Кумыкский мир

Культура, история, современность

Народ, который не поёт

Маймусат Коркмасова об особенностях национального вокала

Заигрывая с публикой

Можете ли вы себе представить щедрое и самобытное грузинское застолье, без потока мудрых и веселых тостов, а главное без завораживающего, словно эхом отзывающегося с гор хорового пения. Если сравнить родное дагестанское пиршество с грузинским, несомненно, в них есть немало схожего. Наши столы также ломятся от обилия угощений, мы также искренне радуемся любому новому гостю и тосты у нас звучат не менее вычурные, но вот хоровых песен, исконно народных, наполняющих сердце добротой, чувством родства и близости с теми, кто сидит рядом с тобой, мы почти не слышим. Как правило, на всех наших малых и больших торжествах, из динамиков несется барабанная дробь и звучат не всегда «живые» и вовсе не божественные голоса звезд и звездочек местной эстрады. Безвкусица, исполнение под фонограмму, перепевки, откровенный плагиат – так отзываются о современном вокальном эстрадном искусстве многие дагестанцы, что, впрочем, отнюдь не отбивает у них желания, регулярно посещать концерты тех самых музыкальных «небесных светил». Бытует мнение, что нынешняя эстрада напрочь отбила желание у зрителей слушать серьезную национальную музыку и песни. Насколько обоснованны подобные суждения? Об этом сегодня мы беседуем с Заслуженным деятелем искусств РД, директором музея «Истории театра» Маймусат Арсланалиевной Коркмасовой.

фотоДагестанская эстрада переживает не лучшие времена. Существуют многочисленные студии, где хорошо поднаторевшие в аранжировках кустари, как правило со средним музыкальным образованием, штампуют при помощи синтезаторов и прочей электроники не отличающиеся оригинальностью, непрезентабельные мелодии. Это поколение каких-то ремесленников от музыки, выросшее в смуте и хаосе 90-х годов.

Ведь сегодня непонятно, кто решает, какая музыка, песня должна звучать на телевидении, радио. Высокой поэзии у нас никто не отменял. Она существует. Просто раньше композитор, настоящий композитор, с высоким пониманием своей задачи, искал подобные тексты и находил. Сегодня такая поэзия не востребована. Главное улавливать и потакать вкусам публики, заигрывать с ней, они откровенно чураются быть выше вкуса публики, считая, что это непременно скажется на кассе.

Слушая российских исполнителей, мы нередко возмущаемся, и в большинстве случаев вполне справедливо, низким уровнем текстового и музыкального качества песен. Но я вам скажу, что некоторые наши исполнители, их во многом перещеголяли. Непозволительно вульгарно, пошло и примитивно звучат их песни, да и манера держать себя на сцене оставляет желать лучшего. В советские годы был ценз высокий и были всякие препятствия против такой серости и пошлости. Сейчас этого нет.

Мы бездумно, одним махом отказались от всего нашего прошлого. Я помню вопиющий случай как в 90-х годах, после разорения единственного в республике Литературного музея, на улице, напротив здания музея, под открытым небом, огромными кипами сиротливо валялись бесценные уникальные рукописи. Как-то рядом с этой свалкой проходила близкая родственница Готфрида Алиевича Гасанова и она совершенно случайно заметила написанные его рукой нотные книги и подобрала их. А ведь он по праву считается основоположником нашей музыкальной культуры.

Фольклор – это не одни танцы

фото– Большая часть современных дагестанских эстрадных песен звучат под старинные танцевальные ритмы. Видимо композиторы, не желая утруждать себя сочинительством новых мелодий, «черпают вдохновение» в старинном музыкальном фольклоре. Но почему только этот ритм? Неужели в нашем музыкальном наследстве ничего кроме лезгинки нет?

У нас настолько богатый музыкальный фольклор-многообразный, интересный... В нем огромное количество жанров. Я уже 5 лет подряд специально, даже зная, что не пройду с темой фольклора, подаю заявку на получение президентского гранта. Я 15 лет ездила по горам, собирала этот материал. Он у меня весь записан на магнитопленке и мне нужно время и условия, чтобы перенести все это музыкальное богатство на ноты, издать сборники музыкального фольклора разных народов Дагестана. Ведь удивительно, при богатейших направлениях фольклорной жизни в прошлом, сегодня в республике нет ни одной организации, которое занималось бы музыкальным фольклором – изучала, сохраняла, издавала. У нас есть Академия наук, но в ней нет специалистов, которые профессионально занимались бы музыкальным фольклором. И стоит ли удивляться, что у нас такая эстрада, если она не питается от истинной народной музыки и песни, полностью утеряла связи с ней.

Я всегда, когда имелась возможность, во всех своих публичных выступлениях говорила, о том, что наше музыкальное образование, на всех уровнях, надо строить на национальной культуре. Ведь Готфрид Алиевич именно из таких позиций исходил и благодаря этому выросло целое поколение замечательных композиторов: ШирваниЧалаев, Казбек Шамасов, Камиль-паша Алескеров и другие, воспитанные без отрыва от народных традиций, с учетом и сочетанием конечно академических основ музыки. Позже, власть культурная, стала предлагать схемы для обучения, где практически игнорировался музыкальный фольклор и народная манера исполнения песен. В дагестанской музыкальной школе учили детей также как скажем в Рязанской школе, забыв о том, что есть огромная литература для детей, подготовленных нашими композиторами. Можно было строить образование, играя и музыку Баха, и Майкапарра, и одновременно Чалаева. Все это делать в синтезе.

У нас имеется свой профессиональный Союз композиторов. Насколько велика ее роль в становлении национальной эстрады?

Союз композиторов никак не влияет на эти процессы. На заседаниях союза не бывают ни Кажлаев, ни Чалаев. Впрочем и я там редкий гость. Мне невыносимо слышать тот «детский» лепет, который там звучит. Профессиональный уровень тех, кто сегодня подвизался при союзе низок, в большинстве своем это самодеятельные авторы, не имеющие классического образования. Да и нравственная обстановка в этой организации, вызывает много вопросов. Члены союза сами себе устраивают рекламу, юбилеи, приписывают себе несуществующие заслуги. Несерьезно все это. Мне там очень некомфортно.

– А что вы могли бы сказать о деятельности дагестанской филармонии? Воспитывает ли она у слушателей интерес к серьезной национальной музыке?

Сегодняшняя филармония занимает откровенно антидагестанскую позицию. Я не боюсь этого сказать. Если оркестр и обращается к дагестанской музыке, что происходит довольно редко, то делают это так халтурно, формально, что зрители уходят с концертов возмущенными до крайности. На днях, например, было официальное открытие Года культуры в республике. Оркестр филармонии играл всякую музыку, но как всегда полностью игнорировал дагестанских авторов. Почему бы не сыграть замечательную, очень оптимистичную музыку нашего классика Мурада Кажлаева.

– Как Вы думаете, почему мы не поем как грузины в застолье?

Недавно я встретила композитора Хизри Батыргишиева и он с горечью показал мне письмо, в котором уведомлялось о закрытии, возглавляемого им долгие годы, Карабудахкентского мужского хора. Во всем Кавказе, во всех республиках есть хоровое национальное пение, а у нас все делается для того, чтобы задушить это направление.

Я, в конце 80-х годов, поехала в Армению, в командировку и оказалась в кругу своих друзей, бывших сокурсников по Ленинградской консерватории. Мы собрались большой-большой кампанией и всю ночь напролет веселились. Мои друзья пели замечательные армянские песни. Наутро у меня был самолет. Уже перед самым рассветом меня попросили спеть наши мелодии. Я готова была провалиться от стыда сквозь землю, я не смогла спеть ни одной песни на своем родном языке. Я это запомнила навсегда. И не для собственного оправдания, а как констатация факта, с горечью скажу, что многие дагестанцы, оказавшиеся тогда на моем месте, не сразу бы вспомнили мелодию и слова какой-нибудь родной песни. У нас, к сожалению, не сохранились песенные традиции.

– Неужели мы не сумеем сохранить наш музыкальный фольклор?

Кавказ своей музыкальной, и не только музыкальной, самобытностью, всегда высоко нес свои духовные ценности. Мы всегда отличались высоким уровнем самосознания, самоощущения, всегда выделялись от остального мира своей пассионарностью. Я очень надеюсь, хочу верить всей душой, что наши народы, осененные вот этой великой энергетикой, сумеют преодолеть все невзгоды и мы непременно придем опять к нашим национальным истокам и наши замечательные песни вновь будут радовать сердца.

Досье: Коркмасова Маймусат Арсланалиевна, искусствовед, кандидат наук. В 1974 г. окончила теоретико-композиторский факультет Ленинградской государственной консерватории им. Н.А Римского-Корсакова. С 2000 г. возглавляет музей «Истории театров» Министерства культуры РД. Автор двух монографий и более 100 научных и научно-популярных публикаций. Член Союза композиторов России с 1990 г.

Размещено: 25.01.2014 | Просмотров: 3540 | Комментарии: 2

Комментарии на facebook

 

Комментарии

gazel65 оставил комментарий 06.04.2014, 12:43
Comment
Добрый день, Маймусат!Как дела? Как сын?
Как Папу? Все правильно пишите. Исламизация и арабская маскультура приводят к деградации нашей молодежи. В течение 5 лет ищу в магазинах СД с песнями Бурлият Ибрагимовой, безрезультатно. Такую певицу мало кто знает из молодежи. Есть ли у Вас ее записи? Я бы переписала.
С наилучшими пожеланиями, Нурия.
atolu оставил комментарий 28.04.2014, 16:59
Comment
gazel65, хватит демонстрировать своё невежество и то, как вам совок мозги промыл!
Хвала Аллаху, что молодежь возвращается к своей религии, к религии её великих отцов, которые были возвышены благодаря приверженности ей и которые оставили неизгладимый след в истории!
А деградировали как раз таки те, кто забыл свою религию, но зато знает, кто такая Бурлият Ибрагимова(которая элементарно къумукъ эдепге герё гийинип бажармай, ярты ялангъач сагьнагъа чыгъагъан уятсыз зат, и какой в ней пример для наших девушек, адаршай сизге.й) и это, к сожалению- львиная доля нынешнего старшего поколения! Что принесло своему народу это поколение?! Скажу: благодаря ему, молодежь элементарно не знает свою историю, язык, эдеп-къылыкъ, оьзденлик! Кумыкский народ потерял множество своей исконной территории, и это самое поколение только и дело, что говорит о необходимости возвращения этих земель, но все это остается на уровне разговоров, делать ничего никто не хочет! Вся эта продажная "интеллигенция" в виде историков, писателей, работников театра и эстрады и т.п. ничего хорошего нашему народу не принесла! Тут все вопрошают: А в чем причина?! Причина в вас, плюнувших с победой большевиков на свой народ и его религию, историю, язык, обычаи, самосознание!
Я могу ещё долго об этом писать, но скажу напоследок ещё раз: оставайтесь в своем совковом мире в одиночестве, пожалуйста, не надо в это тянуть остальных!

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.