Кумыкский мир

Культура, история, современность

На земле Карчи

О конференции "Аланы и асы в этнической истории регионов Евразии"

фото25-26 июня на базе Карачаево-Черкесского госуниверситета им. У.Д. Алиева (КЧГУ) состоялась Всероссийская научная конференция с международным участием "Аланы и асы в этнической истории регионов Евразии". Участие в ней приняли и ученые из Дагестана.

В день заезда 24 июня в Карачаевске нас встретили с искренним гостеприимством и большим интересом. Очень много людей хотело пообщаться с кумыками, чтобы лишний раз убедиться в сходстве нашего языка с их собственным. Мы встретили здесь своих старых друзей - молодых и талантливых учёных-историков: карачаевцев, заведующего кафедрой истории России КЧГУ доктора исторических наук Рустама Бегеулова, кандидата исторических наук Шамиля Батчаева; балкарца, доцента Кабардино-Балкарского госуниверситета Муслима Баразбиева. В дни конференции мы познакомились и с другими интересными учёными и людьми: завкафедрой политологии КЧГУ Таусултаном Узденовым, проректором того же вуза Сергеем Умаровичем Пазовым, собирателем и хранителем языкового богатства карачаевского народа Султаном Хубиевым, деканом Черкесского филиала подготовительных курсов ЮФО Исламом Кипкеевым, преподавателем КЧГУ Дахиром Чотчаевым, востоковедом Рашидом Хатуевым, журналистом и фольклористом Харуном Акбаевым (оба карачаевцы), молодым археологом из Ингушетии Магомедом Хадзиевым и многими другими.

В день заезда состоялась и экскурсия по Кубанскому ущелью, в ходе которой участники конференции посетили национальную святыню карачаевского народа "Замковый камень Карачая" (по-карачаевски "Кадау-Таш"). Так называется большая каменная глыба вулканического происхождения, связанная с появлением в ущелье прародителя карачаевцев Карчи, который заложил основы государственности и права карачаевского народа.

Ныне это целый музейный комплекс, а ведь ещё лет 10 назад, по свидетельству очевидцев, камень стоял окруженный покосившимися хлевами, почти совершенно заброшенный. Такое преображение стало возможным только благодаря спонсорской помощи мецената Магомеда Салпагарова. Кстати, на его же средства прошла и конференция, участниками которой мы являлись.

Конференция началась в 10 часов утра в Нижнем Архызе пленарным заседанием, которое с приветственным словом открыл ректор КЧГУ Бурхан Нюрчукович Тамбиев, сказавший об особой значимости темы проводимого мероприятия. Далее пленарное заседание вёл Таусултан Узденов, который в силу своего чувства такта и большой эрудиции великолепно справился со своей ролью. В конференции принимали участие известные учёные из всех республик Северного Кавказа, Краснодарского края, Ставрополя, Башкирии, Татарстана, Екатеринбурга, Тывы, Молдовы (Комратский университет Республики Гагаузии). В сборник материалов конференции вошли также доклады авторов из Грузии и Турции, не сумевших приехать на конференцию. Нельзя не отметить, что материалы конференции были опубликованы ещё до её проведения (явление редкое даже для центральных научных центров нашей страны), в чём основная заслуга принадлежит редактору сборника Рустаму Бегеулову.

Уже первый доклад "Аланы-асы в Византии и на Балканах в первой трети XIV в.", озвученный доцентом Армавирского госуниверситета С.Н. Малаховым, привлёк всеобщее внимание содержательной информацией и высококачественным научным анализом исследуемого материала. Доктор исторических наук Рамазан Хусинович Керейтов рассказал о роли племени асов в этногенезе ногайского народа. Председатель Кумыкского научно-культурного общества К.М. Алиев озвучил свой доклад на тему "Асы (ясы) и вопрос их происхождения в свете письменных источников периода Золотой Орды XIII-XVI вв.", Ю.М. Идрисов выступил с докладом на тему "Алано-асская ономастика Северного Кавказа". В программу конференции был включен также доклад доцента ДГУ Г.-Р. Гусейнова, посвященный проблеме асов в контексте истории лингвоэтногенеза кумыкского и других народов Северного Кавказа, Дагестана и Восточной Европы. Нельзя обойти вниманием выступление живого классика тюркской филологии Сослана Байчорова, который очаровал большинство присутствующих в зале полнотой информации, а также меткостью шуток, определений и оценок.

Яркой, эмоциональной и одновременно убедительной была речь фольклориста Махти Джуртубаева, посвященная проблеме освещения Великого переселения народов в трудах отечественных историков.

Оживлённую дискуссию вызвали доклады чеченских авторов: Багаева, X. Хизриева, С. Джамирзаева, X. Мамаева, Р. Хасханова. Их коллеги и обычные слушатели с интересом наблюдали принципиальные споры между самими грозненскими учёными, которые свидетельствуют о плюрализме и отсутствии диктата в возрождающейся чеченской научной школе.

Большие споры вызывал и доклад североосетинского учёного С. М. Перевалова на тему "Древнейшая аланская надпись: pro et contra", пытавшегося убедить участников конференции в ираноязычности алан на основе печати с трудночитаемой надписью из двух слов, которую он истолковывал как "Бакур Алана".

Животрепещущей проблеме сохранения и реставрации культурного наследия был посвящен доклад советника Российской академии архитектуры Владимира Бутусовича Бесолова.

Следует заметить, что в зале пленарного заседания, а затем и на секционных чтениях присутствовало большое количество студентов и аспирантов, с интересом слушавших выступавших, а нередко и задававших им актуальные вопросы.

Архызский курорт, где проходили секционные заседания, находится в местности Карча-Кала ("Крепость Карчи"), с которой, по легендам, началась история карачаевского народа, что, наряду с высоким интеллектуальным потенциалом карачаевской интеллигенции, лишний раз даёт повод надеяться на её грядущие большие научные достижения.

Не могу не отметить, что сердце автора этих строк особенно грели уважение, симпатия и интерес к нам, кумыкам, к нашей истории и культуре всех карачаевцев, с которыми мы с моим спутником встречались в эти дни. К сожалению, очень многим нашим соплеменникам, в том числе и среди учёных, не хватает и десятой доли того восхищения исторической ролью нашего народа в Северо-Кавказском регионе, которое мы наблюдали у карачаево-балкарцев, трепетно хранящих каждую крупицу своего прошлого, связанную с этногенетическими, политическими и культурными контактами с Кумыкией. Малейшая принадлежность к кумыкскому прошлому воспринималась нашими собеседниками как признак определённой элитарности. А историческая и этническая общность кумыков и карачаево-балкарцев не вызывала ни малейшего сомнения ни у одного из наших собеседников. Когда автор этих строк сказал Ш. Батчаеву "ваш язык", то услышал отповедь: "Хватит говорить "наш", "ваш". У нас один общий язык. Совсем недавно мы даже официально были одним народом". И это так. Объективно нельзя научно объяснить, отчего балкарцы и карачаевцы, говоря на говорах одного языка, обладая общими происхождением, историей, культурой и менталитетом, официально считаются разными народами, иначе как решением царских администраторов, действовавших по принципу "разделяй и властвуй". Ещё лет 30 назад невозможно было даже употребление единого общего этнонима карачаево-балкарец, но прошедшие десятилетия внесли неизбежные коррективы. Время вносит и еще внесет немало корректив и в наши отношения с карачаево-балкарцами, ибо, по общему нашему убеждению, на Кавказе мало найдется народов, которые были бы и по происхождению, и по языку, и по менталитету, по общей исторической судьбе в такой степени так близки друг к другу, что всегда составляли и составляют неразъединимую историко-этническую целостность.

Вечер 25 июня завершился большим кавказским застольем, на котором звучали тосты в честь друг друга, братского карачаевского народа, его лучших сыновей и общей родины участников - Северного Кавказа. Утром 26 июня резолюцию зачитала Марина Назировна Кубанова.

С 10 до 15 часов продолжалась устроенная для участников конференции экскурсия по Архызскому ущелью. В дороге мы поражались величественной красотой высоких и лесистых карачаевских гор. Сначала мы посетили астрономическую обсерваторию, расположенную на высоте свыше 2 тысяч метров. Затем комфортабельный экскурсоводческий автобус привёз нас к природно-архитектурному музейному комплексу на месте Нижне-Архызского городища, отождествляемого карачаево-балкарскими и некоторыми другими учёными со столицей Алании городом Магасом. В пользу их мнения свидетельствуют огромные размеры городища и три древних храма, построенных в восточно-византийском стиле. На территории музея также размещена найденная в Приэльбрусье "каменная баба" ("балбал"), издревле называемая в народе "Бийче сын" ("Могила княгини"). Посещение музейного комплекса сопровождалось содержательным рассказом директора музея, большого знатока своего дела археолога Умара Эльканова.

Вечером наступила пора отъезжать домой. Из Архыза до Черкесска нас на своей иномарке-американке подвёз и провожал профессор Технологического университета, доктор физико-математических наук, "карачаевский кумык", предки которого были одними из самых близких сподвижников эндиреевского владетеля Султан-Мута Тарковского, - Иса Борлаков. Грустно было покидать эту благословенную землю, край замечательных потомков Карчи и его отважных сподвижников.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена", 02.07.2010


Из материалов конференции:

Размещено: 05.07.2010 | Просмотров: 4656 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.