Кумыкский мир

Культура, история, современность

Проблема образования средневекового кумыкского государства Шаухальство

в контексте политического наследия Улуса Джучи на Северном Кавказе

Административно территориальное деление и историческая географии Восточного Предкавказья в XIII - начале XV вв.

В середине XIII в. на огромной территории Восточной Европы и Сибири возникает государство Золотая Орда. Это государство имело самые различные названия (Дашт-и-Кыпчак, Улус Джучи, Золотая Орда, Кумания и т.д.) и возникло вследствие раздела Чингисханом своей империи на уделы для сыновей. Улус, получивший имя старшего сына Чингисхана Джучи в 1207-1208 гг. возник, после того как он покорил енисейских киргизов и некоторые племена южной Сибири. В дальнейшем к его владениям были присоединены земли к западу от Иртыша, а также "летовья и зимовья от границ Кыялыка и земель Хорезмских до окраин Саксинских и Булгарских" и дальше до тех мест куда "доходили копыта татарских коней"1.

В конце зимы 1227 г. Джучи внезапно умирает. После него остается большое количество наследников. Источники упоминают около сорока его сыновей. Рашид ад-Дин упоминает имена четырнадцати сыновей в следующем порядке: старший сын - Орда, второй - Бату, третий - Берке, четвертый - Беркечар, пятый - Шибан, шестой - Тангут, седьмой - Бувал, восьмой - Чилаукун, девятый - Шингкур, десятый - Чимпар, одиннадцатый - Мухаммад, двенадцатый - Удур, тринадцатый - Тука-Тимур, четырнадцатый - Шингкум2.

После смерти Джучи главой улуса стал Бату. За ним были закреплены "права на территорию, включающую Сибирь, Булгарию, Дашт-и Кыпчак, Башкирию, Русь и Черкесию до Дербента"3.

Совместно с конным корпусом Субедея и Кукдая (Букдая) отряды улуса Джучи в 1229 г. отправились в поход в прикаспийские степи. Под их напором и натиском "половцы (кипчаки) и саксины (предположительно остатки хазарского населения на нижней Волге) бежали в пределы Волжской Булгарии"4.

Однако вскоре стало ясно, что добиться полного покорения этих стран одними лишь силами Улуса Джучи не представляется возможным. Решение этого вопроса стало одной из важнейших задач, поставленных перед курултаем, созванным в 1235 г. На нем было принято решение отправить войска "в области кипчаков, русских, булгар, маджар, башгирд, асов, в Судак и в те края и все их завоевать"5. Главнокомандующим огромной армии был назначен Бату. Под его верховным командованием были проведены великие военные походы в Европу 1236-1242 гг., в ходе которых многие города Восточной Европы были разгромлены, погибли тысячу людей. После завоевания Волжской Булгарии войско было разделено, одна часть воевала с северными народами, другая часть направилась в Дашт-и Кипчак на войну с кипчаками и народами Северного Кавказа.

Кипчаки, обитавшие в Восточном Предкавказье оказали особенно ожесточенное сопротивление. Имеются сведения о кипчакском полководце Бачмане из рода олбурлик (ельборили)6. Род ельборили считался родом наследственных кипчакских каганов. После того как весной-летом 1237 г. кипчаки были разбиты на берегу Каспийского моря, спасшись, он, организовал партизанский отряд "кипчакских удальцов" и союзных им асов и постоянно беспокоил монгольские войска, однако вскоре он был схвачен и казнен7.

К 1240 г. вся территория от Иртыша до Дуная оказалась в составе владений потомков Джучи. По сведениям арабских географов, длина этого государства простиралась на восемь, а ширина на шесть месяцев пути и имеет размеры от "моря Константинопольского" (Чёрного) до р. Иртыша, в длину на 800 фарсахов, а в ширину от Баб-ал-Абваба (Дербента) до города Болгара, то есть приблизительно на 600 фарсахов 8.

Бату разделил территорию государства на владения - улусы, во главе которых поставил своих братьев и ближайших родственников. В соответствии с нормами родовых отношений у тюркско-монгольских народов "государство кочевников рассматривалось в качестве собственности всей царствующей династии" и каждый взрослый царевич получал свой эль, а также "пространство земли (йурт, вилайет), достаточное для кочевания". При этом территории поволжских степей, составляли собственные владения правителя Джучиева Улуса. "При этом каждый раз царевич, провозглашенный ханом, сохранял в своих руках свой прежний улус"9. Степи между Волгой и Доном принадлежали старшему сыну Бату, Сартаку. Мангышлак, область современной Астрахани, земли асов на Северном Кавказе входили в состав улуса Тукай-Тимура (Тока-Темира), сына Джучи. В восточной части Улуса Джучи правили Орда и Шибан.

Земли вдоль западного побережья Каспийского моря вплоть до Темир Капу (Дербента) относились к центральному военно-административному округу Золотой Орды. Земли эти имели исключительное значение как в военно-стратегическом отношении, так и как весьма выгодный коридор для международной транзитной торговли. О значении данных земель говорит тот факт, что первоначально этот улус принадлежал Берке, затем в 1253 г. Бату отобрал его себе, переподчинив центральному округу10.

В состав Улуса Джучи вошла вся территория обитания кумыков11 и карачаево-балкарцев, крупнейших тюркских народов Северного Кавказа, имеющих древнюю и самобытную историю.

На наш взгляд прямыми политическим наследниками Улуса Джучи на Северо-Восточном Кавказе являлись:

1) Кумук ("Кумук хакимиет", с XVI в. известно также как "Вилайет Дагестан"), правитель этого государственного образования носил титул шаухал. К 1502 г., то есть моменту гибели Большой Орды Кумук вместе с вассальными от его правителя княжествами занимал территорию от реки Баксан до Дербента12. В более поздних источниках Кумук стал известен как Тарковское шаухальство, в русских источниках обычно его именовали "Кумыки" и "Шевкальская земля"13.

2) Тюмен, правитель, которого также имел титул шаухал, это государство располагалось в низовьях Терека и Кумы, южные границы которого в XV в. вероятно простирались и до реки Сулак14.

3) Кайтаг между Дербентом и средневековым кумыкским городом Бойнаком (близ современного города Избербаш).

4) Брагунское ханство (Бороган), находившееся к моменту вторжения Тимура между Пятигорьем (Беш-Тау) и средним течением Терека.

Следует подчеркнуть, что правители трёх последних феодальных владений признавали над собой верховенство Тарковского шаухала. Помимо названных наиболее крупных образований в составе Улуса Джучи к 1380-г. на Северо-Восточном Кавказе входили и другие мелкие владения, история которых до сих пор остаётся крайне малоизученной и неясной. Это:

1) Владение (по некоторым данным карачи-бейство) наместника Тохтамыша Юлука15 (Улуга) в Анди16. Название резиденции Юлука сел. Риквани вероятно идентично области Иркувун, упоминаемой Низам-ад-дином Шами среди территорий на Северном Кавказе, разорённых Тимуром17.

2) Сим-Сим18, территория предгорной Чечни, где обосновались представители тюркского племени аргун, чьё имя отложилось в названии притока Сунжи Аргун (Чечня).

3) Джунгут (будущее Мехтулинское ханство), соответствует окрестностям современного селения Дженгутай (Буйнакский район Дагестана)19.

4) Капчугай, локализация которого до сих пор вызывает дискуссии в связи с распространённостью на Северного Кавказе топонима "Капчугай".

5) Кадар и Аркас ( в источниках "Нергес") (соответствует одноимённым сёлам в современно Буйнакском районе Дагестана, к юго-западу от Джунгута) в конце XIV в. их правителем являлся карачи-бей шейх Хаджи-Асельдер (ум. в 1404 г.)20.

В контексте уточнения исторической географии южных пределов Золотой Орды на Северном Кавказе мы укажем на крупнейшие города Восточного Предкавказья. В равнинном Дагестане это Темир-Капу (Дербент), Таргу (ныне Махачкала), Гельбах (близ современного города Кизилюрт), Аркас (на Гимринском хребте, выходцами из этого города считаются кумыки-казанищенцы), укрепление Урга (ныне с. Костек Хасавюртовского района, по сообщению немецкого путешественника XVIII в. Я. Рейнегса здесь раньше располагалась крепость Киссим-кале21) и город Тюмень (Тюк) в дельте Терека22. Местоположение Верхнего и Нижнего Джулатов хорошо известны в исторической науке.

Среди уделов Шаухальства особенно следует выделить Кайтаг и Бороган. В дагестанской историографии общепринято воспринимать историю Кайтага как историю, прежде всего кайтагского субэтноса даргинцев, однако кайтаги (хайдакллар), говорящие на южном диалекте кумыкского языка есть и среди кумыков. И. Шильтебергер, немецкий рыцарь, служивший у Тимура и Эдиге упоминает, что все золотоордынские татары делились на "три поколения: кайтаги, джембойлуки и монголы"23. Чуть позже, побывавший в Мингрелии, Барбаро писал: "Эта Мингрелия имеет границу с кайтаками, которые, живут около Каспийских гор и частично с Грузией и Великим морем". Учитывая, что сам Барбаро хорошо знал географию Мингрелии, в которой бывал не раз, мы можем предположить, что под кайтаками он подразумевал тюрок Приэльбрусья. Он же отмечает кайтагов и в окрестностях Дербента24. Любопытно, что выдающийся финский востоковед И. Рамстед, опираясь на сообщение Э. Челеби, даргиноязычных кайтагов также считал потомками монголов, позабывшими на Кавказе свой природный язык25. Вполне вероятно, что в Приэльбрусье отступила часть кайтагов, разгромленных Тимуром в 1395 г. к северу от Дербента.

Во главе Кайтага также стояли шаухалы, среди первых из них известны Хиздан (вар.: Хиздар), Ахсувар-Шаухал (являвшийся одновременно правителем Кумуха), Султан-Али-бек и вероятно Исми-Шаухал, первая половина имени которого созвучна наследственному титулу кайтагских правителей "уцмий"26.

В контексте изучения истории Брагунского ханства особый интерес представляет вопрос о местоположении летней ставки хана Узбека на реке Сунже27 ("Севинче" русских летописей). На одной из миниатюр, иллюстрирующей так называемый Лицевой свод летописи (он датируется второй половиной XVI в., либо началом XVII в.28) в части, касающейся жития Михаила Ярославича Тверского, воссоздана картина местности убийства в ноябре 1318 г. опального русского князя в Золотой Орде. При всей условности и стилизованности изображения оно передает некоторые реальные черты ландшафта сунженского побережья: холмистую местность по берегам двух рек, "великие горы Ясские и Черкасские", "Темиреву богатыреву могилу", а также и две рельефообразующие реки большую и меньшую, впадающие одна (Сунжа) в другую (Терек)29. Местонахождение личной ханской ставки наиболее сопоставимо именно с исторической территорией проживания кумыков-брагунцев (борогъанлы) в междуречье Терека и Сунжи, близ их слияния30. Род бороган хорошо известен и среди крымских татар. Восточный хронист Абульфеда указывал, что город Маджар также находился в области Борга31.

В условиях непрекращающихся внутриордынских междоусобиц и войн с Хулагуидами благополучие ордынских городов было непрочным. 1324 г. из-за Дарьяла в степи Северного Кавказа вторгся хулагуидский полководец Чупан (не путать с Хасаном Джуфаном сыном Али-бека (Эмиром Чупаном)), который по словам восточного летописца дойдя "до берегов Терека не пощадил никого из деревень и городов и кочевников тех мест; они (воины Чупана И.Х., Ю.И.) убивали, грабили, брали в плен"32. В связи с этим вторжением большой интерес представляет сообщение кумыкского историка Мухаммед Аваби Акташи (рубеж XVI-XVII вв.) о том, что после разрушения городов Шехр и-Татар (Татартуп, он же Верхний Джулат) и Нижний Джулат, оставшаяся в живых часть их жителей переселилась в Крым и составила ядро крымских татар33.

Доминирующую роль среди городов Восточного Предкавказья играл Маджар. По словам Ибн-Баттуты это был "город большой, один из лучших тюркских городов". Город являлся крупным культурным центром, с большим числом мечетей, медресе и суфийских обителей34.

Происхождение Шаухалидов.

При Берке правителем территорий к югу от реки Терек стал его внучатый племянник Тама-Токта, сын Балакана, сына Шейбани, сына Джучи. Интересно, что в исторических документах встречается несколько форм написания его имени: Тама-Токта, Тама-Токдай35, Тюмень-Токта36, Тама-Муртада37. Первая половина его имени происходит от монгольского слова "тама" - отряд несущий гарнизонную службу и вероятно является лишь указанием на его роль начальника гарнизонов на южном порубежье Золотой Орды. Гораздо интереснее последнее из приведённых имён Тама-Муртада, во второй половине которого угадывается мусульманское имя Муртаза. Более чем, вероятно, что Тама-Токта вслед за Берке и Ногаем принял Ислам, именно в этот период, приобретавший всё большую популярность среди татар. Вышеназванный Ногай (мусульманское имя Исак), несмотря, что его собственный улус находился между Дунаем и Днепром, был ввиду своих выдающихся полководческих заслуг назначен начальником монгольского корпуса на Северном Кавказе, располагавшегося в "стране асов" (верхнее и среднее течение Терек, населённое предками современных балкарцев и кумыков-бороганцев с главным городом "Дедяков")38. Тама-Токта отвечал за Темир-Капу (Дербент), а Ногай за Дарьял. Назначение Берке в данный регион именно Тама-Токта и Ногая, вероятно, было обусловлено их личной враждой к Хулагу, убившему их отцов. Существенный интерес представляет то, что Тама-Токте было дано исключительное право самостоятельно решать воевать или заключать мирные договора с ильханами, делавшие его, по сути, самостоятельным правителем39.

Вплоть до 1288 г. Тама-Токта и Ногай совместно действовали против Хулагуидов, но после своего поражения в этом году от ильхана Абака разругались между собой и стали злейшими врагами40. Причиной для конфликта могло послужить стремление Ногая к абсолютной гегемонии в Золотой Орде. Вероятно Ногай, осознавая что, имеет в Орде только одного серьёзного в военном отношении противника, способного его низвергнуть Тама-Токта, закалённого в войнах с ильханами полководца, имевшего под своим начало хорошо вооружённые тумены регулярной армии, привыкшие к постоянной войне стремился заранее избавиться от него. Как сообщает Рашид ад-Дин, именно Тама-Токте и принадлежала ведущая роль в победе хана Токта над Ногаем (1300 г.).

После смерти отца сын Ногая Джека согласно Ибн Хальдуну собрал войско в "земле Умуков"41. Последнее название можно объяснить только как искажение написания этнонима "кумук". Пропуск первой буквы мог возникнуть как при переписки сочинения Ибн Хальдуна (к сожалению у нас нет текста на языке оригинала), так и при переписывании им самим информации из текста его источника. Следует оговориться, что этноним кумук в золотоордынский период употребляется крайне редко, обычно замещаясь в источниках политонимом татар. Сыновей Ногая Джеку и Турая вскоре постигла судьба его погибшего отца.

У самого Тама-Токта было три сына Бакырча, Кунчек, и Джаукан, о судьбе которых ничего неизвестно42.

При Узбеке "правителем черкесов" считался его беглербек Нагдай сын Агадай Бахадура43. Внук Узбека Бердибек также имел на Северном Кавказе удел "Хабдтак", по крайней мере, об этом свидетельствует обнаруженная в Г.-Ю. Клапротом в Малой Кабарде (окрестности Нижнего Джулата и Верхнего Джулата) эпитафия на могиле его сына, или скорее прямого потомка по мужской линии, Кабан-хана: "Кабан-хан, сын Бердибека, в 860 г. (1455 г. н.э.) Бердибек был ханом Хабдтака и сыном Джанибека, после которого он правил в 1357-1359 гг.". Следующие после имени Джанибека слова с датой по христианскому летоисчислению вполне вероятно добавлены самим Г. -Ю. Клапротом44. Согласно азербайджанскому учёному А.-К.А. Бакиханову название Хабдтак (у него Гаптах) является синонимом названий областей Туман и Кайтаг45. Слово Гаптах (вар.: Кап-Даг), на наш взгляд является тюркской калькой персидского названия Кавказского хребта Кухи Каф (Гора Каф). Вполне вероятно, что возникшее позже тюркское название Северо-Восточного Кавказа Дагестана восходит корнями к указанному Кап-Дагу.

А.-К.А. Бакиханов называет родоначальником первых Шаухалидов родственника Чупана (Амир-Джуфана) сына Али-бека46. В связи с этим фактом интересна генеалогия крымского хана Хаджи-Герея, опубликованная в 1938 г. Хасаном Уртекином в брошюре "Генеалогия крымских ханов", перепечатанная впоследствие журналом "Emel": Чингис-хан - Джучи - Тогай-Тимур - Оран-Тимур - Сарыджа - Тюлек-Тимур - Хабине - Хасан Джефан - Таш-Тимур - Гияс эд-дин - Хаджи-Гирей47. Согласно генеалогии составленной Н.Ф. Катановым нисходящая линия от Сарыджа была следующей: Иса - Алибек - Хасан Джефан - Таш-Тимур - Хаджи-Гирей. Схожую генеалогию в своей книге книге "Къырым фаджиасы" ("Трагедия Крыма") предложил известный общественно-политического деятель и патриот Крыма Амет Озенбашлы (1893-1958): Али-бeй - Хасан - Таш-Тимур - Гыяседдин - Аджы-Гирей. Здесь же, в пояснении, A. Озенбашлы указывает, что генеалогическое древо извлечено из произведения потомка крымских ханов Халим-Герая "Гюльбюн-и Ханаан". Действительно, в кратком предисловии к своему труду Халим-Герай привел в качестве источников три генеалогические таблицы: с кратким перечнем сыновей Чингис-хана и их потомков, ильханов Ирана, а также крымских ханов Гераев, указывая при этом, что таблицы извлечены из каталога султанского нумизматического музея. Генеалогическая версия предков Хаджи-Гирей-хана: Чингиз-хан - Джучи (лакуна длиной в три поколения) - Али-бек - Хасан (Джуфан) - Таш-Тимур - Хаджи-Гиреи48.

Известно, что Хасан, он же Джуфан (эмир Чупан) являлся улусбеком (правителем) Крыма. Слова А.-К.-А. Бакиханова о том, что шаухалы были родственниками именно эмира Чупана можно рассматривать, как прямое свидетельство в пользу их происхождения от Тукай-Тимура сына Джучи.

Следует оговориться, что на Северном Кавказе сосуществовало несколько ветвей Чингизидов постоянно боровшихся между собой за территории. Среди них могли быть потомки не только Тука-Тимура, но также Балакана, Бату и Берке, потому вполне вероятно, что шаухалы, имена которых отмечены в документальных источниках и эпиграфических памятниках XIII-XIV вв. могли происходить от разных сыновей Джучи. Так в хронике начала XX в, приводится выписка из более древней рукописи о войне между татарами и дагестанцами в 800 г. хиджры (IX.1397-IX.1398 гг.), вследствие которой Дагестан был оккупирован одним из татарских ханств. Правивший на тот момент "хан Баммат49 Шамхал" переселился в Турцию. Так как престол Дагестана остался без правителей, "собрание (читай: курултай - И.Х., Ю.И.) представителей государств решила сохранить за Дагестаном его прежнюю самостоятельность и назначить ханами сыновей татарских ханов"50.

Более чем, вероятно, что именно тогда в Шаухальстве воцарился родственник эмира Чупана (Джуфана), основатель новой тукайтимуридской династии шаухалов Кумыкии, правившей вплоть до 1867 г. На это косвенно указывает и синхронное с событиями 800 г. хиджры обособление Крыма во главе с Таш-Тимуром сыном эмира Чупана51.

Необходимо также учесть, что малодоступные ущелья Северного Кавказа явились надёжным убежищем для многих из Чингизидов, изгнанных из Сарая или из собственных улусов. Известно, например, что во владениях ширваншаха Ибрагима Дербенди вплоть до своей смерти скрывался бывший ставленник Эдиге на сарайском престоле тукайтимурид Шадибек52, с которым возможно генетически взаимосвязан одноимённый карачаевский кавум (род) "Шадибек".

Кумыкский историк и богослов начала XX в. Джамалутдин-Хаджи Мамаев (Карабудакхентский) в своей книге "История Кавказа и селения Карабудахкент" писал о происхождении шаухалов следующее: "То обстоятельство, что в Дагестане избрали [своими правителями] род Чингиза и назвали их именем "шавхал-хан", исходило из установившейся тюркской, татарской духовности, как опоры на своё генеалогическое происхождение (насаб), при этом, не склоняясь в сторону науки или деликатности (эдеб). Род Чингиза почитается среди них (шаухалов) [высоко], как курайшиты среди мусульман. Они не позволяли никому быть выше них или поднять голову"53. Версию о чингизидском происхождении поддерживает и Али Каяев писавший, что "...в 634 г. хиджры (1239/1240) монголо-татары отстранили правящую династию, а правителем назначали своего ставленника вновь с титулом "шамхал"... "Новый шамхал происходил из рода Чингиз-Хана, и с этого времени установилась власть татарских шамхалов"54. Аналогичные данные о происхождении шаухалов содержатся и в других источниках55.

В связи с вопросом о возможной династической общности шаухалов и Джучидов любопытно утверждение английского историка Стенли Лен-Пуля о том, что потомки Берке получили в свой удел (видимо "йурт") междуречье Кумы и Терека56, то есть территорию более позднего Тюменского шаухальства. Впрочем цитируемая работа Стенли Лэн-Пуля уже при первом своём издании на русском языке заслуженно критиковалась в связи с использованием сомнительных и непроверенных данных по истории Золотой Орды, что признавал и сам автор, указывающий, что он ориентируется в её истории "частью на основании догадок", а частью на данных нумизматики57. В ногайском эпосе "Эдиге" упоминается владетель Татартупа Берке-хан58.

Любопытно и то, что вассалы шаухалов брагунские феодалы вплоть до второй половины XIX в. помнили и чтили своих предков крымских ханов59. Сомнительно, чтобы представители столь уважаемого чингизидского рода не разу бы не упомянули о своём династическом превосходстве над сюзеренами, имей оно место.

Как пишет современный монгольский исследователь Чойбилжавын Чойсамба: "Для монголов в целях стабилизации ситуации в регионе первостепенное значение имело физическое истребление монархов покорённых стран и их возможных наследников. Ведь живой монарх невольно выступал возмутителем спокойствия"60. Более чем сомнительно, чтобы Бату-хан допустил исключение из правил для феодалов Западного Прикаспия, имеющего стратегическое значение, как узкий проход из Европы в Азию.

Соционимы "шаухал", "карачи" и символы шаухальской власти.

Первоначально в русских официальных документах Тарковских и Тюменских шаухалов именовали царями. Так, например в 1556 г. воеводы доносили в посольский приказ, что к ним "...из Шамахи и с Шевкал и с Тюмени от царей присылка о миру была и о торговли и они к нам послали служивых татар по государеву цареву и великого князя наказу"61. Известно, что царский титул признавался лишь за великим князем московским, германским императором и владетельными Чингизидами. В дагестанских источниках шаухала называли "падишахом Дагестана", также титулует его Э. Челеби62.

Однако следует подчеркнуть, что по мере роста претензий московских царей на территорию Северо-Восточного Кавказа политическая статус шаухалов в царских документах искусственно понижался до уровня приличествующего царскому "холопу", с тем, чтобы политически обосновать в глазах соседей и в первую очередь в глазах турецкого султана, тщательно планируемую аннексию.

Имеется версия арабского происхождения шаухалов. Род шамхалов возводят к дяде пророка Мухаммада Аббасу. При этом сам титул якобы произошел от имени Шахбала - главного правителя Дагестана назначенного арабами. Шахбал являющийся представителем священного для мусульман рода курайшитов, был "уроженцем провинции Шам (Сирии), из местечка Хал"63, отчего якобы и происходит имя шамхал. Эта версия получила довольно широкое распространение. Однако следуют отметить, что эта версия была подвергнута справедливой критике и многие ученые считают, что она не состоятельна. В специальной литературе велась полемика о том, что первичен ли исконно кумыкский вариант шаухал (и его русский вариант шевкал) или его "арабский" вариант шамхал. В ранних русских источниках этот титул употреблялся в форме шевкал, шавкал 64, что соответствует исконно кумыкской форме шаухал.

Так видный знаток арабского языка М. Саидов утверждал, что если бы данное слово было арабского происхождения, то в соответствии с законами арабского языка данное слово должно было иметь форму Хал-аш-шам, а не шамхал. И далее он приходит к выводу, что форма шамхал образована по типу тюркских слов, а не арабских65. Его поддерживает и известный отечественный востоковед Бартольд В.В., который на основе анализа персидских и древних русских документов резонно замечает "что русские и персы не могли независимо друг от друга исказить "шамхал" в "шавкал""66. То есть оба утверждают о тюркском происхождении данной фамилии.

Несомненный интерес вызывает первые упоминания данного титула в русских источниках, относящиеся к 1327 г., когда под этим именем был упомянут "татарский посол Чол-хан, двоюродный брат хана Узбека творивший произвол в Твери и был за это умерщвлен"67. Наряду с вариантом шевкал/шавкал выше приведен его вариант чолхан. В этом отношении интересно примечание академика В. В. Бартольда, который ссылаясь на Табари и И. Маркварта сообщает, что в VIII в. "существовал какой-то народ или тюркское племя "чöль"68. Это племя Табари помещает на Северном Кавказе, рядом с аланами, возможно, что данный этноним связан с топонимом Джулат (тюрк. Çulat). В связи с этим любопытно упоминание ингушского фольклориста Чаха Ахриева о первопоселенцах северной части территории современной Игушетии, которых он называет "джелты". По его свидетельству: "Они были хорошие строители и настроили много башен и замков"69. Вполне вероятно, что под этим именем скрываются жители Джулата, города, остатки которого до сих пор удивляют талантом золотоордынских зодчих.

В 1472 г., титул шаухал фиксируется в русских документах, как минимум вторично. Тогда на службу к великому князю Ивану Васильевичу из Орды выехал "шевкал" "татарин" Загоря (Закария) Айболатович, положивший основание новому русскому дворянскому роду Загоскиных70. Вопрос о возможной связи этого "шевкала" с северокавказскими шаухалами пока остаётся открытым.

Соционим "шаухал" встречается и в источниках, относящихся к 1396 г. "в связи с походом Тимура в Кумыкию, когда на помощь местному населению, по сообщению персидских историографов этого полководца Низам ад-Дина Шами и Шариф ад-Дина Йезди, пришел правитель "области Гази Кумуклук и войска Аухара" шаукал". Гусейнов Г.-Р. А.-К. возводит этот титул к форме "йабгу" - титул верховного правителя гуннов, хазар, авар71. Титул этот упоминается и в огузском героическом эпосе "Китаб-и Дедем Коркуд", где один из героев произведения носит имя "Шевкал-и Мелик"72. На наш взгляд, большую перспективу может иметь параллельная лингвистическая семантика соционима "шавхал/шевкал" и крымского титула "калга". В связи с этим интересно объяснение титула "шавкал" Адамом Олеарием, посетившим Кумыкию в 1636 г., который переводит его как "светочь" ("Lumen")73. В кумыкском языке действительно есть слово "шавла" означающее "свет", вопрос о родстве этого с титулом шаухал остаётся открытым. Не следует по нашему мнению сбрасывать со счетов и межтюркское слово шав/шаг со значением "мощь"74.

О законах, согласно которым правили и передавали наследство потомкам шаухалы, Джамалутдин-Хаджи Карабудахкентский писал: "Они [шамхалы] дела вершат не по шариату, а согласно закону Чингиз-хана "Тёре" - по названию "Дурар" (по видимому имеется ввиду "Яса" Чингисхана - И.Х., Ю.И.). Они не дают [полагаемого по шариату] наследства женщинам, говоря, что это очень древний обычай (адат)"75.

Одним из основных показателей золотоордынского происхождения шаухальской власти является наличие в Шаухальстве системы карачи-беев (по кумыкски "къарачи-бийлер"). Карачи-беи имели свои уделы в сёлах Эрпели, Карабудахкент и Утамыш, а также проживали на правах зависимых от шамхальской милости аристократов в сёлах Кафыр-Кумух, Губден и Гелли. Как писал один из первых кумыкских историков Д.-М. Шихалиев (Шейх-Али):

"В случае важных недоразумений в решении тяжб отправлялись туда (резиденцию карачибеев Эрпели - И.Х., Ю.И.) на разбирательство и в присутствии "карачи", блюстителей всех старинных кумыкских обычаев, получали окончательное определение. Сословие "карачи" находится в деревнях Северного Дагестана, Карабудахкенте, Губдене, Эрпели, Каранае и Ишкарты. Они суть потомки туземных князей, когда-то знаменитых, но влиянием шамхала ныне униженных"76. Остаётся открытым вопрос о принадлежности к сословию "карачи-беев" полулегендарного эпонима карачаевцев Карчи.

Шаухал не был автократическим правителем, его выдвигали из числа шаухальского рода на собрании представителей феодальной элиты. В шаухальстве была "лествичная" система передачи власти. "Передача шамхальского достоинства происходила не по прямой линии (от отца к сыну), а давалась старшему в роде"77. Имелся официальный наследник престола, именовавшийся крым-шамхалом с резиденцией в с. Бойнаке, эквивалент крымского титула калга. "Есть еще один князь у кумыков, его называют "крым-шаухал", как и у крымских ханов - "калгай-солтан". Когда умирает шаухал, ему наследует этот крым-шавхал, а крым шавхалом становится уже другой из князей (биев)" - сообщает тюркский летописец из Волыни, Мехмет-Эфенди78. В русских документах XVI-XVII в. упоминается и такой политический термин, как "крымство" (кумык. "къырымлыкъ") означающий пребывание в правах официального наследника престола. То есть имело место типично тюркский тип наследования власти. Ветвь Тарковских с характерной фамилией Крым-Шаухаловы правила в Карачае79.

Представляет интерес церемония избрания нового владетеля из дома шамхалов в XVIII в. А. Олеарий сообщает: "...Когда его избирают, все мурзы или князья должны сойтись в круг, священник (мулла) бросает в них позолоченное яблоко: в кого оно попадет, тот и становится шамхалом. Священник, однако, хорошо знает, в кого он должен бросить"80.

Ритуал бросания яблока отличал избрание шаухала от аналогичных инаугурационных обрядов в других татарских ханств и был, вероятно, связан с хазарской символикой, так как символ "Алтын алма" ("золотое яблоко") являлся гербом хазарского кагана и изображался на его шатре81.

Род шамхалов имел свой особый символ, фактически выступавший в роли родового герба. Он представлял собой особый знак миндалеобразной (каплеобразной) формы. Этими знаками помечены практически все надгробия представителей шаухальского рода82. Использование этого символа власти посторонними лицами, не потомками Джучи, строго каралось. В соответствии с законами установленными Чингисханом, "любой нечингизид, претендующий на сан хана, признавался не просто обычным государственным преступником, а мятежником против воли Вечного Неба и подлежал немедленной казни"83.

Данные языка, антропонимики и топонимии.

Кумыкский язык принадлежащий к западно-кыпчакской (куманской) подгруппе тюркской группы языков и характеризующиеся смешением огузских и кыпчакских слов, наряду с другими западно-кыпчакскими языками (крымско-татарским, карачаево-балкарским и караимским) вполне мог лечь в основу того огузо-кипчакского койне золотоордынских городов о котом пишут Д.М. Исхаков и И. Л. Измайлов в своей совместной работе84.

На генетическую связь Шаухалидов с Джучидами указывают и имена некоторых первых из них и окружавших их аристократов. Среди них можно назвать брат шаухала Ахсувара Бугдая (сравните с именем монгольского полководца Букдая, участвовавшего в покорении Кавказа), Али Чопана (тюрко-монгольское Чобан), вельможа Сардар Нугай (Ногай) (все рубеж XIII-XIV вв.)85 и жившие в XVI в. шаухалы Будай и Чопан. К числу подобных имён можно отнести и имя удельного Карагачского князя Муцала, чьё имя, как и наследстваеный титул правителей аварцев в Нагорном Дагестане нуцал явно созвучен с именем одного из представителей Бату в Хоросане Нусала86. Имя самого популярного князя из рода Тарковских Султан-Мута (Султан-Магмут русских источников) вероятно, восходит к мусульманскому имени ордынского хана Джанибека Султан-Махмуд. Тёзкой завоевателя Польши Чингизида Байдар-хана являлся чанка (сын князя и простолюдинки) Байдар-Бий (XIX в.). Сюда можно также добавить параллель с именами крымских ханов Адил-Герей, Шан-Герей, Саадат-Герей и т.д. Схожие с традиционными именами золотоордынских ханов имена носили и некоторые из тюменских шаухалов и их потомков. Например: Токлуй (ум. 1569), его племянник "Тугень Итяков" (Туган Айтеков) и последний представитель кумыкской ветви их рода Шаухал Зурешеев87, убитый в битве на реке Малка в 1641 г. Отец последнего Зуреш, живший на Сулаке в Салтанееве месте (ныне сел. Солтан-Янги-Юрт), видимо, и явился прообразом героя кумыкских эпических песен Зоруша, собиравшего дань с Кабарды88.

Исторические потрясения второй половины XIV в. Шаухальство Кумук после распада Орды.

При Узбеке (1313-1340 гг.) северокавказские владения Золотой Орды пережили период расцвета89. Узбек-хану наследует его сын Джанибек-хан. После него на престол взошел сын последнего Бердибек. Это был весьма жестокий владетель, умертвивший большое количество царевичей. Его политика истребления представителей династии, по мнению Т. Султанова: "привела к тому, что после гибели в 1359 г. Бердибека не осталось представителей ветви Джучидов, ведущих свое родство по прямой линии от Бату"90. В Орде начинается "смутное время". Перевороты следовали одни за другими.

Помимо переворотов и заговоров Золотую Орду настигла еще более страшная беда, - разразилась чума. Появилась она первоначально на юге Китая, который был "производственным центром татаро-монгольской мировой системы" и именно отсюда на запад шёл казавшийся нескончаемым поток экзотических товаров. Вместе с товарами по торговым путям в Европу пришла и чума. В течение короткого времени были выкошены некоторые области, смертность в некоторых регионах достигала двух третей населения. В 1345 г. она достигает Сарая, столицы Золотой Орды, расположенной в низовьях Волги91.

Военная сила и непрерывный поток товаров были главными преимуществами представителей Золотого Рода. Эпидемия нарушила все установившиеся связи, отрезала торговые пути между регионами страны. "Чума опустошила страну, деморализовала население и, оборвав торговлю ... лишила Монгольскую Золотую Семью ее первичного источника доходов". Несмотря на внутренние противоречия и политическую раздробленность, семья сохраняла единство из-за общности материальных интересов. Эпидемия разрушила это единство. Некогда абсолютные властители Чингизиды всё больше подпадают под влияние своих эмиров-временщиков (Мамай и Эдиге лишь самые известные из большого числа им подобных). Предвидя своё дальнейшее ослабление, и всячески стремясь избежать его ордынские феодалы "искали пути сохранить свою власть и законность, вступая в браки со своими подданными, сознательно подражая им в языке, религии и культуре"92. Возможно к этому периоду и относятся предания, о том, что шамхалы происходят от потомков родственников пророка. Вполне возможно, что в тот период шаухальская династия действительно породнилась с потомками пророка Мухаммада, на происхождение, из семьи которого они настойчиво указывали в своих генеалогиях с целью повышения своего престижа и укрепления легитимности своей власти в глазах соседних мусульманских правителей и собственных подданных.

Во время вторжения Тимура в Предкавказье кумыкские князья (бийи) совершенно естественно приняли сторону Джучида Тохтамыша как легитимного представителя золотого рода и воевали против неджучида Тимура, за что они были жестоко наказаны победителем. Целые селения были уничтожены. Значительные территории обезлюдели. "Обратив внимание на уничтожение и искоренение их (кайтагцев), он так напал на их стороны в крае, что из множества не спаслись (даже) немногие, из тысячи - один; все те области они разграбили"93, - сообщает Низам ад-Дин Шами о землях Кайтага (см. выше).

Крупнейшее сражение между войсками Тохтамыша и Тимура, в котором приняли участие, кумыки произошло в 1395 г., у реки Терек на территории Тюменского шаухальства. Вышесказанное подтверждается целым рядом публикаций, проливающих свет на исключительно пагубные последствия походов Тимура для населения не только равнинных, но и горных районов среднего и нижнего Притеречья 94. Как сообщают тимуридские летописцы Тимур покорил "все области кумыков"95, что, несомненно, подразумевает обширность населяемой кумыками территории и определенное разделение её на ряд областей. Среди этих областей летописцы указывают Таргу, Чудур-Казак (предположительно Салатавия), Кайтаг (см. выше), Симсим (согласно Э.В. Ртвеладзе одна из территорий проживания кумыков в Предкавказье96), Мамукту, собственно Тюмень, "лесистую область Буракан" и др.

В начале XV в. во время войн между сыновьями Тохтамыша и Эдиге кумыкские земли переходили из рук в руки, но наиболее прочные позиции здесь имел сын Тимура Мираншах. Лишь в 1443 г., после поражения Мираншаха от войска Кара-Коюнлу одному из шаухалов удалось освободиться от иноземной опеки и создать собственное независимое феодальное владение97.

К этому времени Золотая Орда окончательно распадается на несколько новых тюркских государств. На территории ранее могущественного единого государства возникают несколько политических образований: Большая Орда (1433), Ногайская Орда (после 1420 г.), Астраханское, Казанское (1438г.), Крымское (1443г.), Сибирское и Узбекское (вместе составляли обособившийся улус потомков Шейбани сына Джучи), Казахское, и другие ханства. Их история более или менее освещена в источниках и изучена советскими и современными авторами, обширная же территория вдоль западного побережья Каспийского моря, равнинные и предгорные районы современного Дагестана, Чечни и Осетии, остались без должного изучения. Земли эти расположенные от Татартупа до Темир Капу (Дербента) входили в состав владения известного в исторических источниках как Шаухальство. Границы этого владения занимали довольно обширную территорию и изменялись в зависимости от обстоятельств. Так Э. Челеби указывал, что первоначальной столицей шаухалов-падишахов Дагестана являлся город Ирак-Дадьян (Dadyian iraki), известный, по его словам, также как Хасаб ул-Шахба. В указанной Э. Челеби местности, упоминаемый Челеби город сопоставим лишь с руинами Верхнего Джулата (Татартупа). В русских летописях Ирак-Дадьян известен как "славный град ясский Дедяков"98. Согласно И. Шильтебергеру в начале XV в. город Джулат был столицей гористой страны Бештамак99. К середине XVII в. на данной территории образовалось балкарское княжество Таустан, со столицей в городе Тавлсултан на реке Баксан100.

Шаухальство, часть некогда огромной империи, несмотря на некоторую изолированность, сохраняло тесные связи с остальными политическими наследниками Улуса Джучи. С некоторыми воевало (Астраханское ханство)101, а с некоторыми традиционно находилось в союзнических отношениях (Крымское ханство). Объединяющими началами для этих государств были традиции государственного устройства и управления, религия, культура и общая династия доставшиеся им в наследство от империи Чингизидов. Влияние этой традиции очевидно, как в символике и обычном праве ("бий-адат" или "тёре"), так и в инерции всего исторического пути кумыкских феодальных владений, полностью разделивших судьбу Казани, Астрахани, Сибири и Крыма. Северный вассал шаухалов Кумука Тюменьское шаухальство было аннексировано Россией в 1588 г. В годы наместничества А.П. Ермолова на Кавказе были отменены владетельские права кайтагских уцмиев и брагунских ханов. В 1867 г. были упразднены феодальные владения Тарковское шаухальство и Кумыкское владение, таким образом, была поставлена точка в истории последних чингизидских княжеств.


1 Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 199;Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар в VI - первой четверти XV в. Казань: Институт истории имени Ш. Марджани, 2000. С.55.

2 Золотая Орда в источниках. (Составление, вводная статья и комментарии Р.П. Храпачевского). М.: Наука, 2003. С. 410.

3 Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар в VI - первой четверти XV в. Казань: Институт истории имени Ш. Марджани, 2000, С. 55.

4 Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 206.

5 Там же. С. 206.

6 Ср. с кумыкским именем собственным Албёрю, отложившимся в топониме - сел. Албёрюкент.

7 Султанов Т.И. . Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 208, 382

8 Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар в VI - первой четверти XV в. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2000. С. 62.

9 Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 218.

10 Рубрук Г. де. Путешествие в восточные страны // Путешествия в восточные страны. М.: Мысль, 1997. С. 115.

11 О покорение кумыков монголами сообщал Плано Карпини. См. Дагестан в известиях русских и западно-европейских авторов XIII-XVIII вв. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. С. 29.

12 Путешествие Эвлия Челеби // Рук. Фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп.1 Д. №37. Л. 84

13 Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. С. IX, 213,431,432 и др

14 О Тюменском шаухальстве (шевкальстве-по русским документам XVI в., эле или улусе в тюркской историографической традиции) располагавшемся в низовьях Терека см.: Лавров Л.И. Кавказская Тюмень // Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала: Издательство ДФАН, 1976.С.163; Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX в. М.: Издательство Московского университета, 1996 С. 394; Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2001 С.62; Показательно, что ещё в 1917 г. в газете "Горская жизнь" 2 (14) ноября 1917 г. кавказовед Л. Степанов писал: "кумыки основали в устьях Терека и Сулака два владения, Тюменское княжество и Тарковское шамхальство"; Алиев К.М. Тайны кумыкской этнонимики (Этнонимические этюды) // Информационный бюллетень Кумыкского научно-культурного общества (КНКО). Махачкала, 2002/2003. С. 86; См. также сообщение Ю. Шидловского о кумыкской деревне Кизляр на месте современного одноимённого города (Журнал минитерства внутренних дел. СПб., 1834. Ч. II. С. 188-189).

15 Умаханов Халидбек. Помнят Андийские горы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993. С.22, 24

16 Интересно сопоставление его имени с названием притока Терека "Юлук", стекающей с Эльбруса, о которой упоминает Э. Челеби. См. Челеби Э. Книга путешествий. Вып. II. М.:Наука, 1979. C. 92

17 Золотая Орда в источниках. (Составление, вводная статья и комментарии Р.П. Храпачевского). М.: Наука, 2003. С. 304

18 Ртвеладзе Э.В. О походе Тимура на Северный Кавказ // Археолого-этнографический сборник. Вып. IV . Грозный. 1976. С. 103-128;

19 Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 584. Л. 40.

20 Назир ад-Дургели. Нузхат ал-Азган // Рук. фонд Института языка, литературы и искусствоведения Дагестанского научного центра РАН. Ф. 30. Оп.2. Д. 108. Л. 49. Назир ад-Дургели, ссылаясь на более древний источник, пишет о шейхе Хаджи-Асельдере дословно следующие строки: "Тот шейх, который похоронен в этой могиле, является Хаджи-Асельдером сыном Ата из Кадара. Он же из наследников эмиров карачийцев".

21 Рук. Фонд. ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 16. Оп.1. Д.498. Л. 9

22 Османский (турецкий) Реестр мусульманским владетелям Северо-восточного Кавказа 1574-1586 гг. // Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Махачкала: Республиканская газетно-журнальная типография, 2008. С. 143;

23 Дагестан в известиях русских и западно-европейских авторов XIII-XVIII вв. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. С. 41

24 Лавров Л.И. Кавказская Тюмень // Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала: Издательство тиографии ДФАН СССР, 1976. С.165; Любавский М. К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX в. М: издательство Московского университета, 1996. С. 394

25 Рамстед И. К вопросу о кайтаках // Этнографическое обозрение. СПб, 1910. №4. С. 239-240

26 Магомедов Р.М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала: ИПО Юпитер, 1999. С. 112-113; Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Махачкала: Республиканская газетно-журнальная типография, 2008. С. 174

27 Название Сунжа производное от кумыкского Сююнч-су (И.Х., Ю.И.).

28 Успенский В., Писарев С. Святый Благоверный князь Михаил Ярославич Тверский. Выпись из лицевого Царственного Летописца. СПб.: без. указ. изд.-ва, 1903. С. 2.

29 Шаова С.Д. История кабардинцев бассейна р. Сунжа в XVI- середине XVIII и их взаимоотношения с вайнахами: дисс: канд. ист. наук. Армавир, 2002. С. 64-65

30 О брагунских феодалах см.: Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Махачкала: Республиканская газетно-журнальная типография, 2008. С. 117-120

31 Алиев К.М. Дорогою тысячелетий: кумыки и их этнородственые связи. Махачкала: Республиканская газетно-журнальная типография, 2004. 90-91,94-95

32 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. /Пер. В. Г. Тизенгаузена/ М.-Л.: Издательство АН СССР, 1941. Т. II. С. 143

33 Мухаммед Аваби Акташи. Дербент-Наме. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993. С. 42

34 Золотая Орда в источниках. (Составление, вводная статья и комментарии Р.П. Храпачевского). М.: Наука, 2003. С. 130; Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2003. С. 495, 677, 679

35 Криштопа А.Е. Политическое развитие Дагестана в XIII-XV вв.: дисс: канд. ист. наук. Махачкала, 1981. С. 87

36 Алиев К.М. Таргу-Наме. Махачкала: ООО "Центр-полиграф" , 2001. С.246

37 Горский А.А. Москва и Орда. М.: Наука, 2001. С. 20

38 Виноградов В.Б. Еще раз о месте убийства Михаила Тверского, речке "Горесть" и "славном граде ясском Дедякове" // Учёные записки Чечено-Ингушского государственного педагогического института. Грозный: Чечено-Игушское книжное издательство, 1968. № 26. С. 62-70.

39 Криштопа А.Е. Политическое развитие Дагестана в XIII-XV вв.: дисс: канд. ист. наук. Махачкала, 1981. С. 87

40 Горский А.А. Москва и Орда. М.: Наука, 2001. С. 20

41 Золотая Орда в источниках (арабские и персидские сочинения) / Составитель и комментатор Р.П. Храпачевский/ М.: Наука, 2003. Т. I. С. 173

42 Золотая Орда в источниках (арабские и персидские сочинения) / Составитель и комментатор Р.П. Храпачевский/ М.: Наука, 2003. Т. I. С. 416

43 Зайцев И.В. Астраханское ханство. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2003. С. 14

44 Цит. по: Алиев К.М. Дорогою тысячелетий: кумыки и их этнородственные связи. Махачкала: Республиканская газетно-журнальная типография, 2004. С. 69

45 Бахиханов А.-К.-А. Гюлистан-и Ирам. Баку: Элм, 1991. С.14

46 Там же. С. 64-65

47 Urtekin H. Kirim hanlarin sеçеrеsi// Emel, 1968. N 49. - S. 30- 33. Цит. по: Абдулла Ибраим. Предки Гераев: исторические версии и факты// turkolog.narod.ru

48 Там же, со ссылкой на Halim Giray Sulten. Gulbun-i Наnаn. Erzurum, 1990. s. 3.

49 Баммат, вариант имени Мухаммад в кумыкском произношении (И.Х., Ю.И.).

50 Рук. Фонд. ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп.1 Д. 431. Л. 52

51 Кидирниязов Д.С., Мусаурова З.К. Очерки истории ногайцев XV-XVIII вв. Махачкала: Народы Дагестана, 2003. С.34.

52 Кидирниязов Д.С., Мусаурова З.К. Очерки истории ногайцев XV-XVIII вв. Махачкала: Народы Дагестана, 2003. С.34.

53 "История Кавказа и селения Карабудахкент" Джамалутдина-Хаджи Карабудахкентского / Под редакцией Г. М.-Р. Оразаева. Махачкала: ООО "Центр-полиграф", 2001. С. 55

54 Информационный бюллетень Кумыкского научно-культурного общества (КНКО). Махачкала, № 2-3 (6-7) - 2001. С. 16.

55 Каяев Али. Шамхалы // Советский Дагестан. Махакчкала: Дагкнигоиздат, 1990. №3-4. С. 267; Рук. Фонд. ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп. 1. Д. №431, Лл. 52, 64

56 Лэн-Пуль Стэнли. Мусульманские династии. Москва: Издательская фирма "Восточная литература" РАН , 2004. С. 161

57 Там же.

58 Виноградов В.Б. Тайны минувших времён. М.: Наука, 1966. С. 147

59 ЦГА РД Ф. 105. Оп.5. Д. №6. Лл. 1-2

60 Чойсамба Чойбилжавын. Завоевательные походы Бату-хана. М.: Идея-Пресс, 2006.С. 132

61 Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI-XVII вв. Грозный: Чечено-Игушское книжное издательство, 1988. С. 20

62 Путешествие Эвлия Челеби // Рук. Фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп.1 Д. №37. Л. 94

63 Сборник сведений о кавказских горцах. Москва: МНТПО "Адир", 1992. Т.I. С. 54.

64 См. например, Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. С. IX, 213,431,432 и др.; Русско-чеченские отношения. Вторая половина XVI - XVII в. Сборник документов. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1997. С. 13, 17

65 Маршаев Р., Бутаев Б. История лакцев. Махачкала, 1991. С. 34

66 Бартольд В.В. Работы по исторической географии / В.В. Бартольд; [Подгот. к изд. О.Г. Большаковым; Отв. ред. А.М. Беленицкий]. - [Перепеч. С изд. 1965 г.]. - М.: "Восточная литература" РАН, 2002. С. 412.

67 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т.4 / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева.- 3-е изд., стер. СПб.: Терра - Азбука, 1996. С.500. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Шавхал // Информационно-аналитический бюллетень Кумыкского научно-культурного общества (КНКО). Махачкала, 2001. № 2-3, С.39.

68 Бартольд В.В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов / В.В. Бартольд ; Подгот. к изд. С.Г. Кляшторный ; Отв. ред. А.Н. Кононов. - Перепеч. с изд. 1968 г. - М.: "Восточная литература" РАН, 2002. С.

69 Мартиросиан Г.К. История Ингушии. Орджоникидзе: Издательство Северо-Кавказского института краеведения, 1933. С.17

70 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб: Типолитография И.А. Ефрона, 1894. Т. XII. C. 124

71 Гусейнов Г.-Р. А.-К. Шавхал // Информационно-аналитический бюллетень Кумыкского научно-культурного общества (КНКО). Махачкала, 2001. № 2-3, С.39.

72 Fahrettin Kirzioglu. Dede Korkut Oguz-nameleri. Istanbul. 1952. S. 78. Цит. по: Алиев К. М. Таргу-наме. Лексикон. - Махачкала: ООО "Центр-полиграф", 2001., С.205.

73 Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб.: Издательство А.С. Суворина. М., 1909. С. 495

74 Кадыраджиев К.С. Структура и генезис соционима "шамхал" // Социальная терминология в языках Дагестана. Махачкала: Издательство тиографии ДФАН СССР, 1989. С. 59

75 "История Кавказа и селения Карабудахкент" Джамалутдина-Хаджи Карабудахкентского / Под редакцией Г. М.-Р. Оразаева. Махачкала: ООО "Центр-полиграф", 2001. С. 55

76 Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993. С. 45-46.

77 Акбиев А. С. Кумыки. Вторая половина XVII - первая половина XVIII вв. Махачкала: Дагкнингоиздат. 1998. С. 90

78 Алиев К. М. Таргу-наме. Лексикон. - Махачкала: ООО "Центр-полиграф", 2001., С.49.

79 Алиев У. Кара-халк. Ростов на-Дону: Крайнациздат, 1924. С. 58

80 Цит. по: Гаджиева С.Ш. Кумыки: историческое прошлое, культура, быт. - Книга первая.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000. С.91.

81 Kirzioglu Fahrettin. Roma Kizilamlasi // Cinaralti, 1942. № 39. S. 6. Цит. по: Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Махачкала, 2008. с. 17

82 Ханмурзаев И.И. Кумыкские надгробные памятники // Тюрки Северного Кавказа: история и современность: Материалы I всероссийской научной конференции. М., 2008 (в печати).

83 Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С.229.

84 Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар в VI - первой четверти XV в. Казань: Институт истории имени Ш. Марджани, 2000. С. 105

85 Из дагестанских памятных записей // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала: Издательство ДФАН СССР, 1980. С. 117

86 О Нусале см. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия //Сочинения. М.: Восточная литература РАН, 1963. Т. I. С. 533

87 Лавров Л.И. Кавказская Тюмень // Из истории дореволюционного Дагестана. М.: Издательство типографии ДФАН СССР, 1976, С. 163, 174

88 Йыр о Зоруше // Къумукъланы йырлары. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2002. Т. II. С. 114-117;

89 Ртвеладзе Э.В. Два мавзолея золотоордынского времени в районе Пятигорья // Советская археология. М., 1969. № 4. С. 264

90 Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С. 230; Данные приводимые Г.Ю. Клапротом о Кабан-хане, как впрочем и наличие большого числа потомков Бату среди высшей русской знати не позволяют согласиться с утверждением Т.И. Султанова.

91 Уэзерфорд Дж. Чингисхан и рождение современного мира / пер. с англ. Е. Лихтенштейна. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. С. 433.

92 Уэзерфорд Дж. Чингисхан и рождение современного мира / пер. с англ. Е. Лихтенштейна. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. С. 433. 440.

93 Цит. по: Гаджиева С.Ш. Кумыки: историческое прошлое, культура, быт. - Книга первая. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000. С.58.

94 См., например: Ртвеладзе Э.В. О походе Тимура на Северный Кавказ // Археолого-этнографический сборник. Грозный, 1976. Т. IV .С. 103-128; Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей. Махачкала: Издательство типографии ДНЦ РАН, , 2002. С. 141-211, и др.

95 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды /Пер. В. Г. Тизенгаузена/. М.-Л.: Издательство АН ССС, 1941. Т. II. С. 123, 183

96 Ртвеладзе Э.В. О походе Тимура на Северный Кавказ // Археолого-этнографический сборник. Вып. IV . Грозный. 1976. С. 103-128

97 Ahmet Çevdet. Kirim ve Kafkas Tarihçesi //Emel, 221. Temmuz-Agustos. 1997., s. 28. Цитата по Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Махачкала:, 2008. С. 30; см. также "История Кавказа и селения Карабудахкент" Джамалутдина-Хаджи Карабудахкентского / Под редакцией Г. М.-Р. Оразаева. Махачкала: "Центр Полиграф" 2001. с. 54.

98 Путешествие Эвлия Челеби //Рук. Фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп.1 Д. №37. Л. 85-86; См. также: Виноградов В.Б. Еще раз о месте убийства Михаила Тверского, речке "Горесть" и "славном граде ясском Дедякове" // Учёные записки Чечено-Ингушского государственного педагогического института. Грозный. 1968. № 26. С. 62-70.

99 Дагестан в известиях западноевропейских авторов XIII-XVIII вв. Махачкала, 1992. С. 41

100 Путешествие Эвлия Челеби //Рук. Фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп.1 Д. №37. Л. 85-86

101 По мнению американского советолога и ираниста Фируза Каземзаде Москва унаследовала конфликт с Шаухальством от завоеванного ею в 1555 г. Астраханского ханства. Враждебная же и прежде шаухалу конфедерация кабардинских племенных вождей во главе с Темрюком автоматически заключила союз с Москвой. См. Kazemzadeh F. Russian Penetration of the Caucasus / / Russian imperialism from Ivan the Great to the revolution. Ed. bu T Hunczak. New Brunswick, 1974 p. 240. Цит. по: Зайцев И.В. Астраханское ханство. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2003; Конфликт Тарковского шаухальства с Астраханью, в свою очередь, по нашему мнению, был обусловлен претензией её правителей на наследие Большой Орды, отгонявшей в летнее время свои стада в долину реки Къой-Сув, в русских источниках фигурирующая в буквальной кальке с кумыкского языка "Овечья вода", ныне эта река известна под названием Сулак в равнинном Дагестане. См. Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного-Восточного Кавказа в XVI-XVII вв. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1988. С. 11


Опубликовано: сб.ст. "Золотоордынская цивилизация", Казань, 2008. С.122-136

Размещено: 25.06.2009 | Просмотров: 6383 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.