Кумыкский мир

Культура, история, современность

Кумыкские Бурчебии и мамлюки Египта

рис

Карл Верне.
Мамлюк-кавалерист. 1810г.

В свое время первый кумыкский русскоязычный историк майор Д.-М. Шихалиев (1811– не ранее 1872) связывал с послехазарской историей Кумыкской плоскости упоминание в предании «каких-то князьков Бурчебий (блоха-князь, или князь блох), которые жили на том месте, где находится Байрам-аул…»[1]. Речь, по всей видимости, идет о представителях половецкой орды Бурчевичей. Она, по мнению С.А. Плетневой, занимала господствующее положение в Приднепровском регионе[2], Н.А. Баскакова[3] – Донецком. Вместе с тем в обоих регионах еще в домонгольскую эпоху сохранялся булгарский компонент, постепенно утрачивавшийся в результате смешения с огузами на западе и кыпчаками на востоке[4].

На смешанный кыпчакско-булгарский (команско-кумыкский) характер этого рода может указывать, с одной стороны, кыпчакское звучание имени одного из его представителей – Аклан, отложившееся в древнерусских источниках[5]. С другой – булгарские признаки имен других известных его представителей, как, в частности, имя одного из относящихся к Бурчевичам героев «Слова о полку Игореве» (1169, 1185, 1193гг.) ГЗАК: КЪЗА ~ ХОЗ ~ КОЗА ~ ГЗА ~ ИЗАЙ БИЛЮКОВИЧ. Все это говорит о формировании данного рода на булгарском этническом субстрате ввиду отмеченных вариантов его локализации в Приднепровье или на Донце и даже Кубани – исторических пределах Белой (западной) и Черной (восточной) Кумании. С этим субстратом представляется возможным связать и Куманское царство, еще упоминавшееся в 1254г. в нынешнем Дагестане после завоевания его монголами[6].

Вместе с тем род Бурчевичей, известный и в летописном, имеющем также отношение к кумыкам Дагестана контексте «Слова о полку Игореве»[7], обычно относится к числу кыпчакских племен. Кроме вышеупомянутой Ипаьевской летописи (1185 и 1193гг.), он был также упомянут под вторичным, возможно, огузированным (-ч->-дж-) названием Бурджоглы в летописи, составленной при мамлюкском эмире Бейбарсе (1260-1277), но обнародованной Ан-Нувайри[8] в 1332г., т.е. в XIVв., там же, в Египте. К этому роду могла относиться вторая династия мамлюкских султанов – «Бурджиты» (1382–1517), якобы названная по цитадели (аль-Бурдж, в египетском произношении бург) Каира, в которой султан Калаун (1280–1290) поселил мамлюков[9].

При этом вторая мамлюкская династия Бурджи традиционно именуется «черкесской» и правила Египтом до того, как Мамлюкский султанат с принадлежавшими ему владениями вошел в состав Османской империи. Основателем династии считается Баркук (1382-1389, 1390-1399) – выходец из Черкесии. Однако в ней еще в конце XIV– XVвв. было представлено тюркско-булгарское население[10], что позволяет возвести его имя к самоназванию проживавших там же, например, в Карачае, брагунцев – barγu-q, где -q – тюркский этнонимический показатель множественного числа, ср.qum-uq[11], а самих бурджитов, как было показано в предшествующем изложении, потомками Бурче-биев.

С Бурчевичами и соответственно с Бурчебиями мог быть связан и знаменитый мамлюкский султан Египта и Сирии Бейбарс (1260-1277), который вместе с султаном Калауном, по данным биографии последнего, был из рода Бурджоглы, но традиционно считается представителем первой династии бахритов[12] (1250–1390). Ее связывают с островом ар-Рауда на Ниле, который в прошлом часто называли аль-бахр (по-арабски «море»), где первоначально находилась их казарма.

Кроме того, по версии Ан-Нувайри, Бейбарс являлся выходцем из кыпчакского рода c вариантами чтения его названия Берели и Бёрили, последний из которых отождествляется с тюркским названием волков. Известно также его чтение с арабским определенным артиклем – ал-Бурли[13], что дает основание для его отождествления с вариантами Бурчевичи /Бурджоглы~Бурны~Бурнович, а также Бурчаклы~Бурджаглы~Бурчевичи[14], хотя у Ан-Нувайри оно было отмечено как наименование одного из кыпчакских племен наряду с другими, включая Бурджоглы[15]. Это свидетельствует о том, что Бурчевичи/Бурджоглы могли быть представлены в Египте и в составе мамлюков первой волны, будучи связанными тем самым и с кумыкскими Бурчебиями.

По общепринятой версии, получившей отражение в энциклопедии Британика, Бейбарс родился в Дешт-и-Кипчаке к северу от Чёрного моря[16], где, в Приднепровском регионе, согласно С.А. Плетневой (см. выше) локализуется род Бурчевичей. На связь с рассматриваемым ареалом указывает и локализация кыпчакского племени, к которому принадлежал Бейбарс, к западу от Итиля-Волги.[17].

Название же этого рода в вариантах Бурчаклы~Бурджаглы~Бурчевичи возводится, с одной стороны, к burčaqly/burdžaqly «имеющий бобы ~ обладающий тамгой в виде боба» (характерной для знамени Мамлюкского султаната – см. в предшествующем изложении). С другой – «обладающий тамгой в форме угла»[18] > burčaqly/burdžaqly>budžaq «название родового объединения ногайцев» (Буджакской (с ХVв.) Орды, располагавшейся в южной части междуречья Дуная и Днестра пределах Крымского ханства, где в ХVIIв. поселились также ногайцы, бежавшие от нашествия калмыков)[19].

Последняя – «угол» – тамга – известна ак– и караногайцам как обозначение рода Кыпчак[20], крымским татарам (ногайцам) – просто как иргаклы («крюк, крючок») – тамга[21], что может указывать на ее привнесение в Крым ногайцами, продвинувшимися в его северную часть ХV-XVI вв., когда в его пределы уже переселились кумыки-брагунцы с Центрального Кавказа[22]. Этот же род – Кыпчак – мог продвинуться и в Буджак, наименование которого («угол»), вероятно, отражает название его тамги.

Другой – Бурч – вариант этого обозначения мог отразиться в уже упоминавшемся названии древнего булгарско-кыпчакского рода Бурчевичей (кум. Буьрче-бий), символом которого стала вышеназванная тамга, распространившаяся вплоть до Крыма, в ойконимии которого установлено три случая отражения этнонима бурчи[23]. Вполне вероятно и то, что именно древние кумыки и карачаево-балкарцы периода северокавказской куманской общности, оформившейся после окончательного разрушения Хазарского каганата в 1050г.[24] стали основателями обеих мамлюкских династий (Бахриты и Бурджиты) в Египте. Причем, прежде всего, будущие, переселенные в 1619г. Султан-Мутом в район Эндирея брагунцы Северного Кавказа, где еще на карте России Гесселя Герритса 1614г. на Таманском полуострове отмечается «Царство Кумыкии»[25]. К числу других свидетельств последнего предположения следует отнести и уже упоминавшуюся тамгу на знамени Мамлюкского султаната, восходящую к кумыкской традиции.

Кроме того, для уже упоминавшегося древнекумыкского субэтнонима Анж-оглы, который возводится к andžaq ~ ančaq «лунка», предлагается отождествление с аналогичной тамгой[26], хотя, в принципе, оно имеет иную, более убедительную этимологию[27], но речь, по всей видимости, идет об интерпретации данного названия в традициях т. н. «народной этимологи». Непосредственные аналогии в кумыкской традиции находит и другая этимология вышеупомянутого субэтнонима – от an «тот, то, что подальше»[28] + džaq «сторона» + ly > andžaqly «те, кто находятся по ту сторону; те, кто находятся дальше». В ее основу кладется признак распределения на две противоположные стороны нахождения (берегам реки, воинским флангам и проч.)[29]– в нашем случае, Сулак, на западном (левом) берегу которого упоминаются Бурчебии (см. в предшествующем изложении), восточном (правом) – исторический Анжи.

Показательно, что у кумыков (речь идет об отмеченном еще М.Б. Лобановым-Ростовским[30] их разделении (ари/бери якъ) по берегам той же р. Сулак (кум. Солакъ) оно могло возникнуть в золотоордынскую эпоху, когда завершается их кыпчакизация, и усилиться в позднем средневековье, когда в нижнем Терско-Сулакском междуречье начинают расселяться ногайские племена[31]. Именно у них, начиная с беклербекства Идегея в конце XIVв., а также, что показательно, в Крымском ханстве золотоордынская войсковая триальная (крыльевая с центром) структура преобразовалась в дуальную (онг «правый» и сол «левый»), которая сохранялась долгое время у некоторых тюркских и монгольских народов[32].

Причем первоначальная триальная система была представлена у мамелюков, если принять во внимание известные сведения о том, что «построение армии мамлюков на поле боя было традиционным, с центром и двумя флангами». К другим свидетельствам их тюркской военной организации следует отнести и то, что «конница мамлюков была обучена маневрированию, ложным отступлениям и прочим приёмам». Показательно, что «все мамлюкские офицеры имели земельные участки-ирты», которые «не передавались по наследству и, будучи собственностью султанов, выдавались в условное владение». Кроме того, «эмиры-сотники командовали отрядом в 1 000 воинов и имели отряд личной охраны в 100 воинов. Эмиры сорока командовали отрядом в 100 воинов, их личная охрана насчитывала 40 человек. В мамлюкской армии имелась также должность эмира-десятника»[33].

Поэтому, а также прежде всего в связи с предшествующим изложением нуждается в существенной корректировке такое общее место значительного числа интерпретаций термина мам(е)люк как, например, «военная каста в средневековом Египте, рекрутировавшаяся из юношей-рабов тюркского (кыпчаки) и кавказского (?!) происхождения»[34]. Его конкретное, исторически достоверное наполнение может быть достигнуто на основе специальных исторических изысканий, каковые представляются в указанной связи достаточно актуальными


[1] Шихалиев Д.М. Рассказ кумыка о кумыках.– М., 1993. – С.22 (впервые опубликовано в газете «Кавказ»// Тифлис, 1848, №№ 37-44). Расположено к северо-востоку от нынешнего города Хасавюрт недалеко от западного берега реки Сулак (см. в последующем изложении).

[2] См. Энциклопедия «Слова о полку Игореве».– СПб., 1995. Т.1 

[3] Баскаков Н.А. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве».-М.,1985.-С.71, 82.

[4] См. Гусейнов Г.-Р. А.-К. История древних и средневековых взаимоотношений языков Северо-Восточного Кавказа и Дагестана с русским языком. – Махачкала, 2010.-С. 53.

[5] Оно образовано сложением общетюрк. aq «белый, честный»+ ulan «юноша, мальчик» (см. Баскаков Н.А. Указ.раб. С.80.), но с редукцией гласного -u– первого слога, характерной для кыпчакских языков (Щербак А.М. Сравнительная фонетика тюркских языков. – Л., 1970. – С.63), что до сих пор имеет место в казахском ŭlan (Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков.– М., 1974. – С.411).

[6] См. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Указ. раб.– С. 61-64.

[7] В Ипатьевской летописи под 1185 и 1193гг. :«Игорѧ же бѧхоуть ӕли Тарголовє моужь . именемь Чилбоукъ . а Всеволода брата єго . ѧлъ Романъ . Кзичь . а Ст҃ослава Ѡлговича . Єлдечюкъ въ Вобоурцевичехъ (вариант – въ вобоурьчевичех, где во– редуплицированный предлог, при Боурчевича/Боурчевичи там же под 1193г.),. а Володимєра . Копти в Оулашевичихъ» (litopys.org.ua/ipatlet/ipat.htm). Здесь Таргол-овє <*Tarγu-lu «Таргъу»– кумыкский ойконим, известный с VIIв. (см. Алиев К.М. Таргу-наме.– Махачкала, 2001.-С.271), булгарский по происхождению (<пратюрк.*tura «укрытие, крепость» – см. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков.– М.,2001.-С.486), как и другое, также упоминаемое у Ан-Нувайри название кыпчакского племени Анжоглы (Ушницкий В.В. Средневековые народы Центральной Азии (Вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен).– Казань, 2009. – С. 46). Данное племя также является, по всей видимости, булгарским по происхождению, если иметь в виду явную связь его названия с кумыкским ойконимом Анжи (<*Анчи ), известным еще в эпоху арабо-хазарских войн VII-VIIIвв. (см. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Об ойкониме Анжи // Вести Кумыкского научно-культурного общества.– Махачкала, 2002-2003. Вып.8-10), чем еще раз подтверждается широчайший ареал распространения древнекумыкских булгарских племен еще в ХIIв. При этом обращает на себя внимание упоминание в обоих названиях формы оглы «ребенок, дитя», «мальчик», «молодой человек», характерной именно для мамлюкско-кыпчакского языка (см. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. – М., 1974. – С.411) Однако вместе с тем представляется не вполне обоснованным мнение о том, что в данных, прежде всего цокающих, вариантах субэтнонима Бурчевичей имел место перебой ч/дж/ц/ш, характерный для таких западных тюркских языков, как караимский, карачаево-балкарский и азербайджанский (Гаркавец А.Н. Бейбарс // Вопросы тюркологии.– М., 2010. №1. – С.75). Дело в том, что аналогичное явление имеет место в другой части рассматриваемой летописи, в которой под 1152г. назывются Токсобици (вариант-токсобичи), где цоканье имеет место не в собственно тюркской корневой, но в русской аффиксальной части. Это позволяет полагать, что данное явление характерно для самого источника, так как, по известному предположению А.А.Шахматова, Ипатьевская летопись была создана в Пскове (http://http://ru.wikipedia.org/wiki/Ипатьевская_летопись) с характерным для него русским цокающим диалектом.

[8] См. Ушницкий В.В. Указ. раб. – С. 46. Прибывшие в Восточную Европу половцы-кыпчаки занимали еще в 1152г., по данным той же Ипатьевской летописи, земли между Волгой и Днепром, затем начали проникать на Северный Кавказ, но в дозолотоордынскую эпоху область их расселения ограничивалась здесь его северо-западной и центральной частью (см. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Указ. раб. – С.61, 62). Отмеченная огузская черта могла быть обусловлена отражением известного воздействия ассимилированных огузских языков на половецкий в Дешт-и-Кипчаке (см. Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. – М.,1969. – С.273) либо влиянием на речь кипчаков, захваченных в Средней Азии, туркменских диалектов со все более усиливавшимся их влиянием, отразившимся в памятниках мамлюкско-кыпчакского языка с ХV века. Не исключено, что в силу отсутствия в арабской графике буквы, передававшей [ч], чтение [дж] могло быть обусловлено слабой упорядоченностью орфографии, при которой [ч] могло передаваться буквой «джим» (см. Наджип Э.Н., Благова Г.Ф. Мамлюкско-кыпчакский язык // Языки мира. Тюркские языки.– М.,1997.– С.75, 76), чем, в принципе, снимается традиционно возведение мамлюкской династии Бурджитов (см. в последующем изложении) к араб. бурдж «крепость».

[9] krugosvet.ru.

[10] См. Гусейнов Г.-Р. А.-К. О тюркско-булгарском населении Северо-Западного Кавказа XVвека по топонимическим и этнонимическим данным // Вопросы тюркологии.– Махачкала, 2010. №6.

[11] Надо полагать, что не случайно тамгообразный знак на желтом знамени Мамлюкского султаната из Каталанского атласа (см. ru.wikipedia.org/wiki/Мамлюкский_султанат) (1375г.) совпадает с тамгой карачаево-балкарской фамилии Бабаевых-Бабалары (см. httр://lib.elbrusoid.com/details.php?i.), обнаруживает близость к кумыкским – тамге рода Кумыковых в Кабарде и тамге Чопалау («на лошадях персидской породы»), сходной с изображениями на сосудах из Саркела (см Алиев К.М. Тамга-знаки Дагестана. По материалам кумыков и их предков // Вести Кумыкского научно-культурного общества. – Махачкала. 2002/2003. Вып.8-10. – С.68,72,73) и совпадающей с бесленеевской (западноадыгской) тамгой №№65, 66 (Аджи, Аджикул) с тем же названием. Она близка к кабардинским тамгам №№94, 95 (Алакай / Алэкэй), 1199 (Маремкул / Мэремкъул), 1474 (Тлостаналий / Лъостэнэлий) и абхазской №113 (Джопуа, Члоу и община Моквы) (см. ethnic-cinema-country.ru/kg-8/). Все эти фамилии при неясности генезиса абхазской фамилии Джопуа (Джонуа) из сс. Члоу и Мокв Очамчирского района Абхазии (см. ru.wikipedia.org/wiki/Члоу) имеют тюркско-мусульманский характер, за исключением Тлостановых. Однако и они в 70-ее гг. XVI в.были в числе служивших кумыкскому шамхалу Чопану (ср. выше тамгу Чопалау) знатных родов в Кабарде (см. httр:// kumukia. ru / modules. php? Name = Pages&p.)

[12] См. Гаркавец А.Н. Указ. раб.-С.73.

[13] Там же .- С.70, 71. С ними связываются также отперлю-еве/оперълю-еве из Ипатьевской летописи под 1152г., где первое написание – графический вариант анлаута, и ольберы «Слова о полку Игореве». Они считаются названием черноклобуцкого родового подразделения или возводятся к наименованию племени, но без учета отмеченного негубнго чтения анлаута и его интерпретации в качестве артикля – ölberlik/ölberi-/ölberli/ölberlü у мусульманских авторов XIII-XIVвв., в т.ч. у Ан-Нувайри. Это племя относится к восточным кипчакам, мигрировавшим из Центральной Азии в первой четверти XIIв. и именуемым в летописях «дикими половцами». Одним из его вождей был известный «эмир из народа кипчаков, из племени олбурлик» Бачман, который погиб в 1236г. на берегах Волги в сражении с монголами, а остатки племени, «короли» которого еще упоминаются в 1262г., были включены в монгольское войско и переселены в Китай (см. Энциклопедия «Слова о полку Игореве».– СПб., 1995. Т.1).

[14] Баскаков Н.А. Указ. раб. – С.78, 129.

[15] Ушницкий В.В. Указ. раб. – С.46. Оба варианта – Barali и Бурли – могут быть, в принципе, беспрепятствнно увязаны с самоназванием кумыков-брагунцев – *бараанлы / *бораанлы ( > Баралы / *Боралы > Бурлы), как, в принципе, и с субэтнонимом бахрит, в котором могло отложиться более раннее звучание рассматриваемой формы, если принять во внимание известность среди кыпчаков племени баргу (barγu) / барку (barqu) (см. Ушницкий В.В. Указ. раб. С.78). В этом случае при допущении метатезы (перестановки) и в силу глубокозаднезычного характера арабского фрикативного [г̣̣̣] тюркский [γ] мог быть передан через ближайший арабский [х].

[16] См. wikipedia.

[17] Также полагают, что Бурчоглы/Бурджоглы «название новообразованного родоплеменного объединения Бурчевичей, названного по имени вождя, а Берели, Бёрили, Бёрюлю – либо древнее наименование определенного рода в составе этого объединения по месту исхода (ср. названия рек Белая Берели и Черная Берели на Алтае…), либо новое – по месту кочевания Бурчевичей на реке Волчьей, левом притоке р. Самары, левого притока Днепра» (Гаркавец А.Н. Указ. раб. С.77-78). При этом показательно совпадение названия р.Самары с аналогичным наименованием притока р.Волги, где располагается г.Самара, но в условиях, когда исходная форма этого гидронима отложилась в названии р.Самур в нынешнем южном Дагестане и ст.-кум.самур(лар) «исток(и) реки (см. Гусейнов Г.-Р.А.-К. История древних и средневековых взаимоотношений языков Северо-Восточного Кавказ и Дагестана с русским языком.. – С.38).

[18] См. Баскаков Н.А. Указ.раб. С.73, 78, 129.

[19] См. wikipedia.

[20] Баскаков Н.А. Ногайский язык и его диалекты.– М.-Л., 1940.– С.133, 139.

[21] См. httр://timerbek.narod.ru/003.html.

[22] См. Гусейнов Г.-Р. А.-К. История древних и средневековых взаимоотношений языков Северо-Восточного Кавказ и Дагестана с русским языком.– С.77.

[23] Бушаков В.А. Тюркская этноойконимия Крыма Электронный ресурс. / В.А. Бушаков. — Режим доступа: http://www.turkolog.narod.ru/info/I24.htm.

[24] Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков.– М.:Наука, 2002.-С.736.

[25] См. Алиев К.М. Кумыки. Имя, история, идентитет.– Махачкала, 2011.-С.41.

[26] См. Баскаков Н.А. Указ.раб.– С. 78, 129. Она обнаруживается в первую очередь в числе карачаевских – род Теке (см. Алиев К.М. Тамга-знаки Дагестана. – С.75) и балкарских – №273 (см. Лавров Л.И. Кавказские тамги. – Нальчик, 2009.– С.23), а также кабардинской (№1006) рода Кияс, КIасэ и абхазской (№167) – Кяхир-ипа (Бения), Блабурхв, Отхара (см. ethnic-cinema-country.ru/kg-8/). Название первого из них (Кияс, КIасэ) носит, вероятно, позднейший характер ввиду возможности его возведения к араб. кияс «сравнение, аналогия».

[27] См. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Об ойкониме Анжи.

[28] Ср. обще-, межтюрк. аңры «по ту сторону, туда, дальше» (см. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков.– М., 1974. – С.157).

[29] Баскаков Н.А. Указ.раб. – С.73.

[30] «…Они различают себя прозванием заречных, которое взаимно дают друг другу» (Лобанов-Ростовский М. Б. Кумыки: их нравы, обычаи и законы. Описание гражданского быта кумыков 1843 года.– Махачкала, 2002.– С.19).

[31] См. у Д.-М. Шихалиева (Указ. раб.-С.22-23, 86) о располагавшихся на Кумыкской плоскости карагачских ногайцах и связанный с ними комментарий С.Ш. Гаджиевой под №18.

[32] Кушкумбаев А.К. Крыльевая система в Улусе Джучи//Золотоордынское наследие.– Казань, 2009. -С.100. К этой же эпохе, по всей видимости, относится севернокумыкское имя Идик, восходящее вместе с Идеге к др.-тюрк. ыдыкъ «священный» (см. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. – С.649).

[33] ru.wikipedia.org/wiki/Мамлюки. Все это соответствует известным общетюркским воинским званиям *on bašy, *qyrq bašy, *jüz bašy, наиболее показательным и специфически тюркским среди которых является qyrq bašy «эмир сорока», а ирт отвечает, по всей видимости, тюрк. *jūrt «участок земли на кочевье, племенная территория» (см. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков.– C.490, 567, 568).

[34] ru.wikipedia.org/wiki/Мамлюки.


Опубликовано: Тюркские кочевники Евразии (кимаки, кипчаки, половцы…). Казань, 2013. - С.175-185.

Размещено: 13.01.2014 | Просмотров: 2852 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.