Кумыкский мир

Культура, история, современность

Когда в 1917-м Россия воспряла ото сна

Когда в 1917-м Россия воспряла ото сна


Мусульмане заговорили лозунгами европейской демократии и французской революции на всех своих родных языках, впервые начали выходить многочисленные газеты. Среди них и газеты «Мусават» (Равенство, Равноправие) на кумыкском, «Заман» (Время) на аварском, а в Баку – газета «Известия комитета бакинских мусульманских общественных организаций».


Последняя выходила на русском, но стала революционным рупором мусульман всей России.   Газета эта была приложением к общественной-политической и литературной газете «Каспiй», выходившей с 1881 года. Главным редактором «Известий» был литовский татарин из знатного рода, юрист Александрович Алей Адамович (1882- ?), а временами ее редактировал публицист Джейхун Дагестани (Гаджибеков). Сотрудничали в этой газете Мехмет-Эмин Расул-заде, Хайдар Баммат (ов) и Мирсаид Султан-Галиев, вошедшие в политическую историю ХХ века как выдающиеся политические деятели и мыслители.

 

Я просмотрел некоторые ее страницы, ощутив громкий пульс той гулкой революционной эпохи. И теперь предлагаю с ними ознакомиться нашим читателям, но прежде хочу выразить свою искреннюю благодарность и признательность доктору исторических наук, профессору Ираде Багировой, любезно предоставившей в мое распоряжение эти бесценные для нашей истории архивные материалы.

 

Каков наш национально-политический идеал?

 

«Известия» комитета являются первым органом мусульман на русском языке на Кавказе после мартовской революции. Редакция, приступая к служению   делу защиты завоеванной свободы и упрочения нового строя, находится перед лицом важнейших вопросов, как общественных, так и национальных, политических и культурных. Будучи органом мусульманским, «Известия» посвятят свои строки преимущественно второй задаче. Несмотря на то состояние, в котором находилось при царском правительстве народное дело мусульман, несмотря на их дезорганизованность, приниженность и безгласность, революция одухотворила их великими идеями и сознательной волей к достижению и упрочению свободы в стране в соответствии со своими демократическими идеалами.

 

Приступая к служению народному делу, мы считаем необходимым быть самостоятельными не только в вопросах национальных, местных, но также и в общегосударственных. Нет сомнений, что первые вопросы, местные, всегда представляют наибольший и ближайший интерес в крае. Однако общегосударственные вопросы всегда будут представлять не меньший интерес. Если мы примем во внимание, что мусульмане заселяют огромную территорию страны, что численно они первые после русских, то такой интерес к общегосударственным вопросам не требует дальнейших пояснений. Поэтому нам необходимо быть самостоятельными в наших взглядах. Более того, нам необходимо эмансипироваться от гегемонии столичной прессы и занять такое положение, при котором наш голос был бы авторитетным и заслуживающим всякого внимания.

 

Защищая интересы демократической, совершенно не дифференцированной массы мусульманских народностей, объединенных культурно и исторически, мы всегда будем солидарны с истинно демократическими политическими партиями страны, давшими нам свободу, в борьбе за демократическую свободу, в борьбе за демократическую республику. Мы никогда не забудем, что конституционно-буржуазный строй в парламентских странах ничего не дал таким же мусульманам, как и мы. Примером тому служит Англия, Франция. Империалисты у нас в России не могут быть нашими друзьями.

 


 

Мы верим, что Временное правительство сохранит верность демократическим идеям, и, поскольку оно будет последовательно, мы приложим все наши усилия к поддержанию его. Лучшей гарантией нашего доверия Временному правительству мы считаем его согласие с советом рабочих и солдатских депутатов и неукоснительное проведение в жизнь принципов декларации 6 марта. По вопросу о войне мы будем последовательны согласно изложенным демократическим принципам.

 

Наш национально-политический идеал – демократическая республика на территориально-федеративных началах.

 

В борьбе за национально-политический идеал мы считаем необходимым объединение мусульман России. Мы принадлежим к единой культурно-исторической семье народов, связанных, за малыми исключениями, также единым языком; будучи в одинаковых исторических и культурных условиях, мы самоопределяем себя как коллектив. Ради наилучшей защиты наших интересов, ради обеспечения полного и всестороннего возрождения жизни мусульман мы будем стремиться к духовному взаимному общению и солидарности в народном деле. Другие национальности, верные демократическим идеалам, мы будем считать нашими друзьями и стремиться к полной солидарности с ними в политический и культурной работе.

 

Хотя вопросы политические и национальные в данный момент доминируют в текущей жизни мусульман, мы все же находим одним из существенных вопросов момента – вопрос социальный, земельный и рабочий. Наше население в деревне и немногочисленный рабочий класс ждут ответа на свои неотложные нужды. Мы считаем своей задачей содействовать организации трудящихся масс, защищать их интересы согласно национально-демократическим идеалам. Земельному вопросу мы всегда будем уделять особое внимание для выяснения всех деталей его в Закавказье.

 

Но не только рабочие и крестьяне мусульмане не организованы. Демократические лозунги мусульман, гарантирующие их интересы, для своего осуществления требуют огромной работы для того, чтобы они претворились в живое дело. Мы, мусульмане, совершенно не сорганизованы. Задача прессы в том, чтобы пропагандировать в широких демократических массах идею крайней необходимости немедленно организоваться, соединяться в стройные ряды демократии, чтобы явиться в Учредительное Собрание с развернутыми знаменами, на которых должны быть начертаны наши требования демократической республики, наши национально-культурные идеалы. Мы понимаем трудности этой подготовки, но приложим все усилия к тому, чтобы нашим словом содействовать успешности организации мусульман на правильных демократических началах. Мы будем бороться со всеми, кто будет стремиться к внесению дезорганизации в народные массы, кто пожелает вести ее по ложным путям, подвергая опасности дело свободы.

 

Будем помнить, что судьбы наши всецело в наших руках, что мы ответственны за будущее нашего народа.

 

Соединитесь в дружной работе, объединитесь вокруг наших национально-политических идеалов для самоотверженного служения делу свободы и нашего счастья. Каждый из нас должен помнить, что наш народ ждет от него энергичной деятельности на том поприще народного дела, где он может применить свои дарования.

 

В сплоченной, дружной и организованной работе – наше спасение!

 

(газета «Каспий», №95, с.6, Баку, 30 апреля (13 мая) 1917 г.)

 

 

От редакции.

 

Приступая к изданию «Известий комитета бакинских мусульманских общественных организаций», выражающих мнение мусульманского населения Кавказа и вместе с тем долженствующих освещать во всей полноте переживания русских мусульман особенно в этот важный исторический момент, а также встать на защиту нужд и интересов их, редакция считает долгом, что всякие попытки освещения вопросов мусульманской жизни найдут место в столбцах «Известий». Поэтому редакция обращается ко всей пишущей братии, ко всем труженикам пера, а также к просвещенной молодежи с предложением принять участие в сотрудничестве с ней и излагать свои мысли, не стесняясь формой и стилем и пр., лишь бы статьи или информации не противоречили основным правилам газетной этики, а также не были чужды выставленным нами демократическим принципам.

 

Все статьи, корреспонденции, хронику просим направить по адресу газеты «Каспий» с пометкой «для автономного отдела».

 

Приемные часы с 6 до 7 часов вечера в помещении редакции «Известий» рядом с редакцией «Каспия».

 

 

Открылись два съезда мусульман

 

Вчера 1 мая открылись два съезда мусульман: Всероссийский мусульманский в Москве и объединенных горцев – во Владикавказе.

 

Первый из них, имея общий для всех мусульман России характер, должен предопределить окончательно ту позицию, которую займет тридцатимиллионное население России в его будущем переустроенном на новых началах виде.

 

Русских мусульман до сих пор нельзя упрекать в чрезмерном национальном эгоизме, и потому в предопределении будущей формы устройства свободного российского государства они, можно быть уверенными в этом, не примут положения, могущего служить в малейший ущерб государству, остальных ее маленьких народностей, своих сограждан. Представители мусульман, собравшиеся в Москве со всех уголков России, можно надеяться, сумеют совместить свои национальные и иные интересы с интересами страны и всех ее граждан.

 

Мы уверены, что Всероссийский съезд мусульман начертает на знамени, с которым пойдут мусульмане в Учредительное Собрание, те лозунги и принципы, которые будут способствовать еще большему процветанию демократической России ко благу всех ее граждан без различия национальностей.

 

Второй съезд имеет характер местный. Наши славные братья, мусульмане Северного Кавказа, должны обсуждать на нем вопросы, относящиеся к своим разнообразным нуждам политического, национального, духовного и экономического характера.

 

Наши братья-горцы занимают в сердцах всех нас самый почетный, самый заметный уголок. Поэтому ясно, насколько все вопросы, волнующие их, занимающие их, будут близки и родны нашему сердцу.

 

И само собой понятно, насколько наши братья северяне могут смело рассчитывать на нашу поддержку в осуществлении своих справедливых притязаний и благих проектов, в устройстве своих домашних и других дел.

 

С уверенностью в самих себя и верой в наших братьев и представителей пожелаем же успеха обоим мусульманским съездам и благополучного довершения ими своих отечественных задач.

 

(«Известия», №96, Баку , 2 мая (15 мая) 1917 г. с.6).

 

 

О национально-персональной автономии народов

 

Теория национально-персональной автономии исходит из органического понимания нации. В противоположность либерально-центральному государству, которое рассматривает отдельно гражданина, как атом, как пылинку, а нацию, как механическое соединение человеческих атомов, теория национально-персональной автономии мыслит нацию как некий социальный организм, который живет своей особой духовной жизнью, которому присущи свои специфические задачи и внутри которого происходит своя борьба.

 

Как бы широки ни были предоставляемые либеральным государством гражданам так называемые неотъемлемые права человека, без которых невозможны проявления свободной инициативы и экономический рост, эти индивидуальные вольности никоим образом не могут покрывать всех потребностей нации как коллектива, так как совокупность интересов нации, как особого социального организма, выходит далеко за пределы суммы политических и гражданских потребностей отдельных граждан. Как известно либерально-буржуазное государство теоретически признает за всеми своими гражданами право развивать свою национальную культуру, иметь школы на родном языке, в той или иной мере пользоваться родным языком в суде и в административных учреждениях, но эти права должны быть осуществлены каждым гражданином в отдельности; контроль за действительным осуществлением декретированных вольностей государство сохраняет исключительно за собой, принципиально не допуская никаких последующих инстанций между собой и членами нации в виде какого-либо национального органа. Такого рода централизм в государствах в национальном отношении однородных никаких национальных стеснений, разумеется, не создает, так как все граждане говорят, учатся, судятся на своем родном языке, но в государствах с различным национальным составом эта система неизбежно приводит к полному господству державной народности и духовному порабощению национальных меньшинств, так как державная народность пользуется всеми средствами государственной власти для наиболее широкого развития национальной культуры и оказывает вместе с тем резкое давление на национальные меньшинства, совершенно бессильные противостоять ей ввиду отсутствия национального коллектива и невозможности опереться на какие-либо органы власти. Так обстояло дело доныне у нас в России, где державная народность подавляла все малые народности, так обстоит в Германии, где немецкое большинство душит датчан в Шлезвиг – Голштинии, поляков в Познани и французов в Эльзасе.

 

Явление это совершенно естественное и логически неизбежное при предоставлении защиты национальных прав меньшинства единой государственной власти. До тех пор, пока нация, как коллектив, не будет делить власть с государством, до тех пор, пока она сама не станет одним из факторов государства, гнет национального большинства над меньшинством никакими мерами устранен быть не может. «Нация, – говорит Шпрингер, – должна составить органическую единицу, носительницу определенных государственных прав, и союз таких единиц должен составить государство национальностей».

 

Возникающий при этом вопрос, какова юридическая природа национального союза, каков должен быть объем делегируемых ему государством политических прав, может быть разрешен двояко: или с точки зрения территориальной, или с точки зрения экстерриториальной. Согласно первому взгляду национальность входит в государство национальностей в качестве равноправного члена только в том случае, если она занимает определенную территорию, в пределах этой территории нация совершенно независима во всем, что касается ее духовно-культурных интересов; в вопросах же государственно-политических она рассматривается как одна из частей целого государственного организма. За пределами национальной области члены нации никакими особыми национальными правами не обладают, их национальные интересы ограждаются только общими гражданскими законами.

 

Таким образом, оказывается, что при этой постановке вопроса нация может быть мыслима как органическое единство только в пределах национальной области, которая с этой точки зрения может быть рассматриваема как самостоятельное государство. Как только член нации выходит за пределы области, он уже никакой поддержки национального коллектива за собой не имеет и оказывается предоставленным самому себе. Но едва ли есть в мире область, которая была бы населена исключительно одной национальностью, и едва ли есть нация, которая целиком помещалась бы в пределах одной территории; неизбежно национальность, составляющая абсолютное большинство в своей области, окажется в меньшинстве в области соседней, и, таким образом, национальная борьба, сокращенная территориально, все же будет продолжаться с не меньшей остротой…

 

ГАЙДАР БАММАТ (ОВ).

 

От редакции.

 

Помещая статью, выражающую взгляд меньшинства на всекавказском мусульманском съезде в Баку по вопросу об автономии, построенной на принципе экстерриториальности, мы считаем необходимость предоставить место этому течению мусульманской политической мысли, находящемуся в оппозиции к принятому съездом решению о территориальной автономии. В дальнейшем по вопросу о преимуществах и недостатках того или другого принципа – автономии территориальной или экстерриториальной – мы будем стремиться к полнейшему и исчерпывающему освещению его с целью дать возможность путем критики найти наиболее жизненную и обоснованную формулу по вопросу об автономии, а главное, о междунациональных отношениях, что для Кавказа составляет животрепещущий вопрос.

 

 

Будущность мусульман России

 

… Каков бы ни был результат происходящей борьбы, одно несомненно, Россия не погибнет совсем. Может быть, временно она выйдет из европейской войны ослабленной. Что же станут делать населяющие Россию разноплеменные народы, судьба которых исторически тесно связана с судьбой русского народа? Какую позицию им выгодно занять в происходящей социально-политической борьбе? В особенности нам, мусульманам, следует серьезно подумать об этом. Отложиться от России и создать самостоятельную политическую группу мы не можем. Из мелких мусульманских народов, не имеющих исторических государственных устоев, покоренных силой оружия и рассеянных по обширному русскому государству, нельзя создать прочного политического организма, способного на самостоятельное существование. Из приведенных соображений вытекает, что будущность свою мусульмане должны связать с судьбой русского народа и постоянно идти вперед в единении с ним. Совместно с ним мы должны укреплять устои свободы и ковать счастье народа…

 

… Из изложенного ясно, что для мусульманских народов России наилучшим государственным строем является республиканский образ правления, по типу швейцарского союза, т.е. на началах федеративных. Только федеративное устройство страны может дать те широкие блага свободы, о которых мечтали много веков угнетенные царизмом народы!

 

 

(«Известия», №223, с. 6. Баку. (19) октября 1917 г.)

 

 

Материал к публикации подготовил Камиль АЛИЕВ

Размещено: 11.04.2019 | Просмотров: 98 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.