Кумыкский мир

Культура, история, современность

НЕТ ЗАБВЕНИЯ СВОИМ КОРНЯМ!

Не «псевдонимы», а долгое возвращение к истокам.

- Корни нашего рода простираются в прошлое до Владетеля Къазанышского Бийлика князя Бек-Герея Бамматули (начало ХУ111 века) («Сборник сведений о кавказских горцах», М., 1992, т.1, раздел «Шамхалы Тарковские», с. 77-78), а через его предка Бай-Баммата-1, через его отца шамхана Андия, его отца, патриарха кумукской аристократии, Чопан-шамхана, уходят далее, вглубь кумуко-тюрк-хазарских времен…

- Представители рода Бамматули всегда были принципиальными противниками вторжения и «царизма» и «большевизма» в пределы Шамханства-Кумукистана, потому, что наши предки считали себя одними из Судьбой предопределенных носителей и хранителей кумуко-тюркских этнокультурных ценностей, и отстаивали право своего народа на самостоятельное, свободное существование на своей Родине и боролись против всех внутренних и внешних сил, стремившихся разрушить многовековую культурную и этническую самобытность жизни и целостность нашего народа... (см. сайт «Bammatuli.ru»).


 

- Известный кумукский журналист Рашит Гарунов опубликовал статью о моем отце Ибрагиме Ханмав Бамматули «Ябушувчу язывчу» («Писатель-воин», - газета «Ёлдаш», 31.01.2014; сайт «Кумыкский мир», 02.02.2014).

- В данной работе автором предпринята попытка показать, насколько позволял небольшой объем статьи, особый внутренний мир моего отца, отражавшийся в его жизненных и мировоззренческих позициях, в его творчестве.

- Однако автор статьи, не зная в полной мере всех обстоятельств биографии отца, судьбы его рода, не мог правильно обосновать, описать причины того, почему он, мой отец, незначительно, но менял написание своего имени, отчества, фамилии и неверно называет эти варианты «псевдонимами».

- Я хочу заявить - мой отец никогда не использовал псевдонимы! А обстоятельства, причины видоизменения во времени написания его имени (Ибрагьим Хамав – Ибрагьим Ханмав – Ибрагьим Ханмав Бамматули)  надо искать в прошлом.

********

- Корни нашего рода простираются в прошлое до Владетеля Къазанышского Бийлика князя Бек-Герея Бамматули (начало ХVII века) («Сборник сведений о кавказских горцах - ССКГ», М., 1992, т.1, раздел «Шамхалы Тарк-е», с. 77-78), а через его предка Бай-Баммата-1, через его отца шамхана Андия, его отца, патриарха кумукской аристократии, Чопан-шамхана, уходят далее, вглубь кумуко-тюрк-хазарских времен…

- Представители рода Бамматули всегда были принципиальными противниками вторжения и «царизма» и «большевизма» в пределы Шамханства-Кумукистана,  потому, что наши предки считали себя одними из Судьбой предопределенных носителей и хранителей кумуко-тюркских этнокультурных ценностей, и отстаивали право своего народа на самостоятельное, свободное существование на своей Родине и боролись против всех внутренних и внешних сил, стремившихся разрушить многовековую культурную и этническую самобытность жизни и целостность нашего народа.

************

- Период царизма:  - Къазанышские беки рода Бамматули были в родстве с равным себе по происхождению родом Бойнакских беков рода Ширданчы Мехти, родными по общему происхождению из  «шамханского дома» Чопан-шамхана

- Эти ветви еще теснее породнились, когда Бек-Герей Бамматули женился на дочери шамхана Адильгерея Уллу Аймесей-бийке и у них родился сын Бек-Магьаммат (Тишнек Баммат)…

- Все же, однако, во время активного проникновения Российского царизма в Дагестан возникает конфликт между представителями этих родов по вопросу о том, «какую позицию» занимать по отношению к Российскому царизму, который медленно, но неумолимо продвигается на юг, в Дагестан и через Дагестан - в Закавказье…

Политическая позиция Къазанышских Беков сводилась к формуле – «не надо заключать союзы с Московией и брать на себя какие-то обязательства, потому, что это, в конце концов, уничтожит всю самобытность нашего свободного существования»…

- Представители рода Ширданчы Мехти-хана, занявшие позже шамханский престол, говорили: – «надо выбирать «меньшее из зол», нам надо быть в союзе с Московией» и проводили идею о неизбежности  и полезности союза с Российской империй.

- Именно это и было стратегическим противоречием в видении  политических перспектив развития Дагестана в планах этих двух ветвей Кумукского Шамханского дома.

************

- А то, что именно эти две ветви являлись единственными равноценными и полномочными родоначальными представителями общекумукского «Шамханского дома», имеющими право формировать в тот период, действующие Исполнительные органы власти во всем «Дагестане», доказывает генеалогическая схема «Родословная Шамханского дома», которая, по «соизволению Императорского Высочества» Российской Империи была досконально изучена, составлена и воспроизведена в книге «Сборник сведений о Кавказских горцах» (ССКГ, раздел «Шамхалы Тарковские», Тифлис, 1868г.), где приведена вся перечень тех родов и тех персон, которые  имели право претендовать на власть в Кумукистане-Дагестане, и параллельно приведены генеалогические линии главных равноправных древних создателей Престола Кумукских Шамханов – род Баматули и род Мехтули.

****

- «Сборник сведений о Кавказских горцах» - это уникальное произведение, состоящее из нескольких томов, и оно является ярким  свидетельством того, что Российский император, непосредственно после пленения Шамиля и окончания Кавказской войны, хотел показать всему миру свое «европейство, российский просвещенный монархизм», и дал задание ученым, самому грамотному слою офицерства на Кавказе - собрать, изучить весь возможный  материал по истории, этнографии, культуре  коренных народов Кавказа и издать фундаментальный труд, который бы показывал уважение Российской империи к Кавказским народам и полезность совместного существования их в составе Российской империи…

- Этот «проект», стоил огромных денег, и никто лучше его авторов и участников событий Кавказской войны, не мог более полноценно изучить и объективно описать этот громадный материал в тот период….

- Авторы этого грандиозного труда, написали его после долговременной работы, опросов и бесед с огромной массой живых «респондентов», с живыми все еще родичами дагестанской аристократии, знатоками местной истории, свидетелями и участниками  «былой жизни»…

- Составители данного большого исторического труда не то, что не делали что-то «самопроизвольно», готовя собранный материал к изданию в виде «Сборника…», они не смели позволить себе даже «подумать» о каких-то вольностях «самопрочтения Истории…», и, «не дай Бог», потом включить эти  свои личностные «исторические размышления-видения»  в императорский "Сборник…», потому, что эта работа была в тот период, для той когорты людей, безусловно, почетнейшим, священным заданием Российского Императора. Поэтому «ССКГ» - это объективная книга.

 

********

- В тот период вторжения Московского царизма, а потом и Петра-1 в Дагестан, никто не мог точно предвидеть и всем разъяснить - «куда идти, с кем нужно вступать в союзы, и с кем, ни в коем случае, нельзя объединяться…», а тем временем неумолимое «Колесо истории» подминало под себя все внутренние дагестанские разногласия, определяя дальнейшие пути развития Дагестана в целом…

- Дело в том, что в определенный период, для предотвращения периодических вылазок, «набегов» самостийных горских отрядов на равнину, что угрожало стабильному снабжению царских войск, уже действовавших в Закавказье в постоянных войнах то с Ираном, то с Турцией, Царская военная администрация согласовала с шамханом Мехти-ханом (внуком Ширданчы-Мехти) план превращения аула Шура (первоначально – котан Къазаныша) в укрепленную военную крепость с постоянным гарнизоном для контроля над проходами с Гимринского хребта на равнину, по которым горские отряды спускались для нападений на царские военно-снабженческие караваны, проходившие вдоль Каспийского моря. 

- В тот первоначальный период для горцев эти набеги были стихийным способом «подзаработать» на грабежах царских караванов, - собиралась некая группа удальцов, спускалась ночью на равнину, нападала на какой-то объект или снабженческий караван царских войск, захватывала какое-то имущество и убегала в горы, а затем царские власти за эти набеги наказывали население кумукских селений – «почему пропустили», «и ваши люди участвовали в этом разбое» и т.д…..

- Но село Шура, скала («Кавалер-батарея»), нависшая над руслом Шура-оъзен, выбранные стратегами царской армии, как наиболее удобный плацдарм для контроля над проходами с гор на равнину, принадлежало Къазанышским бекам, и они не соглашались с планами строительства в Шуре постоянной военной крепости, принятыми за их спиной между царским военным руководством и шамханом Мехти Тарковским, внуком Ширданчы-Мехти-хана, несмотря на то, что Къазаныш бийлик был независим от Шамханства Тарковского…

- Важно отметить то обстоятельство, что этот проект - строительство русской крепости именно на месте аула Шура - был давнишним настоятельным предложением Царской администрации Ширданчы Мехти-хана, ведь эта Администрация рассматривала и другие варианты.

- Ширданчы Мехти-хан кроме борьбы с набегами с гор на равнину, преследовал и свои цели уничтожения независимого бийлика (княжества) родича-соперника Тишнек-Баммата. Именно стараниями представителей рода Ширданчы Мехти-хана, не в последнюю очередь, и были позже изгнаны царскими властями из Къазаныша мужские представители рода Бамматули!

- Эту «проблему» Царская военная администрация (лично генерал А.П.Ермолов) найдя удобный повод, решила очень просто, она военной силой своей вынудила князей рода Бамматули из Къазаныша удалиться в горы, передала Бамматули-бийлик под контроль шамхана Мехти-хана Тарковского и предложила ему перенести свою резиденцию в Уллу Къазаныш, что и было сделано.

 

- По «Акту Ермолова» от 1818 года, в качестве наказания и мести непокорным «изменнику» Герей-беку и всем мужчинам представителям рода Бамматули, владения Герей-бека «Бамматули-бийлик» были переданы шамхану Мехти-хану «… в управление...», а не в наследуемое владение, и, таким образом, Бамматулинский удел перешел в собственность «имперской казны». (ССКГ, раздел «Ш.Т.», стр. 71).

- Затем семь шамханов Тарковских сидели в Къазаныше во дворце, построенном на месте снесенного дворца Бек-Герея и Тишнек-Баммата, и в этот период Уллу Къазаныш фактически являлся столицей Кумукистана и Дагестана…

- Из рассказов отца я знаю, а он - из рассказов аксакалов села, что семейства князей рода Бамматули, и после их изгнания, остались в селе, но вот, что странно, -  в общедоступных текстах о периоде властвования Царской военной администрации в Дагестане, почему-то почти нет никакой информации о важнейшем акторе обшедагестанской политики того времени – о тухуме Къазанышских князей, о роде Бек-Герея Бамматулинского, шамхана Тишнек-Баммата и его потомков…

- Может быть потому, что само изгнание царскими властями всех мужских представителей рода Бамматули из их родного села Къазаныш – центра «Къазаныш бийлик», и, фактически, в приказном порядке вселение туда их родственников-соперников, представителей рода Ширданчы Мехти-хана было «незаконным» даже по меркам царской юрисдикции того времени…

- А целью же этого «проекта» Царской военной администрации было «стравить родных людей», и, делая ставку на один из контролируемых ею ветвей «шамханского дома», ликвидировать зерна возможных в будущем антицарских «всходов» из этой династии, и именно поэтому, возможно, весь этот период и не описывался в «русских документах» род къазанышских князей Бамматули, которые активно боролись против царизма…

**********

- Сегодня там, на холме, в центре Уллу-Тёбен-Къазаныша, на месте былых дворцов Къазанышских князей и шамхана из рода Бамматули, а затем и шамханов из рода Ширданчы Мехти-хана, располагается некое убогое кубическое сооружение, которым Дагобком КПСС,  воспользовавшись появлением ряда  трещин в стенах Шамханского дворца после землетрясения 1970 года, поспешил «облагоденствовать» Къазаныш.

- Шамханский дворец был снесен, а на его месте из дешевого силикатного кирпича скоропалительно соорудили непритязательное здание советского «Дворца культуры», лишь бы побыстрее  уничтожить исторический (!) Къазанышский шамханский дворец, свидетельство былого величия Кумукистана бельмо в антикумукских глазах большевистских руководителей Дагестана того времени,  как до того, втихомолку, без лишнего шума были уничтожены Шамханские дворцы также и в Капир-Кумуке и в Тарках…

- Думается, разве нельзя было не «разрушать», а «реставрировать» эти и другие исторические сооружения, как это принято в цивилизованных обществах, а «Дворец культуры» построить в другом месте…?  Но так ведь, умопонимание необходимости сохранения и реставрации культурных ценностей, это качество свойственное только лишь цивилизованным сообществам, а не «большевистским» дагестанским КПСС-властям общества того времени…

- Тишнек-Баммат и Муртузали-хан (под руководством отца своего Ширданчы Мехти-хана), соперничавшие за шамханский престол, и чуть не столкнувшие в свое время все боеспособное население Кумукистана в смертельной битве, являлись единокровными братьями (!) по матери. Княжна Уллу Месей, дочь шамхана Адильгерея и сестра шамхана Хасболата, после смерти своего первого мужа Бек-Герея Бамматули была выдана отцом замуж за Ширданчы Мехти-хана …

- Вот до какой степени напряженности доходила борьба за власть в Шамханстве, хотя и сегодня политическая борьба в Дагестане ведется не менее жестко, если не сказать, жестоко и  аморально. Страсти уровня шекспировских и древнегреческих трагедий….

************

- Къазанышские князья, внуки Тишнек-Баммата-11, а именно - Герей-бек, Баммат-бек-111 и, особенно их брат, Ирази-бек боролись против засилья царских войск на их родине и погибли в этих сражениях. Они не служили царю, не получали от него званий, жалований, так что вряд ли о них могли остаться какие-то обширные материалы, документы в русских архивах, но что-то со временем, несомненно, обнаружится…

- Мой отец (Ибрагьим Ханмав Бамматули) единственно важной материальной потерей  в своей жизни считал изъятие из семьи Корана своего Отца, который был конфискован вместе с богато украшенным оружием его (кинжал, сабля, винтовка, маузер) во время ареста Ханмава в 1937 году. В особом бархатном мешочке вместе с семейным Кораном хранились все важные документы его тухума, в том числе – генеалогия его рода до самых далеких колен и воспоминания о представителях рода Бамматули аксакалов села.

-  У меня, к сожалению, нет возможностей сидеть в архивах и вести долговременные планомерные поиски информации о том, как именно поступила Царская военная администрация с тухумом Бамматули, с потомками Бек-Герея и Тишнек-Баммата, князей независимого Къазанышского бийлика, однако я уверен – придет время и информация о тех событиях, несомненно, всплывет и станет общедоступной для объективного, научного изучения…

- Судьба рода Бамматули – это особая страница в истории Кумукистана и Дагестана. Княжеский род Бамматули в последний период своего существования был, видимо, единственным родом среди региональных владетелей в Дагестане, который не пошел на заключение союза (а на самом деле, на признание подданства) с Российской Империей, за что и был наказан, свергнут, т.е. «репрессирован»….

- Царским властям нужно было превентивно обезопасить ситуацию в Кумукистане, чтобы потом «чего не вышло», и наказать вольнодумцев (внуки Тишнек-Баммата), которые смеют не подчиняться катящейся с севера имперской машине, сметающей на своем пути всех сопротивляющихся «народцев-инородцев»….

********

- Титул «Шамхан Тарковский» в тот период трансформировался всего лишь к фальшивому оформлению, прикрытию того процесса, когда ведение всех дел в Дагестане «де-факто» уже захватила в свои руки и они решались самочинно оккупационной Российской военной администрацией, никак не согласовывая свои дела с местной Шамханской властью.

- О чем говорить, если статус владений самого Шамхана князь Воронцов в 1847 году определял так – «… не могли быть шамхалами, без согласия правительства (Авт - царского), отчуждаемы (Авт. – определенные владения, селения), так точно как и другие части шамхальства…». (ССКГ, раздел Ш.Т., стр.74).

- Тысячелетний общественно-политический государственнический статус кумукского «Шамханства», в этот период выродился всего лишь в образ-персону номинального фантомного, формального «Главы Дагестана - Шамхана Тарковского», так как всеми делами  в Дагестане уже полностью заправляла Царская администрация, которая и решила «удалить» из сферы общедагестанской политики непокорного регионального владетеля – Къазанышского бека и весь его род,  т.е. именно так, как она всегда поступала, наперекор позиции Шамхана, и с другими дагестанскими патриотами, вольнодумцами…

- Технология ликвидации Кумукской  аристократии, интеллектуальной элиты, патриотов была однообразной. Например, в 1725 году шамхан Адильгерей, который начал разрушать все военные крепости, построенные по приказу Петра-1 русскими войсками на территории Кумукистана, был арестован по приказу Петра-1 и отправлен в  ссылку в г. Кола Архангельской области, где и умер через некоторое время…

- Князя Хасая Уцумиева из-за его открытой критики форм проведения оккупационной политики Царской военной администрацией в Дагестане и желание эмигрировать в Турцию в знак протеста, был объявлен сумасшедшим  за его критику царизма (как, например, и П.Чаадаев), и сослан в российскую глубинку, фактически «в тюрьму», где он покончил с собой из-за унижения и безысходности…

- Царская администрация жестоко наказала любимца нашего народа и Шамхана, гениального поэта Йырчы Казака тяжелой ссылкой на «Севера» за проступок, который вполне можно было решить, будь это во власти Шамхана, взаимоприемлемым наказанием по нормам нашего Адата, но царские власти решили не упускать удобный случай и  примерно (показательно!) наказать вольнодумца, который смеет критиковать царизм и воспевать героических борцов за независимость Кумукистана, Дагестана…

- А уже при большевиках великий просветитель, богослов Абусупужан Акаев за свою неуклонную приверженность Исламу и критику безбожной практики большевиков в 1929 году был сослан в лагеря около г. Котлас (все та же Архангельская область!), где он, пожилой «южный» человек, умер, не выдержав тяжелейших условий приполярного концлагеря….

- И в этом же году 24 къазанышских кади (ученых богослова) были расстреляны большевистскими властями.

- Общая цель, намерение царизма – удалить, изолировать, ликвидировать элиту, лидеров Кумукского народа, не согласных на лишение свобод, на закабаление  их Народа, а «народ», как надеялась Царская администрация, постепенно забудет их….

- Период Большевизма:  - Ханмав Бамматули (мой дед) во главе сформированного им из патриотов Къазаныша и окрестных селений отряда из 500 всадников в марте 1918 года в составе сборного войска под общим руководством Нажмутдина Гоцинского, в которое входил также отряд Алкылыча Хасаева, участвовал в освобождении Порт-Петровска от большевистских отрядов. А затем, в бою с неожиданно высадившимся с моря на Анжи-аркъа и вооруженном десятками пулеметов морским десантом большевистских наемных войск из Астрахани, Ханмав был тяжело ранен и целый год скрывался и лечился в горах у своих кунаков.

- А в годы коллективизации, Ханмав Бамматули организовал и возглавил восстание населения Уллу Къазаныша, они в 1929 году совершили пеший поход в Темир-хан-Шуру, где, перед зданием советских органов власти, прошел большой антиколхозный митинг. Была открыта стрельба со стороны милиции по безоружным митингующим. Ханмаву вновь пришлось укрываться в горах …

- Этот «герой нашего времени» открыто и активно боролся против большевистской советской власти. Именно за это он был арестован, все его имущество было экспроприировано, семья выставлена на улицу,  а сам он был расстрелян большевиками в 1937 году.  А позже все это отразилось на судьбе моего отца Ибрагима Ханмава Бамматули и его потомства…..

- Итак, что же получается, при царизме нельзя было даже упоминать, что потомки репрессированного царскими властями рода Бамматули без большого шума вернулись в родное село, и местное население приняло это как должное, и не доносило об этом царским властям, хотя власти прекрасно знали, что происходит в «стольном граде» Къазаныш, но именно поэтому наследникам рода Бамматули невозможно было официально провозглашать свое родство с репрессированным царскими властями тухумом Бамматули, не говоря уже о том, чтобы требовать возвращения владений, имущества и т.д.

- Вот такой исторический аспект. В 1867 году шамхана Шамсутдина шантажом, срытыми угрозами Царская военная администрация принудила сложить, «добровольно отказаться» от законного многовекового звания «Шамхана Тарковского», освободить всех крепостных, отказаться от собственности на землю и т.д.

- Ясно, что в этих условиях Ибрагим Бамматули, опекаемый шамханом Шамсутдином, мой прадед, т.е. отец моего деда Ханмава Бамматули, не мог претендовать на восстановление своих наследственных прав, полномочий, на возвращение былых владений и т.д. Этот период уничтожения  российским царизмом Кумукской аристократии тянется вплоть до  февраля 1917 года, а затем – «большевистская катастрофа».

- А при большевизме было во много раз опаснее, чем при царизме упоминать о своем «княжеском происхождении», поэтому Ханмав (мой дед) в советское время взял себе в качестве  фамилии имя своего отца – Ибрагима, которое таким образом, на определенный период, стало фамилией моего отца и всех его потомков …..

- Наш род, возможно, единственный в Кумукистане, который по политическим мотивам был репрессирован и при царизме и при большевизме, - каковы генотип, хасият, такова судьба ….

*******

- Шамхан Хасболат, будучи бездетным, в конце своей жизни рекомендовал своему окружению и вождям горских владений провозгласить следующим Шамханом Тарковским своего племянника, сына своей сестры Уллу Аймесей-бийке, Къазанышского князя Магьаммат-бека Бамматули (Тишнек-Баммата), которого он опекал и с юношеских лет готовил к «большим делам». Тишнек-Баммат еще при жизни шамхана Хасболата был официально провозглашен «наследником шевкальства».

- В 1763 году в соответствии с завещанием шамхана Хасболата Тишнек-Бамматули официально вступает на престол Шамхана Тарковского.

-  В письме кумыкского воеводы Алиша Хамзина от 12 марта  1763 года говорится об избрании в шамхалы «Тишсиз-Магомеда». Церемония эта происходило в Тарках. По свидетельству Алиша Хамзина, участника данной церемонии, сюда съехались «губденцы и карабудатцы и все кумыцкие народы. Все дали присягу - ныне де, владелец наш - Ты, и Ты де, что будешь нам приказывать, мы служить будем, и мы де, приятелям будем приятелями, а неприятелям - неприятелями. И оные народы дали ему (Тишнек-Баммату) аманаты. И живущие по той стороне Койсу все  присягали ему, чтобы послушными быть».   (ЦГА РД, ф.379, оп. 1, д. 543, л.26. В кн. «Кумыки», А. Акбиев, М-кала, 1998).

- Однако через некоторое время другой претендент на шамханский престол двоюродный брат шамхана Хасболата Ширданчы Мехти-хан сумел организовать свое восшествие на шамханский престол и передачу власти своему  сыну Муртузали-хану.

- Но об этом важном эпическом периоде внутришамханских распрей будет подробно рассказано в книге о моем деде Ханмаве Бамматули …

- Чувствуя определенную свою вину перед родом Бамматули, потомки Ширданчы Мехти-хана, в последующем ставшие «шамханами Тарковскими», опекали вернувшихся в Къазаныш «родственников-соперников», представителей рода Бамматули. Например, шамхан Шамсутдин опекал Ибрагим-бека, отца Ханмава Бамматули,  а его, Ханмав-бека, опекал князь Джамалутдин-бек, племянник шамхана Шамсутдина, они оба жили в шамханском дворце в Уллу Къазаныш.

- Именно, исходя из этих древних генеалогических связей, Тишнек-Баммат назвал своего сына Хасболат в честь своего дяди шамхана Хасболата. Хасболат назвал своих сыновей Герей-бек, в честь своего деда Бек-Герея, Баммат-бек, в честь своего отца, а младшего - Ирази-бек.

- Мой дед Ханмав (названный так в честь своего деда) назвал своего старшего сына Магьаммат (Баммат), в честь шамхана Магьаммата Бамматули («Тишнек-Баммата»), второго сына  - Шамсутдин, в честь шамхана Шамсутдина, следующего сына (моего отца) – Ибрагьим, в честь своего отца – Ибрагьима, а самого младшего – Атагиши (т.е., Отца - наследник), подчеркивая родовую преданность, почитание идеалов, традиций древнего кумуко-тюркского культа «Ата-Бабалыкъ».

- Эта же традиция была продолжена моим отцом в нашей семье. Он в честь Тишнек-Баммата и своего старшего брата, который тогда считался погибшим на полях Второй Мировой войны, назвал своего старшего сына (т.е. меня) Магьаммат-Амин, (но в последующем,  когда он узнал, что брат не погиб а оказался в плену и живет в ФРГ, в «Свидетельство о рождении» он внес имя Амин).

- Мой отец рассказывал, что он хотел назвать меня именем своего отца Ханмав, но в 1950 году, когда я родился, КГБ уверял моего отца, что Ханмав жив и находится в сибирских лагерях, отбывая 15 летний срок, и даже выдал соответствующую (фальшивую!) справку. Но уже в 1953 году (умер Сталин!) из щелей дагестанского КГБ стала проступать кое-какая информация, и мой отец узнал, что его отец Ханмав был расстрелян еще в 1937 году через два месяца после ареста. 

- Поэтому второго сына отец назвал Хамав,  в честь своего отца, а третьего сына - Шамсутдин в честь  своего старшего брата Шамсутдина, погибшего на полях Второй мировой войны, и названного в честь шамхана Шамсутдина.

- Во время войны за мужество, героизм проявленные в боях под Сталинградом в Москву были направлены документы с ходатайством о присвоении Шамсутдину звания «Герой Советского Союза» (см. Аджиев И., «Знаменитые кумыки», Буйнакск, 1997 г.; Гаджиев М., «Къазанышлы къагьруманлар», М-кала, 2011 г.).  Ясно, что Москва оставила этот запрос без ответа так, как соответствующие службы быстро выяснили – «чей он сын»!

- На стене в «Музее памяти» на Мамаевом кургане имя «Сержанта Ибрагимова Шамсутдина Хамаевича» золотыми буквами вписано в перечень героев жестоких битв под Сталинградом.

*************

- Когда я писал эти строки, мне вспомнился один бытовой, но весьма показательный случай. 1980-е годы, у нас во дворе около гаражей разгорается какой-то напряженный разговор. А дело в том, что недавно переехавший в наш дом сосед (родом из Къазаныша, долго работал в Махачкале на стройках) присмотрел за нашим гаражом небольшое свободное место и хочет там соорудить себе сарай. Мой отец не соглашается на это и говорит, что он, как и другие соседи, хочет убрать свою железную коробку-«гараж» и построить кирпичный гараж так, что – «не занимай место за моим гаражом».

- Оппонент отца, назовем его «Строитель», продолжает нагнетать скандал неявно, закулисно подзадориваемый недругами моего отца, которые «на всякий случай» неприязненно относятся к нему из-за его «особости»…

- И наконец, «Строитель», так громко, чтобы все его услышали, кричит на весь двор – «Уялмай бусан, сенчи бийлерденсен, шу гьинчеки ерни къызгъана бусан магъа?!», т.е. «Как тебе не стыдно, ведь ты же из рода князей, что ты жалеешь для меня этот клочок земли?!»…

- «Строитель» знает – настоящие «бий-бек» должны служить своему народу и не имеют права ущемлять «простых людей». «Строитель» знает это «слабое место» отца и бьет прямо «под дых» точно рассчитанный удар…

- Отец не стал продолжать спор, потому, что знал – завтра же этот инцидент будет молвой распространяться по всему Къазанышу – дескать, «Ибрагьим, сын Ханмава, не дал «простому къазанышцу» построить маленький сарайчик». Отец махнул рукой и ушел со двора.  А что поделаешь? Ведь «яман хабар» о некоем событии распространяется быстрее и надолго застревает в умах, чем запоздало скачущая вслед истинная версия происшедшего...

- И хотя мой отец, после репрессии своего отца, уже ничем не владел на этом свете кроме государственной квартиры и железной коробки–«гаража»,  он знал, что ему не уйти от ответственности за свое происхождение перед «людским судом» в селе …

 - Этот случай показывает то, что в среде нашего народа понятие «бийлик», в самом высоком смысле, - это всегда было ответственностью князей перед своим народом, а не привилегией.  Истинные по духу князья всегда были защитниками своего народа, «когда война – встать во главе войска, когда голод – открыть свои амбары для голодных»…, и эту правду жизни извратили большевики…

- Да, были среди «аристократии» люди с отвратительным характером, но и среди «простых людей, бедняков» таковых было немало и сегодня хватает. Следовательно, весь сам Народ, все человечество состоит из «хороших» и «плохих» людей, именно об этом говорят и пытаются избавить человечество от груза грехов все мировые религии и современные демократические правительства, опирающиеся на вечные моральные ценности и кодекс Прав человека...

-  О чем говорит вышеприведенный мой рассказ? О поразительной вещи! Он говорит о том, что гибкость социальной системы,  тонкость настройки «моральных весов» в прежнем обществе была такова, что «простой человек» мог потребовать (!) у выходца из княжеского рода «свое, законное», и тот вынужден был уступить «простому человеку»!

- И, представьте себе, эта «историческая память о былом», эта старая «система ценностей» все еще действовала в среде къазаныщцев еще в 1980-е годы…, «Строитель» в своих интересах применил этот старый «закон» и мой отец, слуга Адатов в системе ценностей «Ата-Бабалыкъ», подчинился… А какова весомость морально-адатных ценностей в среде нашего народа сегодня?  Не знаю, не знаю….

- Еще один курьез, другое воспоминание. Бывший преподаватель моего отца на историческом факультете в послевоенном Педагогическом институте, профессор Магомедов Расул Магомедович, уже в ДаггосУниверситете, где в 1960-е годы, после аспирантуры, начал преподавать мой отец, при встречах в университетских коридорах шутливо приветствовал его так - «а вот идет къазаныш-бий..», а ведь этот «вседагестанский историк» лучше всех знал «кто кем был» и «кто есть кто» в Дагестане…

- Далее, а почему ХаНмав, а не Хамав?   Мой отец в результате своих бесед с аксакалами села, своих исследований выяснил, что его дядю, т.е. старшего брата его отца, на самом деле звали не «Джамав», как привычно все его называли, что исходное, настоящее имя, данное ему его отцом Ибрагимом, было «ДжаНмав», т.е. «Джан + амау-в, амай» (Душа, сердце + родной, дорогой), т.е. звук Н перед согласным звуком М пропадает, превращаясь в общий звук М.

- Такая же трансформация произошла с другим кумукским именем «ДжаНбулат», т.е. «Джан + болат» (Душа + сталь). А сегодня его неверно произносят как «ДжаМбулат»;  еще пример, не «Джамал», а «ДжаНмал», т.е. «Джан + амал» (Душа + дорогой, родной)

- Исходя из таких наблюдений и размышлений, мой отец восстановил, трансформировал как истинную исходную форму написания имени своего отца от варианта «Хамав – Хамау – Хамай», к варианту «ХаНмав, ХаНмау, Ханмай», т.е. «Хан + амау-в, амай» (Князь + дорогой, родной)  …

- Эти поиски, размышления были частью забот и научных интересов моего отца по восстановлению чистоты Кумукского языка, поиска утраченных истинных произношений, написаний и этимологических смыслов богатейшего словарного запаса Кумукского языка…

- Напоминаю, мой отец никогда не пользовался псевдонимами. Он шаг за шагом, в соответствии с меняющимися политическими условиями в стране, выяснял и опубликовывал информацию об истинном своем происхождении и восстанавливал официальную фамильную генеалогическую линию.

-  Он пошел против все нивелирующей, превращающей всех людей и все коренные народы в безликое «ничто – массу», термодинамической тенденции, против скатывания всего божественного разнообразия этого мира в единообразный Хаос, он изначально был настроен на то, чтобы восстановить свой индивидуальный персонализм

- Мой отец, шаг за шагом пробираясь в потемках, развеивая пелену Забытья и прах ушедшего Времени, которые покрыли лики былого, возвращался сам и возвращал нас, свою сильно поредевшую родню, к истинным истокам происхождения нашего рода. Тут нет, никаких материальных выгод, одни лишь моральные обязательства….

- Он долго терпел, выжидал, потому что не хотел навредить свои детям, своим потомкам внезапным изменением своей фамилии (Ибрагимов), которая у всех у нас была зафиксирована в документах во всех государственных службах, и он все оттягивал и откладывал момент  возвращения в официальный обиход своего родового имени.

- И, в конце концов, мой отец сумел вырвать себя и свой тухум, свое уникальное, истинное происхождение из забвения и зафиксировал  все это в «документе-паспорте».

- В паспорте отца, который он специально заменил и получил в новом варианте 24.04.1995 года, написано Ибрагим Ханмав Бамматули, так, что он завершил свою жизнь, вернув себе и роду-тухуму свое официальное историческое родовое имя Бамматули.

**********

- Бывший шамхан Тишнек-Баммат героически погиб, разбив войска «сепаратиста» Фатали-хана Дербентского, который хотел вывести свое ханство из состава Шамханства Тарковского. Это произошло в 1774 году на поле битвы «Ювшан-авлакъ» около г.Худат, и сражался Тишнек-Баммат за целостность Шамханства – Кумукистана, возглавляя войско сформированное им вместе со своим родственником Уцмием Кайтагским Амир Хамза и своим зятем Магомедханом, сыном Чолакъ-Сурхая.

- Его внук Герей-бек, последний «старший владетель Бамматули-бийлика», полагая, что именно он должен возглавить Кумукское Шамханство, так как шамхан Мехти-хан превратился в марионетку в руках Царской администрации, в 1818 году организовывает совместно с джунгутайским беком Гасан-ханом, его братом Султан-Ахматом Аварским и другими владетелями  антишамханское выступление. После неудачного исхода этой кампании в сражении с царскими войсками генерала А.Ермолова, он уходит в горы вместе с братьями Баммат-беком и Ирази-беком.

 - Другой внук Тишнек-Баммата - Ирази-бек, во главе своего отряда численностью семьсот всадников участвовал в нападении войск имама Гази-муллы и разгроме крепости Бурная (опорный пункт царских войск, который располагался над современным селом Тарки), а весной 1831 года погиб в сражении под крепостью Внезапная в Чечне.

- Тело Ирази-бека тайно ночью было привезено его соратниками и самим Гази-муллой в Казаныш, его смерть была «отпета» глубокой ночью в Центральной Казанышской Мечети, и в ту же ночь воины Ирази-бека и Гази-мулла покинули Казаныш потому, что в Уллу-Казаныще тогда все еще располагались заградительные отряды царских войск (1).  

- А утром, с восходом солнца, Ирази-бек  был похоронен при въезде в великий «Уллу Къазаныш» рядом со своим  легендарным славным дедом «Тишнек Баммат», а это церемония, по древним кумуко-тюркским традициям является особой честью героям, погибшим на полях сражений, защищая интересы своего народа!

 

- Ханмав Бамматули, мой дед, который приходится правнуком Тишнек-Баммату, был расстрелян в 1937 году за его антибольшевистскую, антисоветскую борьбу, а его кости покоятся где-то в песках загородного махачкалинского пляжа. На месте этих преступных казней надо бы возвести мемориал сотням, тысячам жертв  политических репрессий КПСС и НКВД, но там построили «санаторий КГБ», чтобы никто «не копался» в этих страшных, трагических местах массовых казней наших родных людей…

- Вот пока коротко о судьбе рода Бамматули. Каковы генотип, хасият, такова - судьба.   Более подробно о нашем роде я надеюсь рассказать в скором времени в книге о своем деде Ханмаве Бамматули…

**********

- В начале статьи я говорил о стратегическом противоречии в видении  политических перспектив развития Дагестана в планах князей родов Бамматули и Ширданчи Мехти-хана.

-  Об истинных целях и планах царизма при его вторжении в Дагестан по отношению к кумукским Владетелям и к Шамхальству в целом предельно откровенно было высказано в письме «главнокомандовавшаго в Грузии» (барон Г.В. Розен ?) к графу Несельроде от 30 марта 1833 года.

- «Звание  «хана дербентскаго» дарова­но (было) покойному шамхалу (Авт. - Мехти-хану) в 1806 г., после побега Шейх-Али-xaнa из Дер­бента. Мера сия, по тогдашним обстоятельствам, могла быть необходима, потому что при удержании за собою города и крепости Дербента, мы не были еще тогда столько сильны за Кавказом (Авт. – еще не были сильны!), чтобы одним своим влиянием обуздывать окрестных жителей, которые издавна были приобыкшими к власти ханской; но между тем, шамхал, получив достоинство «хана дербентскаго», ни тогда, ни после, не владел (Авт.- не владел!) своим ханством, но распоря­жался (Авт. – лишь распоряжался!), как и ныне, только по хозяйственному управлению (Авт. – всего лишь, «управленец хозяйством»!) улусом, или деревнями, которые принадлежали бежавшему Шейх-Али-хану дербентскому;

 - … титул «валия дагестанского» …, … не присваивал ему (Авт. - шамхалу) ни­когда и никакого права на обладание целым Дагестаном, но только достав­лял, как сильнейшему   между всеми дагестанцами, уважение (Авт. – лишь «уважение»!)

 - С лишением же его (Авт. - шамхана Сулейман-хана) титула «валия», уважение cие … уничтожится, … весьма ослабеет, чего, кажется, до совершенного обладания всем Дагестаном для пользы правительства, допустить не должно (Авт. - вот истинная цель царизма – полное покорение!), и особенно, когда шамхал предан Poссии, и когда при поддержании нами его власти, он может быть полезен правительству (Авт. – вот функция и роль отведенная Шамхалу Царским правительством: он должен, до поры до времени, служить ширмой и инструментом в руках царской военной администрации для окончательной и всесторонней оккупации Дагестана) некоторым влиянием на вольные дагестанские  общества.

- А потому я полагал бы: наименовав Сулейман-хана «Шамхалом тарковским» и «Владельцем бойнацким», сохранить ему и  титул «Валия дагестанскаго», каковой может привлекать к  нему горные племена, (Авт. – чистый прагматизм и никого уважения к местному народу, его традициям, образу жизни!) а через сие сближать оныя с нами и, в случае восстания буйных дагестанцев, удерживать от участия в них некоторые общества, и особенно те, которые вынуждены искать для своих овец зимних пастбищ во владении шамхальском;

- … между тем как Бурная и Темир-Хан-Шура (Авт. – стратегические военные крепости царских войск в Кумукистане) достаточны к обузданию подвластных шамхала и всех замыслов самого шамхала (Авт. – обуздать самого шамхала!!!), если бы он возмечтал когда-либо быть неблагонамеренным (Авт. – т.е. стремиться к независимости своего народа!) к правительству».

(«ССКГ», разд. «Шамхалы Тарковские», стр. 64).

- В этом отрывке вышеупомянутого письма очень ясно описана истинная суть отношения Царской военной администрации к Шамхану и к Шамханству Тарковскому.

- Итак, вот, что получила от царизма шамханская ветвь Ширданчы Мехти-хана, выбрав путь сближения и сотрудничества с царизмом и, честно соблюдая взятые на себя обязательства.

- В начале, когда царские силы в Дагестане «не были настолько сильны…», раздавая никчемные звания и награды, и вполне реальные и большие, по местным меркам, деньги и другие блага, царизм руками и влиянием местных владетелей проводил свою пошаговую, многоэтапную оккупационную политику, преследовавшую далеко идущие цели имперской экспансии к «южным, теплым морям», к Индийскому океану.

- Кстати, деньги местным владетелям давались в основном на формирование и содержание ими вооруженных отрядов для поддержания порядка и безопасности на подвластной им территории и дорогах в интересах царских оккупационных сил.

- Затем следует этап постепенных сокращений их прав и власти, и, в конце концов, когда царизм стал всесильным сатрапом «на, и за Кавказом» – последовала неизбежная и изначально спланированная ликвидация Кумукской государственности в виде «Шамхальства», и полная ликвидация и власти и самих носителей власти, всех остальных региональных дагестанских владетелей….

*************************

- Завершая этот небольшой текст, взгляд в прошлое, хочу сказать, что наш тухум начал подвергаться репрессиям еще при царизме, которые продолжились и при большевизме.

- Потому что наш родовой инстинкт – защита этнонациональной особости, идентичности нашего народа!

- Таков уж наш удел, такова трагедия нашего рода, которая глубоко отразилась на всех сторонах жизни нашего рода, в том числе, и в «правильном, «паспортном» отражении фамильного происхождения…

- Может ли кто-то сказать, что наш род мало страдал, или, что мы что-то придумываем в угоду себе, или, что мы добиваемся каких-то привилегий для себя. Думаю, что нет, мы чисты перед Богом, перед Совестью и перед Историей, мы безмолвно, покорно, тянем свою тухумную Историческую Миссию, никаких обид, никаких претензий ни к кому, но и никакого забвения своих корней, своей истории не будет! Это – жизнь и жизнь продолжается!

- Всю свою жизнь мой Отец прожил в условиях неявного государственного ограничения пределов его профессионального карьерного роста, свободной творческой жизни, незримо преследуемый всю свою  жизнь советским клеймом «сын врага народа», в условиях, когда он негласно, неформально был фактически «поражен в правах» во всех сферах своей деятельности!

- Я благодарю Отца своего за его, хотя и очень тяжелую, но прекрасную и достойную жизнь и стараюсь быть на уровне удивительного примера его мужественной, морально безукоризненной  жизни.

Примечание:

1) « … для подержания дальнейшего в тех местах спокойствии оставлен в селении Казанищах отряд из 6-ти рот Куринского пехотного полка с 4-мя орудиями и сотнею казаков; к коим сверх того может присоединиться, по мере надобности и усмотрению отрядного начальника, ополчение народной конницы и пехоты из шамхальцев и мехтулинцев, около 2 тысяч человек». (Из Докладной Главнокоманд. Отд. Кавказским корпусом гр. И.Ф.Паскевича. 21 мая  1831 г. - В кн. «Материалы по истории Дагестана и Чечни». - М-кала, 1940 г., т.3, стр.351).

 

  Амин Ибрагьим Бамматули,

гор. Анжи-Къала,

1 марта 2014.


Материал дается в авторской редакции.

Размещено: 09.09.2014 | Просмотров: 1631 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.