Кумыкский мир

Культура, история, современность

О прошлом и настоящем борганов

Эта статья о кумыках - коренных жителях нынешней Чечни - основана на материалах моего доклада, прочитанного мной в г. Грозном на Дне национальной культуры кумыков. Проживают они издревле, в основном, в селах Брагуны, Дарбанхи - Новые Брагуны, г. Гудермес Гудермесского района, в с. Бамматюрт (Виноградное) Грозненского сельского района. Их издавна называют терскими кумыками. К ним относятся и кумыки, проживающие в Осетии в населенных пунктах Кизляр (прежние исторические названия: Бекиш юрт / Бековичи / Кучук юрт), Борасувотар, Малгобекотар, а также г. Малгобек (на территории Ингушетии). Общая численность жителей, по данным последних переписей, составляет свыше 20 тысяч человек, в т.ч. в с. Брагуны - 3,5 тыс. чел., в с. Истису (Дарбанхи) - Новые Брагуны -1,5 тыс. чел., в с. Бамматюрт - 3 тыс. чел., в с. Кизляр - свыше 12 тыс. чел.

У несведущих может возникнуть не вполне корректный вопрос: как же оказалось такое количество кумыков, хотя и по соседству, но за пределами Дагестана, где проживает основная часть кумыкского народа? Если сказать кратко, то следует подчеркнуть, что они здесь автохтонны, а не какая-то переселившаяся часть кумыков. Не вдаваясь в глубь истории средних веков, отмечу, что еще в 1818 г. населенные пункты кумыков тянулись узкой полосой вдоль предгорья Северо-Восточного Кавказа (от г. Дербента до Моздока), образуя три компактных группы селений. И только в результате многовековой кавказской войны и бесконечных перемещений и перетасовок населения в этом регионе Северного Кавказа компактность территории обитания кумыков была нарушена. Ну а после завершения Кавказской войны во второй половине XIX в. эта территория была включена в Терскую область.

Если же идти в глубь истории, по сведениям различных достоверных источников, на территории Северного Кавказа - от Дона до Каспийского моря - в первые века нашей эры предки кумыков - тюркские племена образуют государство савиров. Впоследствии это государство называлось Барсилия и входило в состав Тюркского каганата, который занимал территорию от Дона до Кавказских гор и далее на Восток. К концу VI века каганат распался и разделился на две части - на Западный и Восточный. В начале 30-х годов VII века тюрки потеряли свои западные владения на Кавказе. На их месте возник Хазарский каганат, и хазары подчинили себе окрестные племена от Нижней Волги до Восточного Кавказа и быстро усиливались. В это время арабы, покорив Иранское государство Сасанидов, дошли до Дербента - этого стратегически важного пункта по пути в Хазарию. Началась борьба за Северный Кавказ между нашими предками-хазарами и арабами. В результате двух войн (первая в 643, вторая - в 722-737 годах) арабы победили хазар. По условиям мира между арабами и хазарами те приняли ислам и признали зависимость от Арабского халифата. С этого времени брагунцы проповедуют ислам Ханафитского масхаба. Это было время, когда арабы впервые завоевали Северный Кавказ. Но мир был недолгий. Этим миром хазары сохранили себя и свою территорию. Вскоре арабы ушли из Хазарии, и Хазарское государство стало снова усиливаться. Образованное в составе Хазарского каганата, в период его дальнейшего усиления и развития, Тюменское княжество стало местом основного сосредоточения терских кумыков и формирования их как народа.

В составе Тюменского княжества объединились эти тюркские народы: кумыки, карачаевцы, балкарцы. Исследователь-историк Камиль Алиев отмечает, что все прочие племена помнят о своем приходе на Кумыкскую плоскость, хотя бы о вторичном, а тюмены, раз поселившись на ней, никуда уже не уходили. Об этом свидетельствуют многие факты, топонимика, это подтверждают и многие историки-исследователи. Крупнейшим по тому времени городом наших предков был Маджары. Ныне на этом месте - город Буденновск Ставропольского края. Здесь уже в XVI веке чеканили монеты. Был еще город Нижний Джулат. Он находился на правом берегу р. Терек близ города Майска Кабардино-Балкарии. Третьим крупным городом был город Верхний Джулат или, как его называют, Татартуп ("Татарский стан" - дословно). Он располагался на обоих берегах р. Терек близ современного с. Эльхотова в Северной Осетии. Об этом городе писали путешественники, историки, сохранились легенды, народ сложил песни, стихи. Турецкий путешественник середины XVII Эвлия Челеби писал о развалинах Татартупа. С этими древними городами и памятниками связана вся дальнейшая судьба кумыков-брагунцев, балкар и карачаевцев. Карачаевец Кази Танаевич Лайпанов, профессор политологии и истории Карачаево-Черкесской государственной академии, академик Международной тюркской академии, об этом пишет: "Нынешние тюркские народы Кавказа - азербайджанцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы - генетически связаны между собой. Особенно тесные взаимосвязи у кумыков, карачаевцев, балкарцев". Действительно, между терскими кумыками, карачаевцами и балкарцами издревле существуют родственные отношения.

Еще один памятник старины, о котором не можем не говорить, это так называемый "Борга-Каш" - "Мавзолей брагунских ханов". Он находится ныне на территории Ингушетии недалеко от с. Плиево. Это место считается святым местом - зияратом, о котором историки, прошлые и современные, высказывают различные мнения. Но можно сказать одно: это действительно "зиярат" борганов, где хоронили брагунцы своих предводителей-ханов. Кроме того, о принадлежности этого зиярата брагунцам свидетельствуют надписи на стенах, которые указывают дату захоронения с изречениями из Корана на арабском языке, датированные 808 г.х. т.е. 1405-1406, и имя погребенного (последнего) "Бек-Султан б. Худайнад". Надписи эти учеными расшифрованы. Наиболее близкий к истине перевод: "Завтра тебе, сегодня - мне", это изречение на арабском языке. Оно написано почти на всех надгробных камнях на старых брагунских кладбищах. До сих пор на надгробных камнях это изречение пишется брагунцами на кумыкском языке. Историк К. Алиев составил таблицу родословных брагунских ханов, где Худайнад Бек-Султан значится одним из родоначальников ханов. Это дает полное основание утверждать, что предки современных брагунцев жили раньше в этих районах. Об этом слагали много легенд и среди брагунцев, и среди ингушей, проживающих в этом районе. Здесь же следует отметить, что, как утверждают ученые (Гусейнов, Алиев, Лавров, Виноградов), в последующем XIV и до середины XVI о брагунцах и брагунских ханах источники молчат. Основной причиной этому явилось нашествие монголо-татар и среднеазиатского завоевателя Темирлана - Аксакъ Темира, так его называли в народе. За все время существования Золотой Орды, будучи мусульманами, приняв ислам раньше прихода монголо-татар, терские кумыки сумели выжить и в Орде. Но столкновение двух тюркских гигантов: Золотоордынского хана Тохтамыша и Среднеазиатского Темирлана, который вел за собой 200-тысячную армию, имело губительные последствия для судеб наших предков. Брагунцы выступили на стороне Тохтамыша. Темирлан этого не простил. Все было разрушено, разорено. К этому времени относится другая беда, настигшая наших предков и весь Северный Кавказ,- чума - "бубонная чума" - "черная смерть" - как только ее не называют. В результате чумы и зверств Темирлана погибли миллионы людей, особенно в равнинной части Северного Кавказа. Населенные пункты опустошались, были стерты с лица земли. Так исчезли и Татартуп, и Мажары, и Джулат. Но народ не исчез. Оставшиеся в живых наши предки поодиночке и группами собирались и снова восстанавливали населенные пункты. На место разрушенных сел или вблизи них создавали новые села и города, а многие из них изменяли названия. В этом плане у брагунцев хватило мудрости сохранить название своего села "Брагуны" до настоящего времени, хотя место его расположения менялось четыре раза. Так же менялись месторасположения сел Бамматюрт, Кизляр (Бекиш юрт) и др. Во всех этих селах сосредотачивались "борагунцы" - племя "Борганов", потомков Барсилов.

Во всех этих случаях брагунцы выживали и живут в этих селах до настоящего времени. Безусловно, их сюда, в родные места, привлекали условия на Терско-Сулакской равнине. Реки Терек и Сунжа, для защиты - леса, невысокие горы, самое главное, здесь проходил "Великий шелковый путь" - на Запад и на Восток. Этот путь они всегда контролировали и сопровождали караваны, переправляли на переправах и имели немало доходов от этого. Родословная таблица Брагунских ханов, составленная Алиевым, и родословная "Шамхалов кумыцких", составленная в 1758 г. в Санкт-Петербурге кумыкским воеводой (генералом) Алишем, восстанавливают перед нами династию брагунских владетелей. Родословная показывает, что власть у брагунцев передавалась по наследству, и династия Худайнадов правила брагунцами до конца XIX века и длилась до установления Советской власти на Северном Кавказе. Последним феодалом, князем брагунцев был Умалат Таймазов - потомок Худайнада. Он построил мечеть в с. Брагуны еще в то время. Ныне мечеть реставрирована и функционирует. Имамом здесь является ученик Ахмат-Хаджи Кадырова Магомед-Шарип Хаджи Муртазалиев. Вместе с тем, будучи приверженцами самостоятельности, брагунцы всегда были объединены в сельскую общину. Это своеобразие феодализма на Северном Кавказе. Об этом можно прочесть в работе А. Акбиева "Общественный строй кумыков". К концу XIX века брагунцы достигли своего расцвета после длительной борьбы. Социально и экономически имели немалые успехи. Брагуны стал центром торговли в Притеречной зоне Северного Кавказа. Рынок в селе имел большой товарооборот, сюда приезжали с левого берега Терека ногайцы, а позже и терские казаки, а с правого берега - чеченцы, ингуши, кабардинцы. Переправа через р. Терек создавала им краткий путь к селу. Кумыкский язык, как отмечают путешественники, здесь был языком межнационального общения.

Весь период до окончательного завоевания и установления власти России над Северным Кавказом Брагунская земля была ареной интриг между кумыками - дагестанскими шавхалами и кабардинскими князьями. В 1619 году дагестанский Эндирейский владетель отвоевал брагунцев у черкас, поселил у себя во владении. Но уже в 1651 году кабардинский князь Муцал с согласия русской администрации "отнял" брагунцев у князя Эндирейского. А осенью того же года тарковские феодалы, поддержанные Персией, вновь увели их в Дагестан. И лишь в конце XVII века брагунцы вернулись в устье Сунжи. Можно представить себе, что в таких ситуациях с военными действиями гибли люди, часть их бежала в разные стороны, а часть пряталась в лесах. Позже, как только обстановка стабилизировалась, возвращались и снова восстанавливали свои села, жилища и кладбища. Немалый урон обитателям притеречной зоны и всего Северного Кавказа нанесло соперничество за его овладение между Россией, Персией, Ираном, Турцией и даже англичанами. Нынешнее месторасположение сел Брагуны, Бамматюрт и Кизляра - последнее, откуда они уже не переселялись и не "отвоевывались" ни от кого. Вся дальнейшая жизнь брагунцев - терских кумыков, проходила в дружбе и тесной связи с соседними народами, чеченцами и ингушами. Хотя терские кумыки и разобщены в административном отношении, они делают все возможное для сближения, поддержки связей: культурных, экономических и родственных. Об этом говорит и сегодняшнее мероприятие (День национальной культуры, проводимый в Грозном. - Ред.). В языке брагунцев такие понятия, как "наше", "у нас", "наша республика", "наш район" и т.д., каждый понимает в единстве с чеченским народом. В обычаях, адатах у нас много общего и очень мало отличительного. Это можно будет заметить по выступлениям художественной самодеятельности сегодня. В наши дни нет никаких вопросов в организации бракосочетаний. При выходе чеченской девушки за кумыка и женитьбе чеченца на кумычке нет никаких вопросов. Это результат долголетнего дружеского проживания, совместной жизни, жизни по соседству. Корни этой дружбы уходят в далекие средние века. Об этом свидетельствуют сохранившиеся предания и легенды.

Немало страниц в свою историю вписали терские кумыки в годы Советской власти, особенно в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Достаточно сказать, что только из одного села Брагуны участвовали в войне 180 человек, из них не вернулись 86. Они сражались на всех фронтах. Среди них есть дошедшие до Берлина и сделавшие надпись "Брагуны" на стене рейхстага. Брагунцы участвовали во всех крупных сражениях ВОВ - от Моздока и Сталинграда до Берлина. В 1943 году полный состав комсомольской организации села ушел на фронт добровольцами во главе с Биярслановым. А четыре человека: Алиев, Гусейханов, Мамаев и Межидов удостоены высшими солдатскими наградами - орденом Славы. Старики и женщины трудились в тылу, снабжали фронт. В 1946 за участие на трудовом фронте награждены медалями "За победу в ВОВ 1941-1945 гг." 97 человек. Это старики, женщины, подростки. Медалью "За оборону Кавказа" награждены 9 брагунцев. Все это характеризует брагунцев в семье народов России, в семье народов Северного Кавказа.

Сегодня, находясь в единой семье с народом Чеченской, Ингушской и Осетинской республик, терские кумыки активно участвуют в созидательном труде. Достаточно сказать, что в своем культурном развитии они шагают в ногу со всеми народами: все, имеющиеся на территории этих сел государственные учреждения, обеспечены местными кадрами. В селе Дарбанхи - Новые Брагуны расположена Республиканская психиатрическая больница, где трудится коллектив врачей и средний медперсонал во главе с главным врачом Сатаевым, все они местные, высококлассные специалисты. Брагунская средняя школа по итогам соревнований стала миллионером. Возглавляет эту школу педагог Н. Ш. Салаватов. Многие специалисты с высшим образованием работают по всей России. Мы имеем, к нашему счастью, своего писателя-журналиста А. Г. Мамаева (собкор газеты "Ёлдаш". - Ред.), который пишет о брагунцах. За последнее время для дальнейшего развития села многое делается президентской командой. Достаточно сказать, что глава района В. Насуханов под постоянным вниманием держит благоустройство села, строительство объектов социального и культурного назначения. Глава сельской администрации М. Т. Темирсултанов при поддержке районной администрации гравирует улицы села, прокладывает водопровод, село обеспечено водой, газом, электроэнергией. Особенно брагунцы благодарны Насуханову. По его инициативе построен ФАП, завершается строительство здания школы, капитально отремонтировано здание Дома культуры.

Конечно же, в небольшой статье невозможно осветить все стороны жизни кумыков в Чеченской Республике. Считаю главным: брагунцы в настоящее время живут спокойно, уверены в своей защищенности, чувствуют силу и справедливость власти, и это - великое достижение, это результат деятельности президентской команды во главе с Рамзаном Ахматовичем Кадыровым. Так считает каждый житель из племени древних "борганов".

Ахмат ХУБИЕВ,
учитель-историк,
с. Брагуны Гудермесского района Чечни.


Опубликовано: газета "Ёлдаш/Времена" // 07.05.2010

Размещено: 07.05.2010 | Просмотров: 6031 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.