Кумыкский мир

Культура, история, современность

Кумыки, их история, язык и литература

Статья в Encyclopédie de l`Islam

Представляем статью "КУМУК", принадлежащей перу академика В.В. Бартольда (1869-1930), размещенной во французской энциклопедии - Encyclopédie de l`Islam (Nouvelle édition. Paris. 1980).

Надо полагать, эта статья о кумыках В.В. Бартольдом была подготовлена для первого издания исламской энциклопедии, которое, как известно, осуществлялось в 1914-1936 г. и соответствующий ее том со статьей о кумыках вышел из печати в 1927 г. Она, видимо, и легла в основу той, которую мы взяли из нового (второго) переработанного и дополненного ее издания, которое осуществилось уже в 1954-1980-е годы.

Можно предполагать, что статья эта при новом издании была несколько дополнена, хотя и незначительно соавтором академика Д. К. Кермани. К сожалению, биографические данные последнего нам неизвестны. Соответствующий том вышел в 1980 году, и мы можем судить, что использованные в этом издании некоторые сведения относятся к более позднему времени нежели к 20-30-ым гг. ХХ века, и они также на момент выхода нового издания успели устареть. Тем не менее, статья эта представляет историческую ценность, а сама энциклопедия остается неиссякаемым кладезем знаний и сведений по истории, культуре и религии исламского мира.

Статья с французского на русский язык переведена нами. Мы также сочли возможным дать к данному тексту некоторые незначительные комментарии

К.А.


 

КУМУК (вариант: кумык), тюркская этническая группа, принадлежащая, как, и балкарцы, карачаевцы, ногайцы, к кипчакской ветви тюрков; кумыки живут на северо-восточных склонах Большого Кавказа, восточнее горцев-дагестанцев, между горами и Каспийским морем, между Дербентом и Ачи-су (притоком р. Терек); они расселяют узкую полосу земли, тянущуюся на север от Дербента на юге, расширяющуюся к северу у р. Терек. Соседями своими кумыки имеют: ногайцев на севере, аварцев и даргинцев - на западе, табасаранцев и азербайджанцев - на юге. Главными реками, пересекающими их земли, являются Терек, Сулак, Шура, Уллучай, Гамри, Манас, Аксай, Акташ и Губден.

Подавляющая часть их являются мусульманами-суннитами ханафитской правовой школы1, в Махачкале и Дербенте имеется незначительная группа кумыков, являющихся шиитами.2 По советской переписи 1926 г. кумыков в Дагестане насчитывалось 94 549 чел. и 10 тыс. человек за его пределами; по переписи 1959 г. их - 134 967 чел. Кумыки населяют 8 округов ДАССР: Бабаюрт, Хасавюрт и Кизилюрт в равнинах Севера; Буйнакск, Карабудахкент на Приморской равнине на востоке; "южные кумыки" (кайтагские или каякентские кумыки) компактно проживают в округе Kaякент и в деревнях Маджалис, Янгикент и Тюменлер, которые являются частью округа Kaйтак. Основная часть кумыков сосредоточена вокруг городов Махачкала, Хасавюрт, Буйнакск, Избербаш и Дербент; незначительная часть исторически проживает вне Дагестана, в Ногайских степях севернее р. Терек и в районе Грозного и Северной Осетии.

Этническое происхождение кумыков сложно и трудно поддается определению; они, по всей вероятности, происходят от смешавшихся с различными турецкими (тюркскими - К.А.) племенами (хазары, куманы-половцы, кипчаки и т.д.), обитавшими в V / VII - XI / XIII вв. в степях Северо-восточного Кавказа иберо-кавказских этнических элементов, перенявшими их язык и культуру3.

Становление кумыков как самостоятельной народности, очевидно, берет свое начало в VII в., в период владычества хазар в равнинах Юга России, и процесс этот получает свое завершение в XII/XIII вв. в степях Северного Дагестана под мощным влиянием Золотой Орды. Исламизация кумыков, начавшаяся в VIII в., также завершается в XIV в. в эпоху господства Золотой Орды на Северном Кавказе. Известно также, что ранее кумыки исповедовали язычество (тенгризм - К.А.), христианство и иудаизм.

Первым этнополитическим государственным образованием кумыков был феодальный шамхалат, объединявший в своем составе всех кумыков, так же как и некоторые другие племена Северо-Восточного Дагестана. Резиденция шамхалов до смерти шамхала Чопана в 1578 г.4 находилась в горах Лакии, после чего лакцы отложились от ярма его сына Султан-Бута (выд. нами. - К.А.), а центр правительства шамхалами был перенесен в г. Буйнак. В 16 в. власть шамхалов распространялась на большую часть Дагестана, им были подвластны и полунезависимые княжества Эндирей, Аксай, Костек, Бамматула, Буйнак и т. д. Но все правители были представителями семьи (дома) Тарковских правителей.

Шамхалы признавали себя всегда суверенными от Персии, несмотря на то, что имели дипломатические связи с конца 16 в. и с Россией, пытавшейся любой ценой здесь утвердиться. Власть (и могущество) шамхалата начинает убывать с началом войн, которые он постоянно вел с Кабардой и Грузией; сначала он теряет контроль над всеми территориями в междуречье Терека и Сулака, затем в 16 в. - над даргинскими и лакскими регионами; но русские военные экспедиции 1586, 1590 и 1604 были отражены благодаря совместным усилиям османов и кумыков (выд. нами - К.А.)5. Хотя шамхалы были официально вассалами московского государства, они поддерживали отношения с османской империей с конца XVI до конца XVIII в.; в 1725 г. русские положили конец независимости шамхалов и ликвидировали Кумыкское государство.

Начиная с 1765 г. шамхалат занимал лишь узкую полосу в 250 км. вдоль Каспийского моря.

Имам Maнсур в конце 18 в., предпринял попытку объединения феодалов Кавказа (а именно кумыков и кабардинцев) против русских, но и она была безуспешной; хотя по Гюлистанскому договору между Россией и Персией (1813) Дагестан был присоединен к России, но шамхал продолжал самовластно управлять Кумыкией. После того, как русские подавили восстание горцев под руководством имама Шамиля (1834-59), кумыки и другие племена Дагестана вошли в состав Российской империи, и местная власть была заменена царской военной администрацией.

Благодаря деятельности возникших еще в 19 в. джадидистских школ к началу 20 века у кумыков формируется новая интеллектуальная элита в лице джадидов, возникают первые ростки социализма. Из их среды выходят первые руководители национально-либерального движения, имена которых становятся хорошо известными в ходе трех русских революций.

В 1917 г. кумыки играют очень важную роль в борьбе народов Северного Кавказа за свою независимость. Следуя своим собственным политическим традициям и, находясь под турецким культурным влиянием, кумыки принимают активное участие в тюркском интегралистском движении (в противовес движению дагестанских исламских консерваторов), в создании общетюркского языка на базе кумыкского и азербайджанского наречий.

После борьбы за власть между социалистами и религиозными и консервативными элементами руководимыми шейхом Узун-Хаджи и Имамом Гоцинским, советская власть устанавливается во всех равнинных районах в апреле 1918. В сентябре 1918 г. "белая" армия генерала Бичерахова, экипированная (вооруженная) в Персии англичанами, разбила войска "красных", советская власть здесь пала и вновь была утверждена в 1920 г. после разгрома силами 11 Красной армии войск Деникина и банд имама Гоцинского.

До революции кумыки располагали развитой феодальной социальной структурой. Она включала в себя правящий класс в лице шамхалов, беков и прочей знати (чанки, сала-уздени, духовенство), а также свободные крестьяне (уздени), чагары, теркеме, кулы. В связи быстрым с развитием капитализма к концу 19 в. получает развитие класс коммерсантов и промышленных рабочих, хотя численность их остается незначительной.

Кумыкский язык принадлежит к кипчакско-огузской подгруппе тюркских языков и близок к ногайскому и карачаево-балкарскому языкам, имеет три диалекта: кайтагский (испытал сильное влияние группы иберо-кавказских языков, на нем говорят южные кумыки), буйнакский и хасавюртовский диалекты, на базе которых с конца 19 в. функционирует с использованием арабской письменности кумыкский литературный язык. В 1927 арабский алфавит у кумыков был заменен латинским, а в 1938 г. латинский кириллицей. Кумыкский язык играл роль Lingua franca для многочисленных дагестанских племен; первые дагестанские коммунистические руководители Дагестана еще в 1920 г. своим решением закрепили такой статус кумыкского языка, однако впоследствии эта роль ими была отведена русскому языку. Он и стал языком официоза. Хотя и аварский язык играл в Нагорном Дагестане роль межэтнического языка, но в этом своем качестве он все же уступал кумыкскому, находящемуся на третьем место среди литературных официальных языков, признанных 78 статьей Конституции Дагестана.

Кумыки являются единственным народом Дагестана, обладающим своей письменной национальной литературой, получившим свое развитие с начала 19 в.; эти первые произведения являют собой в основном местные версии эпических поэм и приключенческих романов, сшитых в маленькие брошюры и пользующиеся среди них большой популярностью. Публикации на тюркском языке, происхождением своим связанные с Казанью, Астраханью. Азербайджаном Крымом и Турцией удовлетворяют их различные литературные вкусы и интересы. Произведения христианских миссионеров, появившиеся на кумыкском наречии с начала XIX в., в свою очередь, также оказали свое влияние на развитие их словесности и письменности.

Во второй половине XIX в. литература кумыков развивается под влиянием тюркского модернистского движения, которое своими центрами имело Казань на Волге и Бахчисарай в Крыму. Представителями этого направления литературы выступают Юсуф-эфенди из Яхсая и Аюб-эфенди из Дженгутая. В 1883 г. кумык Магомед-эфенди Османов (род. в 1843 г.), работавший преподавателем факультета востоковедения Санкт-Петербургской Академии наук, издает здесь антологию кумыкского и ногайского фольклора, в которую включает и некоторые литературные произведения, в том числе и стихотворное послание кумыкского поэта-новатора Йырчи Казака6 (1830-1879) в Санкт-Петербург самому составителю сей антологии, датированное 1872-м годом7. Это стихотворное послание свидетельство очень глубокой древности кумыкской словесности. А самого поэта правильным будет назвать отцом новой кумыкской литературы.

В начале XX в. Магомед Мавраев основал Темир-Хан-Шуре первую мусульманскую типографию; в 1912 г. здесь уже были изданы первые переводы произведений с арабского и татарского на кумыкский язык, а также поэмы Абу Суфияна Акая на кумыкском языке, первые повести из современной жизни кумыков писателя Нухая Батырмурзаева (1860-1919),) и его сына Зайнал-Абида (1897-1919). Они же (отец и сын) с целью содействия развитию современной кумыкской литературы основали в 1916 г. в Хасавюрте политико-литературную Ассоциацию "Танг-Чолпан" (Утренняя звезда). При поддержке поэта и драматурга Темир-Болата Бебулатова и других писателей (кумыков, татов и русских, среди которых находились С. Kaзбеков и Х.-О. Булач), эта организация инициировала издание под своим патронажем одноименного журнала прогрессивной национальной мысли, Его первый номер вышел в августе 1917 г. в Темир-Хан-Шуре. Языком издания был адаптированный к литературному хасавюртовский диалект.

"Танг-Чолпан" стал эффективным инструментом возрождения кумыкского национального самосознания; в действительности же он был национальным органом, который, тем не менее, первоначально декларировал свой аполитизм, отказ от того, чтобы делать выбор между социалистическими и националистскими течениями. Вместе с тем, впоследствии в 1918 г. он взял про-большевистскую ориентацию. Однако, следует отметить, что "Танг-Чолпан" не был первым кумыкским изданием. Еще в 1913 г. национал-либерал М. Мавраев из Темир-Хан-Шуры обратился к властям с просьбой дать ему разрешение на издание газеты под названием "Къумукъ газети", на что был получен категорический отказ. Тем не менее, впоследствии в 1915 г. власти разрешили издание газеты "Джаридату Дагестан" на классическом арабском языке. Первой кумыкской периодической газетой стала "Муссават", первый номер которой вышел в апреле 1917 г. в Темир-Хан-Шуре под редакцией М. Мавраева. В первый период борьбы за советскую власть выходили и другие периодические издания: про-большевистская газета "Ишчи халк" (редактор З. Батырмурзаев), журнал "Ёлдаш", оказавший значительное влияние на развитие национальной литературы кумыков.

Кумыкская печать в настоящее время состоит как из республиканских, так и местных (районных) изданий, выходящих как в Махачкале, так и в некоторых других регионах (Хасавюрт, Бабаюрт и т.д.).

Кумыки в настоящее время имеют богатую советскую литературу. Абдулла Магомедов (1869-1937) считается советами про-большевистски настроенным национальным поэтом Дагестана, Юсуп Гереев наиболее известен как кумыкский прозаик, испытал в своем творчестве влияние азербайджанского поэта-сатирика Сабира. Среди других поэтов и писателей следует назвать поэта, драматурга и автора книг для детей Алимпашу Салаватова (1901-1943), поэта А. Баширова, поэта-лирика А. Сулейманова (род. в 1909 г.), драматургов Г. Рустамова и А. Курбанова (1909), поэта-лирика Анвара Аджиева (род. в 1913 г.). Среди замечательных дагестанских поэтесс известна Инжу Гаджиева.

Кумыки принимали и принимают активное участие в политической жизни Дагестана; в 1924, они составляли 5,7% членов профсоюзов ДАССР, в 1927 году 696 кумыков являлись членами республиканской организации коммунистов.

В настоящее время кумыки наряду с аварцами, даргинцами, лезгинами и лакцами в Дагестане являются в достаточной степени консолидированной народностью, на языке которой развивается литература, издаются газеты.
 

(W. Barthold - [D.K. Kermani])
 


1 Преобладающая часть верующих мусульман-кумыков принадлежат шафиитской правовой школе, а к ханафитам относятся лишь брагунские кумыки. Исторически к этой школе принадлежали и кумыкские тюмены, жители Тюменского владения (Кавказской Тюмени) в низовьях р. Терек.

2 Весьма интересные сведения, которые требуют дополнительной проверки, но, отметим, что в турецких источниках, например, имеются сведения о том, что некоторая часть кумыков, переселившихся в 19 в. в Османскую империю, были шиитами.

3 Авторы в вопросе происхождения кумыков не оригинальны и придерживаются идеи Н.Я. Марра о кумыках как "отуреченных лезгинах". При этом обходят молчанием вопрос, кто, как и когда, в какой исторический промежуток и каких "лезгин", отуречили. Сами по себе отуречиться они не могли. Более того, тюркские племена должны были количественно и качественно преобладать над "лезгинами". В противном случае должен был произойти процесс "лезгинизации", а не тюркизации.

4 Указанная дата неверная, так по свидетельству турецких исторических источников, Чопан-шаухал был жив еще во второй половине 80-х гг. 16 века.

5 Абзацы выделены нами специально с целью обратить внимание читателей и специалистов на то, что В.В. Бартольд и его соавтор Д.К. Кермани, очевидно, располагали неизвестными сведениями источников о том, что: 1) лакцы какое-то время вплоть до смерти Чопан-шаухала были подвластны его сыну Султан-Муту; 2) в 16 веке и несколько позже шамхалам были подвластны даргинские и лакские регионы, а контроль шамхалов над ними был потерян впоследствии.

6 В тексте: "du poete revolutionaire kumuk Yirci Kazak" (дословно: "поэт-революционер").

7 Были включены и другие произведения Й. Казака.

Размещено: 02.01.2009 | Просмотров: 6152 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.