестан. Махакчкала: Дагкнигоиздат, 1990. №3-4. С. 267.  
27. Алиев К. Шаухалы Тарковские. Кумыкская аристократия. Страницы родословной и жизнеописания властителей. Махачкала, Дагпресс – Медия, 2007. С. 12.
28.
29. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб.: Издательство А.С. Суворина. М., 1906. С. 495.
30. Кадыраджиев К.С. Структура и генезис соционима "шамхал" // Социальная терминология в языках Дагестана. Махачкала: Издательство тиографии ДАГФАН СССР, 1989. С. 59.
31 Гусейнов Г.-Р. А.-К. Шавхал // КНКО. Махачкала, 2001. № 2-3. С. 39.
32. Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993. С. 45-46.
33. Из дагестанских памятных записей // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала: Издательство ДФАН СССР, 1980. С. 117.
34. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия //Сочинения. М.: Восточная литература РАН, 1963. Т. I. С. 533.
35. Алиев К. Шаухалы Тарковские. Махачкала, 2007. Дагпресс – Медия,  С. 28.
36. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963. С. 498.  


© Научный он-лайн журнал www.online-science.ru. Выпуск №3 - 2012 г.

Размещено: 06.09.2012 | Просмотров: 4010 | Комментарии: 4

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Kadiev оставил комментарий 07.09.2012, 13:20
Comment
Большое спасибо авторам статьи Абсаламову М. и Идрисову Ю. Хотелось бы немного добавить к этой теме. Имена первых шамхалов, чисто тюркского происхождения, как Сурхай (сурх-красный, кр.луна-Марс, Тунай (Тунг-ай, тунг-метал с др тюркск.) Алборю, Зоруш (Зор-къуш), Айдемир, Казаналп и мн. другие имена, не говоря про Будай, Чопан. Умал. Побольше бы таких статей, чтобы у ваших оппонентов даже мыслей не было думать иначе.
Bammathanoff оставил комментарий 08.09.2012, 13:44
Comment
В исторической науке есть определенные закономерности, одной из которых является традиция добавления к названию правителя (будь он хан, царь, король, шах, султан, князь) возвышающих эпитетов, таких как светлейший, сиятельный, солнцеподобный, небесный и пр. К примеру,обращения к вельможным особам на русском – светлейший князь, ваше сиятельство. Особенно это было характерно восточным народам. В этом отношении нет основания считать правителя Дагестана, шавхала-шамхала, исключением из правил. Это всего лишь калька с одного языка на другой : с тюркско-кумыкского "шав, шавла - сияние,свет" на арабский "شمس - шаммаса-солнце" или наоборот. Посмотрите в русско-арабском словаре синонимы к словам "свет", "солнце". الشمس - та шамс - как солнце. شمعة - шама - свеча. И Дамаск называли арабы-кочевники Шам, как светлую солнечную страну. В кумыкском языке свеча называется шам-чиракъ. То есть,"шав", "шавла" по смыслу совпадают со значением арабского «шамс». В тюркском эпосе "Огуз-наме" имена 6 сыновей Огузхана: Гюн-хан(Солнце-хан),Ай-хан(Луна-хан),Юлдуз-хан(Звзда-хан),Гок-хан(Небо-хан),Денгиз-хан(Море-хан),Даг-хан(Гора-хан).
Поэтому, совершенно очевидно, что приставки "шав", «шам» - это такие же возвеличивающие эпитеты, как светлейший, солнцеподобный, сиятельный, блистательный(например: Блистательная Порта) и т. п. А переходы в произношении "хан, ханлыкъ" в "хал, халлыкъ" легко объясняются филологами.
Kadiev оставил комментарий 12.10.2012, 11:55
Comment
Раньше, я больше был склонен, что "шаухал", это от "шаух" искажённое от иранского титула "шах" и арабской приставки "ал", т.е, как пример: "Шаух ал Кумуки" (Шах кумыкский), тем более, что соседний Ширван, так же управлялся шахом (Ширван-шах). Но ваши доводы, меня больше убеждают, что я наверно ошибался, особенно комментарий Бамматханова. На этот раз он меня убедил.
Bammathanoff оставил комментарий 11.01.2013, 06:04
Comment
(К ранее сказанному) Йырчы Къазакъ в стихотворении-поэме "Девюр-девюр питне девюр заманда" ( Во временах-столетиях смуты и склок) даёт такое сравнение шавухалу: "Шавла берген шам чырагъы ..." (дававшая свет(светоносная, светозарная) свеча ). Обратите внимание, как близко стоят родственные по смыслу слова "шавла" и "шам"(с арабского шам-а, шамс). У мудрого поэта-философа каждая строка наполнена глубоким смыслом, нет ничего случайного. Это еще один довод, что "шавухал" и "шамхал" являются калькой с одного языка на другой - с кумыкского на арабский или наоборот. При этом я не исключаю, что "шав", "шавла" в древне-тюркских и старо-кумыкском языках несли в себе и другие, дополнительные, смысловые нагрузки. Но суть от этого не меняется.
"... Аты уллулар оьзденлерин ташлагъан, Къара къулгъа дёндюрмеге башлагъан. Шавла берген шам чырагъы сёнген сонг, Шат юрекден шатлыкъ гетмей нетежек. ..." В этих проникнутых болью словах Къазакъ сетует на то, что власть имущие (дословно "с великими именами", т.е. из шавухальского рода) отвернулись от своего народа, бросили на произвол своих оьзденов и т.д. Наверное это произведение написано после 1867 года, когда последний шавухал Шамсутдин отрекся от своего сана.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.