Кумыкский мир

Культура, история, современность

КАПЧУГАЙ: что скрывается за этим названием и его историей?

Крепость (или населенный пункт) под таким названием в истории Северного Кавказа впервые упоминается в средневековых тимуровских источниках в эпоху  походов «великого хромца» - Аксак Темира  (Тамерлана), а именно  в конце 14- начале 15 веков.  В  17-19 вв., Капчугай  был  резиденцией капчугайских беков (Казаналиповых), прямых потомков «шаухал-шаха»  «дагестанского падишаха», Сурхай-шамхала Тарковского (1641-1668). (К.Алиев. Шаухалы Тарковские. Кумыкская аристократия. Махачкала. 2006. С.72; он же. Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала. 2008. С.69).

                      

 

          

  Где находился  Капчугай, упоминаемый тимуровскими историками на Северном Кавказе, то у ученых по данному вопросу  единого мнения не имеется. Одни из них (Р. М. Магомедов, М. М. Ихилов,  Г.Х . Ичалов и др.)  локализуют ее   в Кумыкии (Дагестане) , другие - на Центральном Кавказе ––  в Чегемском ущелье у Верхнего Чегема  в Балкарии и в Осетии у Дарьяльского прохода, где ныне г. Владикавказ. И в действительности на Северном Кавказе  исторически существовали  три населенных пункта под одним и тем же названием КАПЧУГАЙ  (KAPÇIĞAY).

             Я склоняюсь в пользу версии  ее локализации на Центральном Кавказе в преддверии Дарьяльских ворот, где и  произошел один из драматических эпизодов героического противостояния между войсками  «Аксак Темира» и войсками  хана Тохтамыша, на стороне которого против Тимура воевали и   подвластные сврему хану кумыки.   И именно в этой крепости под названием Капугай укрылся  один из эмиров Тохтамыша Удургу (Утурку)  «один из старших эмиров (тюмен-бегов) Джучиева Улуса». Во время сражения Тимура с Тохтамышем на Тереке Утурку командовал одним из корпусов правого крыла (саг колом).  Тимуровский историк Шараф ад-Дин .. Йезди сообщает, что Удурку  «бежал в ущелье Эльбурз». А другой тимуровский историк Низамеддин  Шами сообщает: «А Удурку занял крепость Капчыгай и ущелье и начал игру с жизнью»  (СМИЗО. Т. I-II.  CПб.1884;М.-Л. 1941; а также.  (К.Алиев. Тайны кумыкской топонимики. Махачкала.2018. С.154-155). Кроме того, из достоверных источников известно, после своего пленения  Тимуром один из командующих тохтамышевских войск  Тохтамыша Бек-Болат-хан («эс-султан аль-адил Бик Пулад Хан»,  ожесточенно защищавший свою вотчину – «непреступную крепость Капчыгай» в Пятигорье был отправлен в кандалах в Дагестан (Нурретин А. гат. Независимые крымские ханы (на турецком языке). Истанбул. 1971. С. 11-13).

            Что же касается  нашего  Капчугая, то надо сказать следующее.  Населенный пункт под таким названием  в Буйнакском районе республики, существовавший  ранее  и разрушенный землетрясением 1970 года,  также глубоко историчен.

            Район Капчугая,  окруженный скалистыми отрогами хребтов Нарратюбе и Салатау,  богат археологическими памятниками. Здесь можно видеть древние и средневековые поселения, кромлехи и могильники (Марковин В.И. Наскальные изображения предгорий Дагестана   - М. : Наука, 2006). Поселение здесь существовало задолго до тимуровских походов, еще в  глубокой древности и в раннем средневековье,  о чем свидетельствуют древнейшие наскальные рисунки и  археологические раскопки т.н.  Капчугайского городища, где   находился один из хазарских городов.  Городище  археологами датируется V-XVI вв. (Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. По материалам археологических исследований и письменных данных. М.: «Наука», 1983). 

                        Для   воссоздания  подлинной  раннесредневековой  истории Капчугая особый интерес представляют местные  топонимические  предания, связанные  с существовавшей в далекие времена  здесь  рядом с  данным поселением, видимо, хазарского города, или крепости (см. выше М. Г. Магомедов)  в народе  издавна называемой  Айсу-кала («крепость Айсу»), Во избежание, имеющейся  в ряде  краеведческих публикаций путаницы с  ее наименованием, считаем правильным  использовать именно это  его исконно историческое название.

             По некоторым   бытующим и по сей день преданиям местных жителей, старый Капчугай  находился  севернее аула, там сейчас видны следы средневекового поселения на склоне скалы Айсу-Кала. Он был с трех сторон окружен стенами, а с четвертой, с востока, доступ к аулу закрывали скалы.  Аул (крепость) был  разрушен   среднеазиатским завоевателем Тамерланом (вероятно, во время его похода 1396 г.), после чего он  прекратил свое  существование. А название  крепости Айсу-кала, рядом с которым находится поселение, происходит от имени одного из последних защитников города, не сдавшегося врагам.

Акварельный рисунок   В.И. Марковина .1951 г. «У селения Капчугай», на котором  изображен одинокий сынташ (надмогильный камень)

                           

Имеются, однако,   и другие версии происхождения этого названия. Так, известный краевед Б.И. Гаджиев в своей книге «Дагестан в историях и легендах» впервые вводит в обиход легенду, записанную  им у Зайнутдина Лаварсанова - одного из старейших жителей с. Капчугай, о том, что название скалы происходит от имён Ахмат и Айсу, местного парня и дочери ногайского хана, влюбленных друг в друга и бросившихся со скалы во время преследования их военным отрядом, посланным в погоню отцом Айсу (Гаджиев Б.И., Дагестан в историях и легендах. Махачкала. 1965. С. 57). Отметим, в более ранних  наших  литературных и фольклорных источниках  такая  легенда не зафиксирована, не сообщают  об этом , обследовавшие  данное поселение еще в начале 1950-х годов археолог  В.И. Марковин и   краевед М.И. Исаков.  По всей вероятности,   капчугайские легенды о двух несчастных влюбленных Ахмате и  Айсу (Айсу Ахмат)  имеют книжное происхождение, и на их формировании свое влияние  оказали  т.н. «ходячие сюжеты»  тюркского эпоса -  ногайской эпической поэмы «Ахмет, сын Айсула» («Батыр Амит, сын Айсыла»), повествующей о событиях середины XIV века , а также  татарском дастана  «Амет, сын Гайсы» («Амат, сын Айсы»), Причем  главные персонажи  и ногайского и татарского эпических произведений  Амат и его отец Айса  (в источниках - Иса-гурган, Иса-бек) реальные исторические лица,  а героини под именем Айсу (скорее всего, полное имя Айсулу (в переводе с кумыкского «Луноликая») как в кумыкских преданиях в них просто не существует. 

            Следовательно,  капчуайская луноликая   Айсулу (сокр. Айсу) –  собственно кумыкская героиня, память о которой освящена народным преданием,  и вполне вписывается  в один фольклорный ряд  с  героиней «Анжинаме» - Айбике(Айкыз) ,  кяхулайской Кутлукыз (в пер. «Пресвятая дева»), карабудахкентской «Ташбике», вместе с любимым молодцем превратившейся в каменное изваяние; героиней арабо-хазарских войн (VII в.) Оглан-Беги в смертельной битве защитившей честь и достоинство своего кумыкского племени и народа;   ее высокопочитаемый пир  находится  вблизи селений Алходжакент, Гаша и Джавангент (Каякентский район),

              К этому же ряду следует отнести и  героинь карачаеских топонимических преданий, связанных с названием горно-лыжного курорта  Архыз (Аривкыз) в Карачае, и с горой «Арукыз» (Аривкыз)  на месте впадения Большого Зеленчука  (от карач.  Зиланчык) в Кубань (Таргу-наме. Лексикон. Махачкала. 2001. С.166).

                        Теперь, что касается  самого названия Капчугай (кум. Къапчугьай), его этимологий. В существующей научной и публицистической литературе имеется дюжина  его интерпретаций, главным образом, носящих  характер народных этимологий, в том числе совершенно экзотических (см. краеведческие публикации). Но ясно одно, что  оно, бесспорно,  является  кумыкским, и одновременно общетюркским топонимом.    Как писал историк-краевед Булач Гаджиев,  местные жители считали, что  их аул и назван Капчугаем в силу его географического положения в скалистом с обоих сторон  ущелье Нараттюбинского хребта,  действительно, являвшемся своеобразным стражем, закрывающим дорогу   в  долину Каркар ( ныне называется Шуринской) долину,   где, «по преданиям  туземцев»,издревле находился,   «город Кумук,  один из древнейших в Дагестане»  (Д.-М. Шейх-Али, «Рассказ кумыка о кумыках» (газета «Кавказ».Тифлис. 1848 г.).  Но с легкой руки          с легкой руки Б. Гаджиева и в стиле его народных интерпретаций  в обывательский обиход вошло весьма  забавное объяснение  о кумыкско-аварском происхождении названия Капчугая   от кумыкского Капу (ворота)  или  капучу (стражник ворот)  и   аварского  – гай (закрывай!). 

            Естественно, приведенное здесь толкование топонима относится к разряду народных  ненаучных этимологий. Ибо  данный топоним известен  широко распространен  чуть ли не во всем тюркско-евразийском ареале.  Он оставил глубокий след в топонимии Тянь-Шаня, Восточной Сибири, Монголии : р. Тасма-Чон-Капчагай и р. Чолок-Капчигай в хр. Борколдой, ур. Капчыгай на р. Кокомерен в Киргизии; нп Капчыгай и Капчыгайболо в Сурхан-дарьинской обл.; Капчагай - узкое место в долине р. Или, где построена плотина и создано большое водохранилище, ГЭС и город энергетиков, в Алма-Атинской обл.; ст. Капчагайск в той же обл.; местности Капчагай, Майкапчагай; р. Капчал на Алтае; нп Капчалы в Хакасии; ущелье Хапчагай на р. Тихон-Юрях - пр. Индигирки; г. Капчагай в Кабардино-Балкарии; Капчигай в Ошской области и т.д. (Мурзаев Э. МСловарь народных географических терминов. М. 1984), а также поселок   Капчугай (Капчигай) в Алтыарыкском районе Ферганской области  в Узбекистане.

            Таким образом, можем заключить, что  наиболее убедительной и с научной точки з

рения  приемлемой   является его этимология на основе тюрк . капчагай (вар. капчыгай, капчугай, хапчагай, капсагай  и др.), что  означает - в переводе с древнетюркского «каменная теснина, скалистое ущелье, теснина , проходи,  в горах, скалистая местность, каньон», что полностью  соответствует географическому  положению старого Капчугая в Буйнакском районе РД. И в современных тюркских языках (казахский, алтайский, тувинский, киргизский, якутский и др.) слово это употребляется  именно в этих значениях. Кроме того, важно также подчеркнуть, что на Кавказе,   данный   топоним  встречается только  в форме  Капчагай / Капчугай   встречается    с фонетическими особенностями, характерными для  здешних западно-кипчакских языков (кумыкский, карачаево-балкарский языки). А это лишний раз свидетельствует о ее связи  именно с указанными выше народами.

            Думается, что иметь и знать научные этимологии тех или иных кумыкских топонимов очень  важно , когда интернет пространство общения нашей молодежи, особенно социальные сети (фейсбук, инстаграмм и т.д.) пестрят небезобидными для нашего национального самосознания преднамеренными околонаучными построениями, мягко говоря, наших недоброжелателей, поставившими  себе целью демонтировать нашу историю и  нашу историческую идентичность.

 Камиль АЛИЕВ

 

Размещено: 13.02.2020 | Просмотров: 174 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.