Кумыкский мир

Культура, история, современность

Брагунские ханы. Кто они?

Брагунские ханы, или князья Таймазовы, - кумыкский княжеский род, наиболее достоверная часть генеалогии которого восходит к рубежу XVI-XVII веков. Родоначальником фамилии считается Бораган (Борахан, Бурахан). Считается, что имя это имеет отэтнонимическое значение и происходит от кумыкского субэтнонима «борагъан» (в арабской передаче: борган, бурджан), от названия одного из тюркских племен Кавказской Гуннии-Хазарии, известного еще в VII в. Собственно имя Таймазовых появляется в истории в конце XVI века. А версии же их происхождения еще позже. Но давайте все по порядку.

О происхождении Брагунских ханов

Единственной и весьма распространенной является версия их происхождения от крымских ханов, впервые зафиксированная в источниках конца XVIII в. Она записана Я. Потоцким со слов одного из брагунских ханов, а именно Кучука Таймазова. В своем «Путешествии» Ян Потоцкий пишет: «Все кумыкские князья происходят от того же рода, что и шамхал, за исключением Брагуна, который претендует на то, что он потомок Чингиз-хана, что я также знал». Эта же версия изложена в «Докладной записке...» жителя Брагунского аула 1-го участка Грозненского округа подпоручика кн. Солтан-Хана Таймазова. В ней народное предание о происхождении рода брагунских ханов излагается следующим образом:

Изустное предание, существующее в роде князей Таймазовых, говорит так: в 1-й половине XVI столетия, во время великих смут, происходивших в Крыму за право владения ханским престолом, один из Дома крымских ханов - по имени Борахан - с партиею приверженцев своих в числе около 5 тыс. чел., после неудачных попыток овладеть ханским престолом, бежал на Кавказ, где с помощью князей Кубанских (вероятнее, Кумыкских - К. А.) он занял место для поселения своего, первоначально там, где теперь существует деревня Андреева в Кумыкском округе, а потом вследствие раздора с кн. Шамхалом Тарковским Борахан перешел на место, находящееся между слиянием реки Сунжи с рекою Тереком, и поселил там аул Бора-Хан, называемый русскими Бораган...

О том же читаем и в «Прошении», адресованном на имя Командующего войсками Терской области, ген.-лейтенанту Лорис-Меликову 12 декабря 1860 г. и подписанном членами фамилии брагунских князей Таймазовых подпоручиком Джамбулатом Таймазовым, корнетом Сурхайханом Таймазовым и капитаном (без имени) Таймазовым:

Предки наши происходят от крымских ханов, во время междоусобия подданных, 300 лет тому назад с приверженцами пришли на Кавказ, когда здесь не было ещё русского владычества, и основали по имени старшего из них Бурахана аул, называющийся теперь у туземцев Бороган.

Интересно сообщение и другого архивного источника:

Брагуновские князья Таймазовы объясняют свое происхождение так - более трехсот лет тому назад во время раздоров, возникших между крымскими ханами, предок Таймазовых - Борохан, принадлежавший к роду крымских ханов, ушел из Крыма на Кавказ с подвластным ему народом, в числе 1700 кибиток, и поселился первоначально возле Дербента, но, подавленный персиянами, принужден был удалиться оттуда и избрал со своим народом у слияния р. Сунжи с р. Терек на настоящем месте нахождения аула Брагуны.

В конце XIX века Н. Семеновым была записана ногайская песня, согласно которой часть крымцев при Мамае направилась к Тереку под начальством Бора-хана, и устроенный ханом там юрт был назван его именем.

Любопытный вариант предания о происхождении князей Таймазовых в начале 20-х годов XX века со слов одного из жителей (по исчислениям ему было 106 лет) в Брагунах записал писатель А. Костерин:

Давно-давно, алты юзиль (шестьсот лет) назад, еще не было великого хана Мамая, вышли из Крыма Бора-хан и Керим-хан. Здесь у горного хребта, где сливаются Сунжа и Терек, поставили селение, а другое на берегах Судака. От Бора-хана и селение назвалось Бора-хан арак (гора)...

Достойно внимания и то, что на свое крымское происхождение указывали не только князья, но и все население этого княжества. Так, вышеупомянутый Ф. Гребенец писал, что «по словам бораганцев (кумыков. - К.А.), они вышли из Крыма». На свое крымское происхождение указывали и уздени: Шахтемир Бектемиров (с. Старый юрт); Будайхан, Джумахан, Умахан, Губахан, Яхья Мусаевы (Новый юрт); Бийбулат, Тау-султан, Ибрагим, Таймасхан, Абдул-Меджид, Адильхан Болатхановы; Батырхан, Исахан, Юнус Арслановы.

Таким образом, если проанализировать все варианты генеалогических преданий брагунских ханов, то можно отметить следующее:

1) они происходят от крымских ханов (потомки Чингис-хана), их родоначальником является Бораган (Бора-хан) из Дома крымских ханов, вынужденный, проиграв борьбу за крымский престол, переселиться со своими людьми на Кавказ (на Терек, Сунжу, Сулак, «возле Дербента»)1 и основать здесь свое ханство, оно известно под его именем Бораган (Брагуны);

2) произошло это событие (в разных вариантах указывается разное время) - «во времена хана Мамая»2, т.е. еще до1380 г., «еще до Мамая» («600 лет назад»), т.е. до времени его правления в Орде в 1361-1380 гг.; «в первой половине XVI в.» («300 лет назад»).

Мы не сомневаемся, что в их исторической подоснове лежат некогда имевшие место реальные исторические факты, обросшие в последующие времена многовековыми фольклорными напластованиями. И, конечно, велик соблазн отождествить историю данного правящего ханского рода с историей в целом данного кумыкского подэтноса. История последнего, как представляется, гораздо шире, чем история отдельно взятого рода. Потому-то и разнятся в разных вариантах преданий точки отсчета их реальной истории. И правы, как нам представляется, те исследователи, которые считают брагунских кумыков «докрымскими» тюрками и связывают их происхождение с барсилами византийских, борганами, бурджанами арабских источников. Но это отдельный вопрос, требующий самостоятельного рассмотрения.

И здесь мы считаем уместными следующие два замечания.

Первое. Согласно имеющимся историческим источникам, на свое чингизидское происхождение, кроме брагунских ханов, указывали и другие аристократические фамилии кумыков - шевкалы Тарковские («валии Дагестана») и их различные ответвления: ханы Мехтулинские, кадарские беки, а также князья Бековичи-Черкасские. В Дагестане немало родов, связывающих себя с Крымом или с крымскими ханами. Так, по некоторым сведениям, основателем (восстановителем) города (ныне селения) Харкас после его разрушения войсками Аксак-Темура считается некий крымский хан Гирейхан ал-Чиркаси. С крымскими ханами, очевидно, были связаны и князья Тюменские. Имеются сведения о крымско-татарском происхождении одного из кварталов с. Эндирей в XIX в. Здесь среди прочих кварталов зафиксирован Бораган-аул, жители которого считали себя выходцами из с. Брагуны. У жителей Эндирея до сих пор бытуют предания о нахождении Борагана в старину вблизи от их села и о том, что бораганцы переселились на новое место, основав с. Брагуны (кум. Борагъан). Микротопонимы Эндирея подтверждают эти сведения: имеются кварталы Борагъан-тогъай и Борагъан-авул, источник Борагъан булакъ и др. В документе середины XVII в. упоминаются Бораганские степи по речке Акташ.

Второе. Относительно переселения с Крыма на Кавказ или с Кавказа - в Крым заметим следующее. Такие переселения тюркского этноса в течение веков происходили не раз. И обычно перемещался не весь этнос, а только часть этноса, а другая оставалась на прежней родине. Так произошло, по всей видимости, и с борганами: какая-то их часть (будущие «городские и горные крымские татары»), покинув прежние места в Татар-тубе, переселилась на полуостров Крым и Херсон. Об этом имеются сведения в позднесредневековой кумыкской (дагестанской) хронике «Дербенд-наме» «отца кумыкской историографии» Мухаммеда Аваби Акташи, содержащей полный список городов исторической Кумыкии (Кавказской Хазарии). В этом списке наряду с городами Семендер (т. е. Тарху), Анжи, Эндирей, Ихран названы и Большой и Малый Маджары на р. Куме, Нижний Джулад (локализуется на правом берегу Терека, в районе г. Майского) и Шехр-и Татар (Татар-Туб локализуется на левом берегу Терека близ ст. Змейской РСО-А). В нем сообщается следующее: когда был «разрушен этот город (Татар-Туб. - К.А.), его народ стал подвластен крымскому (татарскому) хану: большая часть крымского народа вышла оттуда...». Я. Рейнеггс пишет о городе Татар-Туб: «...жители онаго, оставив жилища свои, поля, поселились в том месте, где ныне находится Херсон». И далее: «Татарская история повествует, что они, наконец, завладели Тавридою и по имени предводителя называли они полуостров Кирим, сами же они, назвавшись по имени города своего Татара татарами, также новое получили название и сделались известными под именем крымских татар». Следует, однако, уточнить, что в Крым с Татар-Туба выселилась, очевидно, только часть этого кумыкско-татарского племени, известного у кумыков и крымских татар под именем «борагъан» (борган, баргын, барын). Его немецкий историк Тунманн называет «древней ордой, которая сражалась за Тохтамыша против Тимур бега» в 1396 г. Часть же татарского населения области Бораган-Маджары, этнических кумыков, после разгрома Тимуром города Маджар на Куме бежала, очевидно, на север, в Поволжье и Прикамье, о чем говорят многие факты, общность этнотопонимики, языковые данные. Город под названием Гиччи-Маджар существовал на Сулаке и на реке Чумлу (ныне Новолакский район РД).

К родословной Брагунских ханов

Расписанной родословной брагунских ханов в наличии не имеется. Первая попытка реконструкции их родословной была предпринята автором данного материала. Однако вопрос об их родоначальнике и по сей день остается открытым. На основании информации, содержащейся в народных преданиях, принято считать, что им был Бораган-Хан (Борахан). Но кто же он был и какому роду-племени принадлежал? На данный вопрос в начале XX века на основании записанных им среди брагунских кумыков преданий и некоторых источников попытался ответить кавказский краевед Ф. Гребенец. Он, в частности, указывает, что «в период войн Золотой Орды с империей Тимура здесь, на Северном Кавказе, известен правитель »народа асов Буракан (Бораган)3, который в народной памяти рассматривается как «один из потомков брагунских золотоордынских ханов». Родным городом его был известный в «Дербенд-наме» под названием «Татар-и Шехир» или Нижний Джулат. Буракан (Борга-хан, Бораган-хан), «властелин Татар-тупа»4, по преданиям, похоронен в мавзолее брагунских ханов Борга-каш. Здесь же похоронен и Бек-Султан Худайнатов, родоначальник той кумыкской, «борганской знати, пережившей опустошительное нашествие Тимура (1295-1396 гг.)». Следует заметить, что отец погребенного носил персидское имя, от которого, очевидно, произошла и фамилия кумыкских (брагунских) князей Худайнатовых (в русских источниках - Гудайнатовы, Куденетевы).

И действительно, наиболее достоверные сведения о брагунских ханах, являвшихся правителями области Борган-Маджары в составе Золотой Орды, мы имеем, начиная с конца XIV - начала XV в. Считается, что в этом ханстве были объединены предки кумыков, карачаевцев, балкарцев и другие тюркские племена северокавказского и черноморского ареала. Страну Борган на Северном Кавказе и ее правителей Буриберди и Буракана (Борагана) впервые упоминают тимуровские историки. Источники среди эмиров (генералов) Тохтамыша называют также прославленного Явлу бия Барына (Боргана). Немецкий историк Тунманн называет барынов (борганов) «древней ордой, которая сражалась в 1396(7) за Тохтамыша против Тимур бега». К этому присовокупим, что с брагунскими ханами по своему происхождению, очевидно, связаны князья Туган-бии Дагестанские-Барановские (Бораганские) в Литве, Польше и России, а также, как показывают новейшие генеалогические исследования нашего друга и коллеги историка М. Барасбиева, балкарские таубии Суюнчевы и Урусбиевы, которые выводят свое происхождение от некоего Барак-хана, к которому возводили свою генеалогию и брагунские (кумыкские) князья.

В последующем, вплоть до XVI в., имя брагунских ханов и их прародителя в источниках не упоминается, оставаясь под пологом тумана. Лишь по преданиям самих брагунцев, записанным в середине XIX в., известно имя одного из них - Бора-хана (считается, что он умер в 1556 г.). Упоминается он и в ногайской народной песне как владелец «земель от родника Балта до Ташгечу» (Старый Яхсай. - Ред.).

В более позднее время брагунские ханы начинают упоминаться в последней четверти XVI в. в турецких источниках. Так, среди северокавказских правителей, которым в 1578 г. отправлены имперские послания турецкого султана Мурада III, фигурирует «правитель борганов Таймас-бег» («Burgun Hakimi Taymas-beg»). Он известен и по более поздним русским источникам 1598 г. как «козлар (т.е. первостепенный уздень) Таймас (Тасмас) Барагунский». В это время он уже считался подданным русского царя.

В начале XVII в. (1618 г.) известен «брагунский Куденек (Куденет. - К.А.) мурза, Таймасов сын». По документам Куденет-мурза носит фамилию «Канбулатов», очевидно от имени деда. В 1635 г. этот брагунский Куденек-мурза (Куденет) со своими сыновьями и с 20 узденями приезжает в Терский город, где принимает присягу «быть под... государевою высокою рукою в холопстве неотступно навеки». В 1645 г. в числе северокавказских владельцев дают присягу верности царю Алексею Михайловичу и мурзы Барагун «...за себя и за узденей и за все владенье к шерти на Куране». Очевидно, в этом году присягу уже принимал сын Куденета - «Эльдар-мурза Кудайнатов-Брагунский». Как известно по русским источникам, Куденет-мурза Брагунский имел сыновей: Умалхута (Умалата), Эльдара, Аметхана (Ахметхана) и Таймаза. Князь Муцал Черкасский называл «борагунского Эльдар-мурзу Кудайнатова с братьею» (1619-1651 гг.) своим «родным братом». Следовательно, Эльдар-мурза был старшим в роде, и он после смерти отца своего Куденета стал владельцем Брагунского владения. В «Реестре горских владельцев», составленном комендантом крепости Святой Крест (Ставрополь) Еропкиным в 1732 г. брагунскими владельцами уже названы Мудар, Мамат (Баммат) Кучуковы.

Из-за скудости генеалогических данных трудно проследить все сопоколенные связи брагунских ханов. Поэтому некоторые из них приходится определять гипотетически. Так, в 1752 г., когда умер брагунский владелец Мудар Кучуков, астраханский губернатор Брылкин поручил брагунскую деревню сыну его Куденету. В 1755 г. в русских документах фигурирует «Брагунской деревни Куденет Боматов», хотя (!) в предыдущей информации он назван сыном Мудара. Следовательно, до него владельцем Брагун был его отец Баммат, возможно, один из сыновей Эльдара или его упомянутых выше братьев. Из рода брагунских ханов, очевидно, происходил ротмистр, кизлярский дворянин, нарочный кизлярского коменданта А. Ступишина к шаухалу Тишсиз-Баммату в Тарки в 1763 году Андрей Брагунский, успевший к тому времени, как можно судить, перейти на русскую службу и принять православие.

Во второй половине XVIII в. из брагунских ханов в истории наиболее известен Кучук Таймазов (?- не ранее 1788 г.). Уже Гильденштедт в 1773 г. называет владельца «Барагун, внизу при Сунже "князя Качука" (очевидно, Кучук)». Брагунский владетель Кучук Тайматов (правильнее - Таймазов. - К.А.) считался наиболее достойным владетелем, ему «...в исходе 1782 г. генерал-поручиком Потемкиным было передано право управления над горячевцами». Он принял участие в Закубанской экспедиции в 1787 г. под командованием генерала Горича против турецких войск и дослужился на русской службе до звания секунд-майора (к 1787 г.). Известен и Таймазов Арсланбек (? - не ранее 1788 г.), секунд-майор (к 1787 г.), из князей Брагунских, очевидно, брат Кучука. Он также является участником Закубанской экспедиции в 1787 г. под командованием бригадира Горича против закубанцев и турок. Они оба, видимо, сыновья Мудара Кучукова (см. выше), ибо иногда они фигурируют под искаженной в написании фамилией «Мудатов» (Мударов).

Наиболее точные и обширные сведения о князьях Таймазовых мы имеем, конечно же, по XIX веку. В 1812 г. А.М. Бундовский пишет, что Брагунское владение принадлежит «кумыкского рода князьям: Устархану Гудайнатову (явно потомку мурзы Куденета Бамматова. - К.А.), Адиль-Герею Кучукову (явно потомку Кучука, упоминаемого Гильденштедтом. - К.А.) и Бейсултану Арсланбекову, из коих первый старший». И несколькими годами позже (1823 г.). С. Броневский сообщает, что Брагунское владение «принадлежит двум кумыкским князьям - двоюродным братьям, полковнику Кучун-Беку (очевидно, Кучуку Бековичу. - К.А.) Таймазову и Ахтуле Беку». Родовые земли Кучука находились в урочище Моздок, его же поселение здесь - Кучук-юрт, или Бекиш-юрт. Потомки же Кучук-бека основали дер. Тамазовка (ныне в Курском районе Ставропольского края)...

Примечания.

1. Уместным будет здесь отметить, что ныне брагунские кумыки проживают в селениях Брагуны (кум.- Борагъан), Исти-су (Дарбанхи) и Баммат-бек-юрт (Чечня), Кизляр (старые названия: Кючюк-юрт, Бекиш-юрт), Борасув-отар, Малгобек-отар, п. Калинина (Моздокский район РСО-Алании), а в старину и в аулах Старый Лескен, Боташе (нынешнее название - Плановское. - К.А.). В двух последних и по сей день проживают семьи Брагуновых и Кумуковых. Как свидетельствует субстратная историческая топонимика, издревле брагунцы проживали в более широком географическом ареале, охватывающем территории от нынешнего Кисловодска до Уллу Буйнака в Дагестане.

2. Мамай (1335? - 1380), Кафа (совр. Феодосия) - бекляр-бек и темник Золотой Орды. С 1361 по 1380 от имени марионеточных ханов управлял западной частью (временами также столицей) Золотой Орды.

3. Считается, что он помимо прочего был и наместником над асами (осетинами), когда Тамерлан воевал против Золотой Орды.

4. Город этот как один из хазарских городов упоминается еще в «Дербенд-наме» Мухаммеда Аваби Акташи. Исследователь начала XX в. Ф.Г. Гребенец в своей статье «Курганы в окрестностях станицы Змейской» (СМОПК вып.44, 3) пишет: «Легенды и предания кабардинцев, кумыков, осетин и гребенских казаков тесно связаны с Татар-Тобом, который служил как бы путеводной звездой в истории этих народов, здесь проходивших, смешавшихся и живших в этих местах».

5. Именно с них, с Кучука и Асланбека Таймазовых, фамилия Таймазов начинает встречаться регулярно в русских источниках и закрепляется за князьями Таймазовыми.
 

P.S. Полная версия этой статьи в скором времени выйдет в журнале «Генеалогия Северного Кавказа» (Владикавказ).


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 15 октября 2010.

Размещено: 17.10.2010 | Просмотров: 6062 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.