Кумыкский мир

Культура, история, современность

Чтобы земля стала роднее и возродилась культура

фото«У кого что болит, тот о том и говорит» – гласит народное изречение. К этой мысли я бы добавил: о том читает в газетах, журналах, Интернете, смотрит по телевидению и слушает по радио, говорит на собраниях, съездах, в кругу семьи и друзей – если это боль целого народа, общества, целой нации.

Нас, малые народы, сильно беспокоит судьба родных языков, судьба территорий, на которых проживаем тысячелетиями и считаем их своим национальным достоянием. От бережного отношения к ним зависит судьба народа, его будущее. И потому заинтересованно читаем материалы прессы, слушаем теле- и радиопередачи, касающиеся их. 21 июня т. г. во вкладыше «Времена» газеты «Ёлдаш» вышла, на мой взгляд, довольно содержательная, написанная со знанием дела и от души статья Идриса Мусаева «Родная земля – родная песня». Уверен, что она привлечёт внимание многих читателей не только Дагестана, но и всех регионов Северного Кавказа и России, в ней отражены животрепещущие вопросы межнациональных отношений в многонациональных регионах России. Благо, материал написан на русском языке.

«Есть в истории и экономике понятие – "национальная земля". Это такая территория, на которой данная нация живёт в течение многих лет, окультуривает, возделывает её. Следовательно, национальная жизнь без этой земли немыслима – если есть нация, то должна быть и среда её обитания. К этой истине надо относиться очень осторожно, с глубоким уважением. Иначе возникнет большая напряженность, последствия которой могут быть непредсказуемыми. Речь идёт о так называемых "кумыкских землях", которые давно уже стали предметом политического и экономического торга», – пишет автор.

Чтобы читатель не обвинил его в пристрастности, заявляет, что – он не кумык. А пишет потому, что возникло правомерное желание изложить свою позицию относительно этой жгучей проблемы. Действительно, и в Дагестане, и на Северном Кавказе, как и в целом мире, земельный вопрос всегда имел и будет иметь принципиальное значение, земля – основной источник существования, распоряжаться этим источником должен сам народ.

«Каждый народ хочет иметь свой национальный ареал. Это суверенное политическое и экономическое право каждой нации. Однако вопрос относительно кумыкских земель давно вошел в ступор, и пока нет разумного решения… Кумыки хотят свободно распоряжаться своей национальной землёй, на которой они живут много веков. Считаю, что желание этого народа надо понять основательно. Подумайте, ни одного этнически чисто кумыкского района нет. Это тревожная тенденция», – пишет вполне справедливо Идрис Мусаев.

Нас всех, если мы действительно считаем себя братскими народами, должна беспокоить любая несправедливость в межнациональных отношениях. А вопрос с землей даже между родными братьями всегда стоял особняком и потому требовал к себе очень внимательного и взвешенного «на всех весах» подхода обеих сторон.

«Я помню, что на дагестанской карте было написано "Кумыкская равнина"», – пишет Мусаев. А я помню карту, где было написано «Кумыкия». Это хорошо помнит старшее поколение. Видимо, ее можно найти и сейчас. Да вопрос и не оспаривается, наверное... В январе 1921 г. образовалась ДАССР. В состав этой автономной республики добровольно вошли все народы Дагестана со своими национальными территориями и добровольно передали правление советской власти, и она нас всех устраивала. За короткое время Союз братских народов, который преданно служил интересам трудящихся масс, превратился в мощное государство-сверхдержаву, успешно развивал самобытную культуру каждого народа – национальную по форме и социалистическую по содержанию. И самое главное – дружбу народов берегли как зеницу ока. Все народы Союза полностью доверили свои судьбы этой истинно народной власти трудящихся масс и стали жить интересами Союза, интересами страны. Они восторженно пели:

Жила бы страна родная,
И нету других забот.

Старшее поколение все это помнит очень хорошо и глубоко сожалеет об этой утрате.

«Активное переселение горцев на Кумыкскую равнину, причём программное, началось в начале 60-х годов, точнее в 1957 году. Причины назывались разные – освоение земель, дружба народов и т. д. Земли освоили, но дружбы не получилось, в тесноте никакой дружбы быть не может, ведь не зря говорят: в тесной обуви ноги страдают», – пишет И. Мусаев. Добавим к сказанному: в 1957 году начали возвращаться из ссылки чеченцы. Надо было освободить их территории, на которые власти Дагестана насильно переселили горцев в 1944 году. Но вместо того чтобы вернуть им родные территории, правительство заселило их в Хасавюртовском районе. С этого и началось всё.

В 70-е годы, после сильного землетрясения в горах Дагестана, началось массовое переселение горцев на кумыкские земли. Причём выделили самые плодородные, орошаемые участки по-над трассой Москва – Баку. Журить в таких случаях кого-либо очень трудно, надо же быть идиотом, чтобы отказать в помощи людям, попавшим в беду. «Как-нибудь проживём...», «в тесноте, но не в обиде», – успокаивали местные друг друга. Вот с этих пор под любым предлогом и без всякого разрешения властей переселение с гор продолжается несколько десятков лет.

К огорчению, часто можно услышать такое, что, мол, горцы переселились на болотные территории равнины. Это вовсе не аргумент в пользу оправдания ситуации. «Критерий "национальная земля" в одинаковой степени распространяется и на "болотные" участки», – говорит Мусаев и приводит убедительные примеры своей правоты.

Кумыки на своей исконной земле не могут строить свою жизнь по своему усмотрению. К примеру, таркинцы хотят возобновить бывший Таркинский район, а правительство чинит им в этом всяческие препятствия, якобы это вызовет недовольство у переселенцев. Вот оно как. У кумыков есть такая пословица: «Кимни арбасына минген бусанг, ону йырын йырла!» Буквально: «На чью арбу сел, того песню пой!» А у чеченцев бытует та же пословица в таком виде: «Сел на кумыкскую арбу, пой кумыкскую песню!» Подобные изречения, призывающие нас к здравому смыслу, есть у всех народов. Устное народное творчество – это душа народа, она (душа) у всех народов справедлива. Почему избранники народов глухи к их сердцу, справедливости, непонятно.

«Что касается принципа обмена землями в горах и на равнине, то есть компенсаторского подхода, скажу откровенно: такая установка не решит проблемы», – говорит автор. Действительно, он прав, вряд ли кумыки переселятся в горы...

«Во всём случившемся горцы сами по себе не виноваты», – говорит Мусаев. И это вполне понятно, во всех бедах народа всегда виновато руководство. Народ – это стихия, руководители на то и избираются (назначаются), чтобы обеспечили дружеское взаимоотношение народов между собой, организовали развитие их социальной сферы и национальной культуры.

Понятие «национальная земля» имеет и духовное значение. На этой территории должны успешно развиваться национальный язык, литература и другие сферы национальной культуры в широком смысле. «Несправедливое отношение к земельному вопросу – мина замедленного действия, которая может рвануть в любой момент», – говорит Идрис Мусаев и приводит как пример проблемы Нагорного Карабаха и конфликт между ингушами и осетинами. Проблемы же «Кумыкской земли» чреваты самыми тяжелыми последствиями не только для кумыков, но и для всех народов Дагестана. Переселив почти все население гор на равнину, правительство загнало в тот же ступор (тяжелый металлический, каменный или деревянный сосуд) национальное развитие всех народов республики. Как нет чисто национальных районов, так нет и чисто национальных сёл, национальных школ, и потому нет условий для раздельного обучения учащихся на их родных языках. До сих пор нет в республике закона о национальных языках.

Всего населения Дагестана чуть больше двух миллионов. Около миллиона живёт в Махачкале. Больше миллиона населения, наверняка, живёт на Кумыкской плоскости. А что осталось в районах гор Дагестана? Да, живём в тесноте и в обиде на своих руководителей. Если в тесной обуви ногам больно, то тесная жизнь – за душу тянет.

Вопрос «Кумыкская земля» давно находится на консервации и расплодил массу трудностей в экономическом, социальном и особенно много – в развитии культуры всех народов Дагестана. Давно пора очнуться и назвать вещи своими именами: национальная земля народа, как и его язык, – богатство этого народа, распоряжаться этим богатством без согласия самого народа никто не имеет морального и тем более юридического права.

«Раз вопрос стоит, значит, его нужно обязательно решить. Спокойно живётся в той среде, где корректно соблюдаются принципы суверенитета национальных земель. Чем быстрее будет осмыслена эта истина, тем стабильней будет общественно-политическая ситуация», – пишет И. Мусаев, и с ним нельзя не согласиться. И в первую очередь надо остановить стихийное переселение, создав в горах такие условия, чтобы у людей отпала необходимость переселяться на Кумыкскую равнину, а у тех, кто в спешке, основательно не обдумав, переселился на равнину, появилось желание вернуться в горы.

Во всех национальных районах Дагестана, и особенно в истинно кумыкских, нужно изменить принципы подбора и расстановки кадров в пользу хозяев национальных территорий, иначе земля родная не станет для нас роднее и не возродится истинно национальная культура каждого народа, которая может сделать нас духовно богаче и сильнее и научит нас беречь межнациональную дружбу как зеницу собственного ока.


«Ёлдаш/Времена», 02-08-2013

Размещено: 02.08.2013 | Просмотров: 1903 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.