Кумыкский мир

Культура, история, современность

Эрпели - гордость моя

...Отцовское село дорого мне, как родная мать. В дни невзгод и печали опираюсь я на тебя, гордость моя.

Для меня Эрпели - мое детство, отрочество, улицы, по которым бегал босоногим мальчишкой, по его дорогам ездил на лошадях, на арбе. Все это осталось со мной навсегда. Каждая улица, тропинка, родники, чистые, как слеза, вереница мельниц по берегам весело журчащих рек, пересекающих село, неповторимые дни и ночи, зеленые нивы и пастбища и многое другое - неизгладимая память.

Родившись в предгорьях Дагестана, мы всю жизнь любумся величественной красотой вершин гор, увенчанных вековыми снегами, которые утром и вечерами на закате переливаются в лучах солнца золотыми блестками.

По ущельям гор, играя и пенясь, обтачивая валуны, стремятся ледяные потоки, низвергаясь водопадами на порогах. Горные склоны, словно укрытые бараньей шубой, густо заросли лесами и кустарниками. Жители этого изумительного края суровы, как и горы, но гостеприимны, смелы и осторожны, высоко ценят дружбу, люто ненавидят своих врагов. Все они крепко приросли к своему краю, как дерево к скале. И нет для них лучшего места, чем отчий край. Мы беспредельно любим свою маленькую, но дорогую родину, где родились, познали истину, окружающий пестрый мир, годеканы мудрых аксакалов, где воспитывались на прекрасных традициях, оставленных нам ушедшими в иной мир поколениями славных предков. Наша молодость совпала с периодом укрепления молодой Советской власти, восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и развития культуры. В те годы мы гордились героическими делами наших отцов и братьев, самоотверженно участвовавших в укреплении нового строя. В то же время страдали от потерь близких людей, безвинно объявленных "врагами народа", потому что не могли мириться с нелепым обвинением.

Судьба Эрпели и эрпелинцев имеет свою особенность, хотя думы и чаяния их близки к чаяниям своих соседей, они тоже мечтают о процветании своего села, о зажиточной и свободной жизни односельчан. До последних лет мы не имели объективного представления ни об истории родного села, ни об истории родного Дагестана - довольствовались лишь народными преданиями. Чтобы понять современное бытие, обязательно нужно знать прошлое. Однако длительное время от народа старательно скрывали объективную истину, настоятельно твердя, что мы вовсе не имели свою историю, и она у нас появилась лишь после установления Советской власти. Действительно, у нашего народа есть героическая история, были ученые, просветители, писатели, широко известные на всем Востоке и пользовавшиеся огромным авторитетом и влиянием.

Как история Дагестана, так и история Эрпели написана кинжалами и кровью. На протяжении веков "ворота Европы и Азии", каким является Северный Кавказ, атаковались бесчисленными завоевателями, кочевыми племенами, которые здесь осели и через некоторое время смешались с местными племенами - кумыками, в результате взаимно обогатились языки, нравы, хозяйственная и культурная деятельность.

В начале XX века на историческую арену из Эрпели вышли просветители Шихаммат-кади Бейболатов и Абумуслим Асельдеров. К сожалению, в период массовых репрессий их богатое наследие в основном было уничтожено безо всякого разбирательства как вредное только лишь потому, что они были написаны по-арабски.

Эрпели - село кумыкское, и расположено оно на северных отрогах Кавказской гряды, тянущейся с востока на запад между Каспийским и Черным морями. Оно окружено фруктовыми садами и дремучими лесами. Жителей села издревле считали отчаянными смельчаками, которым было чуждо такое понятие, как страх, они могли совершать самые невероятные, порой безрассудные поступки. Соседи считали их гордецами. Поэтому и окружение их называло не иначе, как гордецами - эриперилер, что означает "отчаянные мужчины". На протяжении тысячелетий это словосочетание изменялось, и место, где этот народ обосновался, стали называть "Эрпели".

Все-таки когда же было основано село? Историки этот вопрос пока обходят стороной. Однако, по утверждению многих ученых, кумыки жили на нынешней территории Дагестана с периода первобытнообщинного строя, и прибывшие в эти места в IV в. и позднее гунны, или хунны, севиры, булгары, хазары (в VII-Х вв. имели сильное государство), кыпчаки-половцы (в середине XI в.), будучи тюркскими племенами, близкими по языку с кумыками, смешались с последними. (Г. С. Федоров-Гусейнов. "История происхождения кумыков")

Эрпелинцы очень любят свое село и с древнейших времен охраняют его от нашествия врагов. Против них строили крепости с постоянной охраной. Одна из крепостей была построена на восточном конце села на высокой скале, так как, по мнению некоторых, враг мог напасть с этой стороны - со стороны плоскости. А все остальные стороны защищены высокими горами, однако враг нападал со всех сторон.

В Эрпели живут талантливые крестьяне. Они с большим уважением относятся к другим народам и высоко ценят дружбу с ними. Поэтому в селении живут в дружбе и согласии армяне, иранцы-персы, карачаевцы, татары, русские и представители почти всех народностей Дагестана. С давних пор в низовьях эрпелинских гор по 3 или 5-7 домов проживали аварцы, кормящиеся за счет приусадебных участком и содержания скота. В 30-40-х годах эрпелинцы пригласили их всех и село, выделили им лучшие поливные земли на обзаведение хозяйств на западном краю села, помогли обустроиться на новом месте, приняли в колхоз. Ныне их дома чередуются с домами эрпелинцев, и сами породнились путем брачных отношений молодежи. Ныне Эрпели является одним из интернациональных селений на Кавказе.

В былые времена жители села делились на несколько тухумов-кланов: Гадакай, Гаврама, Чербаш, Еебелеш, Прансав, Манташ, Кийиз, Кинки, Захурай и другие. Для точного определения родословной человека названия кланов не утратили свое значение и сегодня. Согласно преданиям, на то место, где обосновался Эрпели навсегда, он перекочевал сотни лет назад. Вначале эрпелинцы жили в 4-5 км западнее Темир-Хан-Шуры. на южной окраине местности, называемой Герей-авлак, на крутом берегу реки Эрпели-оьзень, потом переместились в местность Еркепюр, Экисынлар, "Гент-авлак", позже в Гентичи. Как утверждает академик-историк Р. Магомедов, они здесь построили жилища из плетня, обмазывая его глиной, а для защиты кругом дома сооружали земляной вал и деревянные стены. Вполне возможно, для создания ныне существующей песни, где поется об эрпелинских парнях, "изготавливающих плетни из кизиловых прутьев", использованы действительные события далекого прошлого, или эта песня родилась именно в то далекое время и дошла до нас. В период строительства нынешнего селения Эрпели вокруг него росли вековые леса с многочисленными дикими животными и пернатыми. Эрпелинцы. безусловно, охотно пользовались строительным материалом из этих лесов.

С историей сегодняшнего Эрпели прямо связано имя Будайчи, или Тели Будайчи (историки же именуют его Будайчиевым), который вначале обосновался особняком в лесистой местности Хурбектебе и занимался охотой. Согласно одной из легенд, Будайчи якобы выходец из клана горских ханов. В XVII в., будучи на охоте, он заметил на дереве гнездо, а невдалеке ястреба, сидевшего на ветке. Будайчи было прицелился в ястреба, но потом, подумав, что это гнездо ястреба и там могут быть его выводки, подошел к гнезду и, увидев птенцов, забрал их и вернулся домой, позабыв на месте деревянные приспособления для точного прицеливания при охоте. Через некоторое время другие охотники, побывавшие на этом месте, обратили внимание на гнездо, устроенное какой-то птицей на оставленных Будайчи приспособлениях. По этому поводу один из охотников будто заявил, что место это счастливое, и кто будет жить здесь, тот станет богатым.

И действительно, одним из первых, кто построил на том месте жилище, был Будайчи. Примечательно то, что, по легенде, Будайчи - один из первых строителей селения Эрпели - стал богатым. Он отличался недюжинной силой и крепким характером, вошел в сословие князей, стал повелителем Эрпели. "В XVII в. вместе с другими влиятельными людьми Дагестана Будайчи тоже был принят в подданство России". (История Дагестана. Том № 1. С. 202.) В период его правления Эрпели был самостоятельным княжеством и пользовался большим авторитетом среди окружения. Эндирейский князь Солтанмут, недовольный политикой, проводимой шамхалом, и найдя единомышленника в лице Будайчи, однажды тайно приехал в Эрпели и заключил с ним соглашение о совместной борьбе не только против иностранных завоевателей, но и против шамхала.

Бытует легенда о Шамхале и Будайчи (приводится в конце текста).

Воевода Лобанов-Ростовский в 1596 г., прибывший в Дагестан с войсками, отмечал, что Будайчи в нужный момент может выставить 400 вооруженных людей. Это свидетельствует о том, что эрпелинцы постоянно были готовы с оружием в руках отстоять свою свободу и независимость.

Одной из причин противостояния Будайчи и шамхала Герея являлось обложение шамхалом эрпелинцев тяжелым налогом и то, что просьбу Будайчи о снижении налогового бремени Герей не удовлетворил. Эрпелинцев поддержали и акушинцы, которые также изнывали под тяжестью шамхальских податей. Кстати, "последующие правители Эрпели также продолжили враждебные отношения с шамхалом". (Б. Атаев, роман "Младший сын шамхала")

В годы княжения Будайчи на участке Мадигин в землянках жило около 40 хозяйств кумыков, переселившихся сюда откуда-то. Мужчины их занимались тем, что угоняли скот у жителей близлежащих селений. Угоняли скот даже у Будайчи, на неоднократные предупреждения которого не реагировали. Поэтому, не найдя другого выхода. Будайчи предложил им немедленно переселиться на новое место. Когда через некоторое время один из эрпелинцев, встретив переселенца, спросил его, как живете теперь на новом месте, будете ли продолжать воровать, якобы тот ответил: "Посмотрим, как закончатся дела", что на кумыкском языке звучит как ишни артына къарайыкъ! Говорят, из этих слов по истечении длительного времени сложилось слово Ишарты.

Предки эрпелинцев для основания поселения выбрали исключительно удобное и выгодное во всех отношениях место. Здесь прекрасные природные и климатические условия. Гладкие с густым травостоем горы, тянущиеся с юга на запад, позволяют содержать в них до 25 тысяч овцеголовья, тысячи голов крупного скота и табуны коней, есть многочисленные родники, а у подножий - вековые леса. Кроме этого, в горах возделывали вкусный картофель, готовили для скота на зиму высокобелковое сено. Горы Исмаилтав, Апке, Тавъёл, Яссы-бут, Мадигин, Салатав, Белбувган, Жангере и другие - гордость эрпелинцев. В лесах обитают бурые медведи, кабаны, газели, зайцы, барсуки, лисы, волки, белки и много других диких зверей и пернатых. В лесах эрпелинцы заготавливали дрова на зиму, стройматериалы. Ныне леса находятся под строгой охраной. Для отопления ныне используется газ. Из подножий гор вытекают три реки: Черная - Къара-озень. Белая - Акъ-озень и Северная - Арт-озень, которые рассекают село на три части.

Ранее на Черной реке были построены и работали круглые сутки водяные мельницы, которые полностью удовлетворяли потребности сельчан и окрестных жителей. Некоторые из них продолжали работать вплоть до 40-50-х годов. Сейчас их нет, вместо них работает одна мощная электромельница. Все вышеназванные речки, как сестры, соскучившиеся друг по другу, встречаются на восточной окраине села, чтобы слиться в одну реку под названием Эрпелинка, которая, протекая дальше на юго-восток, отдает часть воды для нужд дружественных жителей Халимбекаула и спешит к Каспийскому морю.

Имеется много мелких родников под названием Таллы, Боранлы, Мишки, Мадигин, Яссыбут и другие, более мелкие - творения рук аксакалов-энтузиастов, любителей природы - Ахав дадама, Атая, Гожо и другие. Эти родники названы именами их творцов, и ими до сих пор пользуются благодарные потомки. По поводу таких аксакалов поэт А. Ибрагимова сочинила стихотворение (приводится в переводе):

Отец мой не читал мудрых книг,
Да и читать как следует не мог.
Но за аулом выкопал родник,
Суровой жизни подводя итог.
С тех пор ушло немало лет,
А все звенит студеная вода,
И парень молодой, и древний дед,
Сюда приходят так же, как и я.
Не иссякнет чистая вода,
Ее питают недра отчих гор,
Где мой отец остался навсегда,
И кажется, что жив он до сих пор.

Вода родника Таллы стараниями самих эрпелинцев течет по трубам вдоль всего аула, однако после землетрясения 1970-го года воды в нем стало меньше. Предстоят большие капиталовложения для увеличения дебета воды путем подключения других родников, однако развал коллективного хозяйства и отсутствие средств задерживают крайне нужное строительство. Осталась благим намерением мечта сельчан использовать воды реки Эрпелинка для орошения немалых посевных площадей на восточной окраине села.

Говоря о чудной природе Эрпели, нельзя не рассказать об одном феномене: на левом склоне горы под названием Бузлу юрек ("Ледяное сердце") - природой прорыт туннель, конца которого еще никто не видел. Вот в этом туннеле постоянно стоит вода. Летом она превращается в крепкий лед, а зимой тает, но никуда не течет.

Спешу заверить читателей в том, что хотя эрпелинцы имеют такой феномен, но сердца моих односельчан постоянно излучают тепло для гостей и соседей, о чем очевидцы с удовольствием рассказывают.

Заслуживает особого внимания сероводородный источник на берегу речки Арт-озень, который издавна используется в лечебных целях не только у эрпелинцсв (лечат ревматизм, заболевания костей, суставов и др.).

Пользуясь богатой природой и своим упорным трудом, труженики села достигли больших успехов в зерноводстве, животноводстве, садоводстве и других отраслях народного хозяйства. Исмаилтав издавна принадлежал эрпелинцам, и они содержали там немало скота, ибо там имеется всегда отличный травостой. Но когда горцы (аварцы) украли их князя, то эрпелинцы заполучили его обратно взамен Исмаилтава. После революции гору эту возвратили истинным хозяевам.

Посевной участок, т.н. Батышура, в древние времена якобы носил имя какой-то важной персоны. На возвышенном участке у дороги Темир-Хан-Шура - Ишарты - Каранай стояло несколько домов, и вокруг них окрестное население периодически устраивало базар. Полагаю, что эти дома принадлежали кровавому завоевателю хану Батыю, и от него пошло название участка, так же, как, например, название Темир-Хан-Шура. Может быть, когда-нибудь найдется другое предположение или объяснение.

В урочище Аювтала среди гор лежит небольшой земельный участок для возделывания зерна. Но сколько бы ни старались эрпелинцы, ни грамма урожая собрать не могли из-за неурожая. Поэтому озлобленные сельчане называли этот участок сюнкю къурутгъан, что означает в переводе "высушивший сюнкю" (сюнкю - это деревянная бытовая посуда, наподобие таза или подноса, на котором иногда женщины готовят еду), используемая на кухне.

Житель Страны гор по имени Герей впервые обосновался на большом ровном участке земли, очень удобным для возделывания зерна. Эта площадь получила имя Герея и с тех пор называется Герей-авлак. Герей-авлак - это один из важных зерновых участков эрпелинцев. К сожалению, много разговоров ведется о его орошении, но дальше разговоров дело не идет.

В далеком прошлом эрпелинцы по торговым и другим делам ходили в глубь гор по гребню одной из них. Тем же путем горцы спускались на плоскость: в Эрпели, Темир-Хан-Шуру и т.д. Там же на тропе устраивались базары. Эта гора получила название Тавъёл, что означает "горная дорога". У подножья горки Карнайбет был вырыт канал, по которому вода Арт-озеня текла через микрорайон Бетавул на посевную площадь Гент-авлак, что на окраине Эрпели. Ныне не сохранилось и следа этого канала. А речка Арт-озень напоминает ручеек.

Эрпелинцы в прошлом строили удивительной конструкции мосты. Строили они не только над полноводными реками, но и над сухим оврагом. Основным стройматериалом были толстые бревна, благо их в дремучих лесах Эрпели было много. Эти бревна использовались в качестве подпорки, складываемые одно на другое до необходимой высоты. Таких мостов было в селении четыре, служивших людям много лет. Несколько лет назад эти мосты из-за ветхости были заменены железными.

На окраине эрпелинского хутора Чюмегюл стоит огромного размера камень высотой более 20 метров. На гладкой лицевой стороне, обращенной на юг, изображены дикие животные и непонятные надписи и рисунки. В свое время их описал известный краевед и народный учитель Булач Гаджиев, но надписи до сих пор не расшифрованы.

На юго-западной окраине Эрпели высится один из отрогов Кавказского хребта. В период завоевания Дагестана царские войска, проходя через Эрпели, поднимались на вершину крутого хребта и по крутым утесам спускались в Гимры, преследуя имама Кази-Мухаммеда. В одном из спусков и боев участвовал декабрист, поэт Полежаев, сосланный на Кавказ в качестве солдата за "вредные" стихи. Природа Кавказа, в частности, Эрпели очаровала поэта, и под этими впечатлениями он написал поэму "Эрпели".

Обломки скал и гор кремнистых
Его фундамент вековой,
Аллеи тополей тенистых,
Краса громады строевой,
Над разорвавшейся рекой,
Бегущей с горной высоты,
Искусства чудною рукой
Везде устроены мосты,
Водовороты, переходы,
Каскады, мельницы, отводы -
Все дышит резкой наготой,
Природы дикой и простой.

Легенда о Шамхале и Будайчи

Князья часто пользовались мужеством и героизмом Будайчи и при угоне скота грабителями обращались к нему за содействием. Он же, будучи по натуре добрым, в скором времени отбивал у грабителей угнанный скот и возвращал хозяевам. Подобную услугу Будайчи однажды оказал и шамхалу Герею. Несмотря на это, шамхал под предлогом отблагодарить Будайчи за услугу пригласил его к себе в гости с недобрыми намерениями.

Шамхал богато угощал гостя, в том числе лучшими спиртными напитками, а когда Будайчи был уже навеселе, подал ему бокал доброго вина, заранее разбавленного крепким ядом. Веселье продолжалось до поздней ночи. Будайчи отвели в прекрасно убранную спальню. Ночью шамхал много думал, как оповестить народ о смерти гостя, ибо был твердо уверен, что тот мертв. Однако, когда шамхал с бокалом вина весело вошел в спальню, то от удивления потерял дар речи: Будайчи был жив-здоров и пребывал в отличном настроении. "Дорогой друг, Адилгерей, - обратился он к хозяину дома, - пусть отблагодарит тебя Всевышний за то, что ты меня избавил от недуга, который так долго мучил меня!"

- Я не пойму, о чем речь, мой друг, говори яснее!

- Дело в том, что длительное время меня мучила большая шишка на левом боку, и ни один врач не мог ее вылечить. Мне это очень мешало при выезде на охоту. А теперь эта шишка вскрылась, весь гной вытек на рубашку, зато я избавился от боли, еще раз спасибо тебе!

- Как же это получилось?

- Очень просто, - ответил Будайчи, - тот яд, который ты дал мне, сделал свое доброе дело!

- Невероятно! Прошу тебя, не думай, что я мог такому дорогому кунаку дать яд! Такое подозрение обижает меня до глубины души!

- Ничего! Чего не бывает в жизни, забудем! - промолвил Будайчи и направился к своему коню и, несмотря на уговоры Герея, умчался к себе в Эрпели, сославшись на срочные дела.

Опечаленный провалом коварного замысла. Герей долго думал, как сделать, чтобы рассеять гнев Будайчи. Посоветовался с женами. "Как вы считаете, не следует ли дать ему хорошего скакуна или, может быть, предложить золото?\'" Одна из жен посоветовала: "Лучше будет, если подарить ему землю". Долго думал Гсрей о том, как это устроить. Наконец с этой целью однажды с небольшой свитой он поехал в Эрпели в гости к Будайчи. Тот принял его, будто между ними ничего и не было.

Во время беседы Герей заметил: "Будайчи, друг мой, ты счастливый человек - живешь в окружении таких прекрасных гор, я бы хотел подняться на вершину одной из них!"

- Это проще простого, когда тебе удобнее?

- Если нет причин откладывать, то хотел бы сегодня же.

Будайчи дал соответствующие указания о подготовке к выезду, и вскоре все отправились к самой большой и высокой горе - Исмаилтав. Вдоволь угостившись на чистом воздухе, Герей встал и, вытащив из сумки подзорную трубу, стал обозревать окружающую местность.

- Чудесный вид открывается передо мной, Будайчи, не хочешь ли поглядеть?

- Можно. Вижу Темир-Хан-Шуру, Анжи, Каспий, окрестные площади за Кумторкалой.

- Хорошо. Вот что я хочу сказать тебе, мой друг, я в большом долгу перед тобой за все, что ты сделал для меня, поэтому хочу сделать тебе незабываемый подарок. Что бы ты хотел получить от меня?

- Если хочешь дарить, то подари землю.

- Где? Какую?

- Все земли, которые я увидел через твою трубу.

- Так и быть: дарю тебе все земли, начиная от Темир-Хан-Шуры, далее Кумторкали, Алмалы, Темиргую и дальше до реки Сулак. С сегодняшнего дня все эти земли в твоем распоряжении.

Говорят, после этой встречи указанные земли были присоединены к Эрпелинскому княжеству.


 

Эрпели издавна богат мастерами прикладных ремесел, шутниками-балагурами, поэтами, писателями, самодеятельными композиторами, подводами-арбами, деревянными изделиями, нужными в хозяйстве. Да, немало известных людей вышло из Эрпели, в том числе и покойный автор вышеприведённых строк, полковник ФСБ А. Ахаев, обаятельный и мужественный человек, который даже после выхода в отставку не отставал от жизни, продолжать работать и бороться пером, издал немало очерков и статей о чекистах, участниках Великой Отечественной войны, ветеранах труда, ученых и т. д.

Великий кумыкский поэт Ирчи Казак писал:

Вере моей с веками вековать,

Корни мои и великанам не сорвать.

Одно из самых древнейших и красивейших сел Дагестана - Эрпели, выросшее от таких древних и крепких корней, дало стране немало замечательных людей: Шихаммат-кади Эрпелинского, Данияла Апашева, Магомеда Апашева, Абумуслима Асельдерова, Нухбека Джабраилова, ученого Б. Алибекова, композитора Хизри Батыргишиева, поэтов и писателей, членов Союза писателей России Р. Устарханову, З. Атаеву. В. Атаева. А. Устарханова, А. Жачаева и многих других, которые своими славными делами и благородными поступками славили и продолжают славить Большую Маму - родную землю. И поёт ей славу легендарный народный ансабль "Мадигин" - эрпелинский народный хор, искусство и успехи которого известны далеко за пределами Дагестана.

Магомед Атабаев.


Источник: М. Атабаев. "Высшая мера". Махачкала, 2008.

Размещено: 14.04.2009 | Просмотров: 8070 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.