Кумыкский мир

Культура, история, современность

К истории государственной символики кумыков

(предварительные заметки)

Верховная власть в каждом государстве имеет свою особую социально-культурную природу и свою собственную оригинальную историю. Это культурно-историческое своеобразие наиболее ярко и концентрированно выражается в государственной символике, непременными атрибутами которой являются герб, флаг и печать.

Государственные образования кумыков и их предков располагали практически всеми атрибутами государственной власти. Об этом свидетельствуют документы по истории средневековых тюрков Кавказа, Восточной Европы и сопредельных регионов, произведения народного фольклора, собственные, русские и турецкие источники, труды европейских востоковедов и тюркологов, свидетельства путешественников и т.д.

Сведения о Гербе

По арабским источникам известно, что на полотнище царского шатра хазарского кагана, попавшего в руки арабов в качестве трофея, золотом был вышит некий «грушевидный» (и/или миндалевидный) знак. Этот знак присутствует и на древнетюркских каменных надгробиях. Можно предположить, что каганский «грушевидный» знак, напоминающий одну из букв древнетюркского алфавита, наверняка был изображен и на вышеназванных предметах-символах царской власти.

C другой стороны из источников также известно, что на шелковом шатре хазарского кагана (921 г.) красовалось «золотое яблоко» («Алтын алма», «Алтын-топ»). Вот почему хазарских каганов по этой причине называли «алтын алма падишахлары» (цари, имеющие своим символом «золотое яблоко» (Fahrettin Kırzıoglu).

Эти же символы мы встречаем и у правителей более поздних тюркских государственных образований на Кавказе и Восточной Европе, включая сюда Золотую Орду (13-15 вв.) и средневековые тюрко-татарские государства, возникшие после ее распада и не в последнюю очередь потомки хазар – правители Тарковского кумыкского государства (в восточных источниках – «Алийе Шавхалиян Девлети», в русских – «Шевкальское царство»).

По аргументированному мнению В. В. Трепавлова и П. Голдена, Чингис-хан и его потомки также считали себя потомками и продолжателями политической линии тюркских каганов и заимствовали их церемонии и символы власти. (См. подробно: В. В. Трепавлов. Государственный строй Монгольской империи XIII в. М.: Издательская фирма "Восточная литература", 1993. С. 20, 72). Огромный интерес в данной связи представляет знаки карты Каталонского атласа (1375 г.), где среди городов Золотой Орды обозначен и город Тарки (Таргу). На ней указано и имя правящего в то время золотоордынского хана Джанибека. Он сам изображен на карте в тюрбане с жезлом и золотым шаром (!) в руках, восседающим на подушке.

Интересные, довольно подробные сведения о «золотом яблоке», которым пользуются кумыки при избрании своего правителя-шаухала, сообщает Адам Олеарий, побывавший у кумыкских шаухалов в середине 17 в., а также тоже очевидец, автор «Рисале-и Дагыстан…» Мехмет Эфенди из Волыни (начало 18 в.). Азербайджанский народный поэт эпохи Надир-шаха Ашык Сафи Реванлы, воспевая «Дагестанский поход» Надир-шаха, также называет Страну шаухалов «страной Золотого яблока».

Как показывают эпиграфические памятники (сынташи), шаухалы отображали этот свой династический символ и на надгробиях. Так, непременным атрибутом каменных надгробий кумыкских правителей в Тарках, Бойнаке, Кумухе, Мехельте, относящихся к XVII-XVIII вв., является «миндалевидный» символ-знак. Разные ученые его называют по-разному: “грушевидный» (В.Минорский), «грушеобразный» (П.Дебиров), «каплеобразный» (А.Шихсаидов).

Фото Фото

Рис. 1. Вариации шамхальской
эмблемы на могиле Муртазали
шамхала сына Махди

Рис. 2. То же на могиле Месей
дочери Адильгерея шамхала

(Фото предоствалены И. Ханмурзаевым)

Совпадение этих знаков у хазарских каганов, кумыкских шаухалов и венгерских королей династии Арпада не может считаться случайным. По компетентному мнению турецкого историка Фахреттина Кырзыоглу, «шаухалы, происходящие из рода хазарских каганов и венгерские короли, также имеющие хазарское происхождение», как их потомки и наследники вполне законно использовали «золотое яблоко» в своей государственной символике.  Тем более, что имеющиеся местные исторические источники, подтверждают это предположение. Например, автор хроники "История Маза" прямо указывает: "Эти куймукские султаны - потомки того шамхала, которого эмир Чубан поставил среди них, [избрав его] из числа своих близких. Они - ветвь ханско-хаканских поколений".

С учетом вышеизложенных сведений и фактов, а также утвержденного царским двором 20 августа 1853 г. герба российских князей (шамхалов) Тарковских[1], засл. художником России А.-З. Мусаевым был реконструирован Герб шаухалов Тарковских.

Герб представляет собой щит, волнообразно пересеченный: в первой части -  черное поле, усеянное золотыми звездами, и серебряная гора о двух вершинах; во второй половине - лазоревое поле. Два льва с двух сторон поддерживают щит. Намет черный с золотом. В верхней части герба изображена корона (тадж), которую венчает полумесяц со звездой (интерпретацию символики герба см. в приложении).

Сведения о Флаге

Кумыкский флаг исторически восходит к знамённому комплексу, существовавшему в военно-политической культуре раннесредневековых гунно-булгарских племен Северного Кавказа и Восточной Европы, которые, как установлено, приняли активное участие в этногенезе кумыков (см. в приложении 2: Флаги древнетюркских государств).

По историческим источникам известно,  флаг «гуннов Аттилы» был белым (цветовую символику у тюрков см. в прил.) и на ней была изображена коронованная птица (тугрул, кум. тююлген) с короной на голове. А флаг венгерских кунов (дополовецких тюрков-гуннов, хазар, кабаров) был синего цвета, на нем были изображены: луна с звездой и лев, стоящий на задних лапах с воздетыми вперед и вверх передними конечностями; а у половцев юга России – были флаги красного и белого цвета. Белый флаг (ак байрак) тюрков в 11 в. упоминает и Махмуд Кашгарский. В кумыкском фольклоре также часто упоминаются «Ак байрак» (белый флаг), «Гёк байрак» (голубой флаг), «Ал байрак» (алое знамя). У предков кумыков хазар, как и у отколовшихся от них сельджуков, флаг был синего цвета (цвет неба), кроме того, на нем был изображен конский хвост с пятью звездами. Вообще необходимо подчеркнуть, что белый или светложелтый (солнце) цвет считался каганским, царским. Такого же цвета были их шатры. Солнечного цвета был флаг кипчакских мамлюков в Египте. Следует обратить внимание и на цвета османских флагов – у Султан-Мурада III как и у Кануни Султана (16 в.) они были белого, алого, красного и зеленого цветов.

В этой связи не может не обратить на себя внимания графические знаки карты Каталонского атласа (1375 г.), где среди городов Золотой Орды обозначен и город Тарки (Таргу). На ней над городом (столицей) Золотоордынского царства реет флаг с джучидской тамгой. По историческим источникам известно, что золотоордынские ханы имели белое знамя с ханской тамгой. Так, по свидетельству очевидцев, войска Бату-хана в европейском походе 1241 г. шли под белыми и чёрными (или бело-чёрными) флагами: «…на чёрных или белых знамёнах своих имеют пучки из конских волос (бунчуки)…».

В исторических источниках собственно кумыкский флаг, очевидно, впервые упоминается в конце XVI века – начале XVII вв.. На это указывает турецкий историк Джемал Гекдже в своей научной работе «Кавказ и политика Османской империи на Кавказе». Флаг этот был трехцветным (трехполосным) – светло-желтый (ачыкъ сари) – красный (ачыкъ къызыл, ал) – зеленый (синий). Однако как выглядел флаг, он не описывает. Кроме того, известно, что турецкие султаны при вступлении какого-нибудь местного правителя в их подданство вручали ему «al sancak» (алое знамя). Так было и тогда, когда в последней четверти 16 в. в их подданство вступили кумыки. Шаухалу Чопану и его брату Тунджалаву после вступления Кумыкии (Дагестана) в союз с османами султаном Мурадом III «были вручены знамена (санджаки), шитые золотом» (Ибрагим Печеви, Ибрагим Рахимзаде). А согласно союзническому договору между Тарками и Стамбулом «вновь избранному шаухалу от султана были вручены знамя, флаг, герб, сабля и кафтан».

О бытовании у кумыков своих государственных символов свидетельствуют и средневековые европейские географические карты 17-18 вв. Так, на знаменитов карте Катиба Челеби, составленной им во второй половине 17 в. Эндирей (видимо периода Айдемир-шаухала) обозначен графическим знаком в виде башни с реющим над ней флагом. Точно с такими же условными графическими знаками здесь обозначены Тарки, Бойнак, а также Дербент. Столица шаухалов Тарки в виде трехбашенного знака с реющим над ней флагом обозначена и на европейской карте Maris Kaspi, относящейся к первой четверти 18 века.  

Имеются сведения о кумыкском флаге и в других источниках этого периода. Так, упомянутый выше тюркский летописец, гостивший у шаухлов Тарковских в первой пол. 18 века, сообщает следующее: «Лезгины (горцы.-К.А.) и все другие в своей совокупности подчиняются шаухалам. Когда их безопасность оказывается под угрозой, под знамя шаухала собирается армия из 100 тыс. всадников и пеших…»

И еще одна деталь. Согласно фольклорным данным, древко кумыкского флага, очевидно, было увенчано металлическим навершием в виде копья или шара и украшено чёрными и белыми бунчуками (тув)[2]. Служили в XV—XVIII веках знаком власти.

Таким образом, бытование у кумыков и их предков «белого» («желтого»), «алого», «синего» («зеленого») флага имеет значительную ретроспективу.

В контексте нашей темы представляет определенный интерес и Флаг сподвижника Кази-муллы Умалат-Бека («Амалат-бека») Буйнакского (1831 г.): серый (белый?) двухконечный (83 х 157 см), на обоих концах пришиты красные вставки, между концами вставлен зеленый треугольный кусок ткани; с надписью: "Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед Его пророк. Помощь и сила только в Аллахе Всевышнем и Великом. Мы одержали для тебя знаменитую победу".

Флаг Амалат-бека
Флаг Ташева-хаджи

И теперь, если суммировать все сведения источников, то можно заключить:

а) собственно кумыкский флаг (периода шаухальства) был трехполосным (трехцветным)[3], состоящим из трех равновеликих горизонтальных (?) полос - верхний светло желтый (сап-сари, цвет солнца, каганский), средний – красный и нижний – светло-голубой (или синий, цвет неба, небесные тюрки). Наиболее часто упоминаемый в архаичном кумыкском фольклоре цвет – синий (гёк): есть мнение, что кумыки, как и другие тюрки-степняки, особо не различали синий и зеленый цвета;

б) он мог быть также состоящим из двух равновеликих горизонтальных полос – верхний черный (или темно-голубой), нижний – лазоревый (ярко светло-голубой); верхняя полоса усеяна золотыми звездами, и на ней же - серебряная гора о двух вершинах (как в гербе шаухалов). (см. приложение 3).

О печатях

Еще одним элементом культуры государственного существования являлись официальные, т. е. государственные печати. Они упоминаются в источниках практически всех позднезолотоордынских государств, в т.ч. Тарковского кумыкского государства («Шевкальского царства»). Они у золотоордынских правителей-джучидов и их наследников, как установлено, были каплевидной (миндалевидной) формы и по своему содержанию (титулатура, имя владельца, герб) являлись элементом государственной власти. Стали употребляться правителями Поволжья, Крыма, Северо-Восточного Кавказа в качестве их персональных удостоверительных знаков во внутриполитической жизни этих государственных образований и в их дипломатических отношениях с соседними государствами приблизительно с начала XVI в.

Перстень Миран-шаха-мирзы

Миндалевидная перстневая печать «была монопольной собственностью всей династии». Ее функцией является удостоверение личности, независимо от занимаемой должности, ранга. Использование этих атрибутов посторонними лицами, не потомками Джучи, строго каралось (М.И. Усманов).

При сопоставлении оттисков перстневых печатей крымских ханов и изображений печатей кумыкских шаухалов XVIII в. нетрудно заметить большое внешнее и семиотическое сходство между ними, что косвенно указывает на общность исторических истоков и цивилизационно-культурного происхождения указанных атрибутов власти в средневековом прошлом.

Между тем самые первые письменные упоминания о печатях шаухалов Тарковских относятся к 16 веку. Считается, что шаухалы со времени «персидского владычества (с 1509 г., когда Шах Исмаил завоевал Дербенд) пользовались титулом Вали (наместников) Дагестанских и получали от персидских монархов золотую печать и Грамоту при восшествии на управление» (И.Н. Березин). Нам известно, что представители кумыкской правящей элиты (тарковичи, чопаниды, чопаногуллары) употребляли каплевидные перстневые печати для заверения собственных документов[4]. Такие печати имели: - [Адиль]-Герей-шаухал c изображением льва (начало 17 в.), шаухалы Хасбулат, Муртузали и Баммат (18 в.). Не исключено, что при изготовлении печатей шаухалов за их основу была взята «шамхальская эмблема в виде каплеобразной фигуры» (см. выше).

Оттиск печати Адиль-Герея 1172 г.х. (1731 г.)

Оттиск «Хаджи-шамхала» или «Шамхал-хаджи». По контуру читается «Будай». Возможно принадлежал Будай-шаухалу Тарковскому, отца Адиль-Герей-шаухала.

Печать (читается «сын валия Мухаммада. 1152 г.х.» (1751 г.)

Близка к «каплевидной» и коронная печать князя, генерал-лейтенанта Абу-Муслим-Хана, шаухала Тарковского (первая пол. 19 в.), которая содержит в центре изображение «ханского шатра» (дома).

Перстневые печати имели еще в 19-20 вв. и некоторые отпрыски шаухалов Тарковских. Причем у шаухалов, впрочем, как и у крымских ханов, в более позднее время встречаются печати и квадратной формы.

Таким образом, вышеизложенные факты, на наш взгляд, служат свидетельством тому, что и кумыкские шаухалы считали себя потомками и продолжателями политических традиций тюркских каганов, заимствовали в своей государственной символике такие ее непременные атрибуты как герб, флаг и печать.

Литература

Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Кумыкская аристократия. Махачкала. 2006.

Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала. 2008.

Алиев К.М. Кумыки. Имя, история, идентитет. Махачкала. 2011.

Алиев К.М. Тамга-знаки Дагестана (По материалам кумыков и их предков) // КНКО: Вести. Вып. № 8-10, 2003, Махачкала.)

Артамонов М.И. История хазар. СПб. 2002.

Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань. 1850.

Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука. Издательская фирма "Восточная литература", 1993.

Къумукъланы йыр хазнасы. Магьачкъала. 1959.

Meхмет Эфенди. Рисале-и Ахвал-и Дагыстан… // Таргу-наме. Лексикон. Сост. К. Алиев. Махачкала. 2001.

Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб. 1906.

Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева улуса Казань: Издательство Казанского университета, 1979/

Ханмурзаев И.И. Кумыкские надгробные памятники (сын таш) // Тюрки Северного Кавказа: история, археология, этнография: Сборник научных трудов / Под ред. А.А. Глашева. - М.: Эльбрусоид, 2009.

Цихинский В. Кавказский гербовник.- Ч.1. Тавадские роды.- Пг., 1922.

Anıl Çeçen. Türk Devletleri. İstanbul.1985.

Çelik M. Kızılelmanın Yerleri // Çınaraltı.Ankara. 1942. №30.S.11.

Çelik M.Şamhalların Soyu // Çınaraltı.Ankara. 1942. №33.S.15.

Çelik M. Roma Kızılelması Çınaraltı. Ankara. 1942. № 39.S.6.

Dagıstan Risalesi. Nuruosmanıye Kütğphanesi.Sayı 3905.

Erdogan Merçil. Müsülman-Türk Devlertleri Tarihi. Ankara. 1991.

Ferrand J. Les familes princieres de l’ancien Empiree de Russie. Paris. 1997. Vol. 1, 2.

Kırzıoglu Fahrettin. Dede-Korkut Oguznameleri. İstanbul. 1952.

Fuad Köprülü. Bayrak maddesi // İslam Ansiklopedisi. C.1. İstanbul. 1970.

 


[1] Он кроме прочих атрибутов включал «щит, волнообразно пересеченный: в первой части черное поле, усеянное золотыми звездами, и серебряная гора о двух вершинах; во второй половине - лазуревое поле. Щитодержцы в костюме жителей Шамхальства. Намет черный с золотом».

[2] Туг/Тув или бунчук, — конский хвост, закрепленный на цилиндрическом, полом внутри и поэтому очень лёгком древке из мягкого дерева. На верхнем конце древка чаще всего помещался металлический шар, иногда — полумесяц. Ниже крепился простой или заплетённый в косы конский хвост, который окрашивался в синий, красный и чёрный цвета. На месте крепления хвоста древко обтягивалось тканью из конского и верблюжьего волоса. Волос окрашивался в различные цвета и иногда составлял очень красивый узор, а само древко украшалось восточными орнаментами.

[3] Мы рассматриваем этот вариант как первоначальный

[4] Выражаю искреннюю благодарность Исмаилу Ханмурзаеву за оказанную помощь в расшифровке печатей шаухалов Тарковских.


Приложения

 

1. Символика герба рода шаухалов Тарковских.

Полумесяц (лунный серп), венчающий герб является важнейшим символом в тюрко-мусульманском мире. В сочетании со звездой (у кумыков она воспринимается как Полярная) он становится символом рая и воскрешения.

Полярная звезда. Согласно традиционным мировоззрениям кумыков и других тюркских народов, это - «железный столб, «опорный шест для шатра небес», - «Темир-Казык» - поддерживающий все мироздание. Ей отводится центральное место на вершине Мировой горы. Символизирует неподвижную и вечную точку в центре, вокруг которого вращается космос.

Корона, помимо своего прямого значения монархии и власти, символизирует победу, высокое положение, избранность. Шаухал — это правитель, чья власть освящена Богом, проводник доброй и справедливой власти, идеал сильного и доброго правителя, заботящегося о благе своих подданных, защитника и судьи. В тюрко-мусульманской культуре корона с полумесяцем — мусульманская власть.

Два льва, поддерживающих щит — старинный геральдический символ, украшающий гербы многих знатных родов Кавказа, России, Европы, как царских, так и дворянских. Лев (встречается на гербах, флагах, печатях, кумыкских шаухалов, иранских шахов, грузинских царей, нахичеванских ханов, венгерских кунов/куманов и др.). Лев (Арслан) – считается символом царской власти (царь зверей) и ее богоданности, храбрости, воинской силы, сильного мужского начала, благоразумия, стойкости, твердости, солнца, победы, покровительства, защиты, Бога. Во всех культурах лев — знак хранителя, защитника — прежде всего монархии, религии и мирового порядка, борца со злом и защитника добра. В исламе это знак святого Али, Воина Аллаха.

Черное поле, усеянное двенадцатью золотыми звездами - символы Тенгри - Вечного Неба и Вечного тюркского Эля – государства.

Серебряная гора о двух вершинах («Алтын-алмас Асхар-тав»), возвышающаяся над лазоревом полем (полынной степью и морем) символы гор и степей - этнической территории (родины) кумыков, вскормившей, взрастившей этот народ и его правителей-шаухалов.

 

2. Флаги древнетюркских государств

 

3. Варианты реконструкции флагов Шаухальства Тарковского

Вариант а).

Вариант б).

Размещено: 26.04.2012 | Просмотров: 7875 | Комментарии: 1

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Kadiev оставил комментарий 06.10.2012, 22:16
Comment
Камиль Алиев всё больше и больше меня поражает своей неутомимой энергией, любая его статья шедевр, откуда столько познаний и такая любовь к своей нелёгкой работе. Завидую я Вам , вы не дали мне и другим сделать хоть маленькое открытие по истории кумыков, за что не возьмёмся, уже опоздали, там Камиль Алиев давным давно всё написал. Баркала тебе брат, здоровья и ещё больше творческих успехов. С уважением Саид Кадиев.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.