Кумыкский мир

Культура, история, современность

Из прошлого Ишкарты

фото

19-го мая этого года я с моим старшим товарищем арабистом и историком из Нового Кумука (Янгы Къмукъ) Русланом Атаевым посетил селение Нижнее Ишкарты Буйнакского района с целью изучения его эпиграфических памятников. Приехав в Ишкарты, я осознал истину - распределяя между народами земли, Всевышний подарил нашему народу земной рай. Чего стоит только величественное подножие Гимринского хребта. Именно здесь находится срединная земля, сердце природы нашего края. Потому неудивительно, что наш новый знакомый, один из старожилов села - Гусейн Ольмесов, ставший нашим проводником в прошлое и настоящее села, то и дело повторял слова "воля" и "раздолье". И действительно, кругом зелёные поля, высокие горы, густые леса. Сказка, а не природа!

Одна беда: здесь, как и повсюду, люди в суете настоящего забывают свой корень, свою мать - Землю. Мало кто теперь работает в поле, чтобы получить её плоды. Для этого нужно лить пот, натирать мозоли на руках, а потом искать покупателя урожая. Дело это нелёгкое - ведь у местных действительно экологически чистых фруктов и овощей существует мощный конкурент - биологически модифицированная продукция из-за рубежа. У них и вид товарный, и себестоимость ниже, ведь миллионы полуголодных крестьян по всему миру готовы изо дня в день гнуть спину на плантациях и в садах транснациональных компаний, захвативших международный рынок сельскохозяйственных продуктов. Да и в Дагестане есть подобные монополисты. Характерно даже, что некоторые ишкартинцы едут на заработки в Левашинский район (там щедро платят за труд местные хваткие и предприимчивые фермеры). И не в последнюю очередь благодаря им и им подобным соседний район год за годом удерживает одно их первых мест в Дагестане по уровню сельскохозяйственного производства и благосостояния.

Так что местные жители вовсе не боятся тяжёлого труда. Аксакал объяснил причину происходящего так:

- И у нас есть люди, готовые заниматься фермерством, но никакой реальной поддержки им со стороны государства не оказывается.

Как поднимать хозяйство в одиночку, если даже такие мощные предприятия, как колхозы, годами получавшие колоссальную господдержку и имевшие налаженные каналы сбыта, развалились в одночасье? О коррупции и махинациях в области кредитования сельского хозяйства написана уже не одна тысяча страниц и нет смысла останавливаться на них в нашем очерке.

Нижнее Ишкарты селение не старое, но и не молодое. По местным преданиям, его основали во второй половине XVIII в., выходцы из более древнего кумыкского селения Мадигин (аул с таким названием действительно фигурирует в документах XVIII в., например, в реестре горским владельцам Д. Ф. Еропкина //ИГЭД, стр. 121-125). По неизвестной причине часть жителей покинули Мадигин и обосновались на новом месте. Скорее всего, это произошло в эпоху Надир-Шаха. Здешние земли серьёзно пострадали от войск генерала Г. С. Кропотова. Вот жители и предпочли окружённый лесом участок, с которого к тому же как на ладони видны равнинные подступы к хребту. По народному топонимическому преданию, село получило своё название от слов "Иш арты" (буквально: "конец дела, работы", "дело завершено"), произнесённых якобы одним из его основателей после того, как он обнаружил здесь место, удобное для строительства своего дома. В XIX в. вышеназванный аул Мадигин покинули и остальные жители, которые переселились в Османскую империю (о потомках мухаджиров из Мадигина смотрите в статье Ирфана Наллара "Аккёпрю тарихинден" // Ёлдаш, 12.12.2008).

В XIX в. в окрестностях Ишкарты произошло множество боёв между царскими войсками и сторонниками газавата. Это, в конце концов, привело к строительству русской крепости ("Кала") на месте современного села Верхнее Ишкарты. В пользу гарнизона и колонистов была передана значительная часть угодий коренных жителей, которые потом за них боролись во главе со своим односельчанином Муртаза-Хаджи Пайзуллаевым. История этой борьбы и многие иные эпизоды из прошлого села подробно описаны в книге А. Д. Бийболатова "Ишарты юрт". Особенный наш интерес в этой книге вызвали биографические очерки об известных уроженцах села: Хадижат Мустапаевой, вышеназванном Муртаза-Хаджи Пайзуллаеве, одном из первых дагестанских профессиональных борцов, современнике Ивана Поддубного, Сулемене Мурзабекове, об огромных потерях во время Великой Отечественной войны (из 130 человек, ушедших на фронт, домой вернулись лишь 15) и список из 336 топонимов. Среди них особенно запомнились Ишарты айламалар, Зурнайтав, Мукула, Сунт, Оьрдеги Ишарты (Къала) Порсуктала, Таркъол, Уллубуван, Хотурлар, Черкескъотан, Шавхалгьажи-шере, Юрторунлар, Инчекёпюр, несколько названий с окончанием махи и, конечно, Индийский поворот (а как на кум. языке?). Последнее название появилось оттого, что здесь упала в овраг машина, на которой несколько молодых сельчан ехали в Буйнакск в кинотеатр смотреть новый индийский фильм.

Зурнайтав - на этой горе обычно играл оркестр военного гарнизона укрепления Ишкарты.

Мукула - название участка, ранее принадлежавшего жителю русско-украинской колонии Алексеевка (на землях бывшего укрепления) Николая Бондаренко, прозванного соплеменниками Николой, а кумыками на свой лад Мукулой.

Сунт - топоним восходит к русскому слову "Зонт", здесь раньше располагались палатки русских солдат.

Хотурлар - образовалось от прибавления кумыкского множественного окончания "лар" к русскому слову "хутор".

Вообще окрестности Ишкарты хранят в своих именах ценный материал для исследователей адаптации русских слов в кумыкской речи XIX - XX вв.

Но вернёмся к нашим эпиграфическим изысканиям.

- О джамиате можно судить по кладбищу, - с грустью сказал наш проводник, глядя на покосившиеся могильные плиты, некоторые из которых вот-вот уйдут лицевой стороной в небытие.

На самой старой плите было начертано 1270 г. хиджры (1853 г.) и имя "сын Мухаммада". Далее мы даём датировку и эпиграфику других наиболее старых либо примечательных своим обликом (величиной) надмогильных плит:

1274. Анвар сын Муртаза-Али

1274. Яхья Ибн Хаджи

1278. Ибрау

1280. Умер Казакбий сын Мухаммада. Да простит грехи их обоих Аллах!

1281. Умер ал-хаджи Халиммек сын Салмана.

1283. Аль-Махрум Джангиши.

1285. Умер Идрис сын Усмана.

1286. Атай (Атав) сын Муртазали.

1286. Умер покойный Алибек сын хаджия Яхья

1287. Умер Алидада сын Ибрау.

1332. Раби ал-ахир. Умер ал-хаджи Ахмад сын Исмаила. Да простит их обоих Прощающий.

1330. Умер покойный ал-хаджи Мурад сын Байболата и похоронен на [кладбище] Джаннат ал-Баки в Лучезарной Медине.

Как видим, датировка самых старых сохранившихся на кладбище могил серединой XIX в. в целом подтверждает народное предание о возникновении селения во второй половине XVIII в. Могли, конечно, быть и более старинные надгробия, но в XIX в. село находилось прямо на линии фронта Кавказской войны, нередко в его окрестностях проходили бои с применением артиллерии, она-то и могла внести свой вклад в разрушение памятников.

Интересно, что некоторые сынташи стояли у самой стены и были повёрнуты тыльной стороной к основной части кладбища (например, вышеупомянутый Мурад сын Байболата).

- В этих могилах никто не похоронен, - пояснил Гусейн Ольмесов, - сынташи установлены в память о тех, кто умер во время хаджа.

Тот факт, что наши предки ставили надмогильные камни даже тем сородичам, чей прах покоится на чужбине, свидетельствует о том, что прежде могилы были не только пристанищем для покойников, но и неким уроком для живых, чтобы помнили, кто они, чьи потомки и куда впоследствии уйдут. Не потому ли немецкий этнограф начала XX в. А. Дирр писал, что лишь за три вида преступлений у кумыков человека объявляли вне закона: за убийство кровника после примирения, за похищение саванов и за разрушение могилы (Дирр А. Об обычном праве кавказских горцев. Махачкала, 2008. С. 24).

В конце статьи хотел бы поблагодарить арабиста-каллиграфа Исмаила Ханмурзаева, осуществившего перевод эпитафий со сделанных нами с Р. Атаевым в Ишкарты снимков. Надеюсь, моя статья будет пусть и скромной, но полезной лептой в изучение прошлого этого по-настоящему красивого селения.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 01 октября 2010.

Размещено: 04.10.2010 | Просмотров: 5444 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.