Кумыкский мир

Культура, история, современность

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ ДАГЕСТАН?

Автор: Хамау Ибрагимов-Бамматули

Дагестан один из наиболее проблемных регионов Российской Федерации. Дагестанские СМИ и социальные сети дают развёрнутый перечень симптомов кризиса дагестанского общества и государственности: коррупция, преступность, межнациональные конфликты, деградация социально-экономической инфраструктуры и жизненной среды населения.

Для нас дагестанцев, очевидно, что потенциально Дагестан обладает всеми необходимыми природными, и человеческими ресурсами для устойчивого автономного развития и обеспечения населению достойного уровня жизни.

В чем же причина этого нескончаемого кризиса? Практически все независимые серьезные аналитики согласны в том, что в Дагестане существует системный кризис государственного управления и социально-экономического развития.

Досрочная отставка главы республики Р.Г. Абдулатипова подтвердила факт несостоятельности избранного им курса и назначенного им правительства.                         За истекшие годы бывший глава республики продемонстрировал нам изощрённую изворотливость и двоемыслие. С одной стороны, Р.Г. Абдулатипов делает крупное открытие, что дагестанцы это один народ и в то же время назначает на все государственные должности исключительно своих земляков тляратинцев. Много говорил об очищении Дагестана от воровства, а с другой - именно назначенные им чиновники становятся главными фигурантами уголовных дел.

Подобный стиль общения с обществом и управления государственными публичными делами способствует не очищению «авгиевых конюшен» дагестанского правительства, а дальнейшему прикрытию коррупции и бюджетных распилов. 

Профанация принципов государственного управления и приоритет клановых интересов над государственными и общественными интересами – главная причина бедственного положения народов Дагестана.

Один из президентов США Т. Джефферсон сказал: «Вся работа правительства сводится к искусству быть честным». Честность и принципиальность нужна для того чтобы признать: единого дагестанского народа нет, но можно и нужно стремится                  к созданию коллективной дагестанской государственности и единой дагестанской нации.

Нужно признать, наличие коренного противоречия социально-экономических интересов равнинных и горных народов Дагестана, связанного со стихийной миграцией горцев на равнину и существующий серьезный дисбаланс                                    в представленности во власти этих народов и искать пути и способы восстановления паритета.

Назначение главой республики В.А. Васильева дает Дагестану шанс восстановить извращенную и коррумпированную систему государственного                         и муниципального управления.

В настоящий исторический момент судьба Дагестана зависит от личных качеств В.А. Васильева. В то же время, в более длительной перспективе определяющее значение имеют реализуемые принципы государственного управления и государственные институты.

Сейчас главное на повестке дня: правильный диагноз и четкий план лечения системы государственного управления Дагестана. Попробуем честно проанализировать причины разобщенности и конфликтности дагестанского общества и сформулировать условия обретения солидарности и национального единства Дагестана.

 

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ.

  1. 1.              Проблема земель отгонного животноводства.

Одна из наиболее острых проблем современного Дагестана это проблема, связанная с так называемыми «землями отгонного животноводства».

В Республике Дагестан с советских времен существует практика выделения так называемых «земель отгонного животноводства». Правовой основой для этого является Закон Республики Дагестан от 9 октября 1996 г. № 18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан».

Суть данного закона и соответствующей правоприменительной практики заключается в том, что Правительство РД изъяло из состава равнинных районов Дагестана основной массив земель сельскохозяйственного назначения                                  в республиканскую собственность, придав им статус «земель отгонного животноводства» и передало их администрациям горных районов в целях ведения отгонного животноводства.

Фактически в настоящее время отгонного животноводства в республиканском масштабе не имеется и в настоящее время население горных районов использует выделенные земли для строительства жилья и населенных пунктов. Стихийно сформировались населенные пункты, которые с правовой точки зрения являются незаконными строениями на землях сельскохозяйственного назначения.

В советский период основой данной управленческой практики была общегосударственная собственность на землю. В настоящее время после принятия Земельного Кодекса РФ и разграничения земельной собственности по уровням публичной власти нет правовых оснований для ее сохранения.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ                             «Об общих принципах организации законодательных (представительных)                             и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации может находиться только имущество, необходимое для осуществления конкретного перечня полномочий, указанных в ст. 26.11 закона. Право собственности субъекта РФ на земли сельскохозяйственного назначения законом не предусмотрено.

Согласно Земельному Кодексу РФ собственность на землю разграничена по уровням публичной власти: федеральная, региональная и муниципальная. И согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками расположенными на межселенных территориях муниципального района осуществляется органом местного самоуправления данного муниципального района, т.е. право распоряжения  указанными землями уже передано муниципалитетам.

Таким образом, согласно действующему земельному законодательству Российской Федерации Закон Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» юридически ничтожен и подлежит отмене.

Противоречие этой осуществляемой руководством Дагестана практики действующему земельному законодательству Российской Федерации является очевидным и не оспаривалось даже самим прежним руководством Дагестана.

В 2004 году М. Алиев, замещавший должность Председателя Народного Собрания РД инициировал обращение в Правительство Российской Федерации об устранении противоречия дагестанского закона о «землях отгонного животноводства» федеральному законодательству путем внесения изменений                          в федеральные законодательные акты, в котором предлагалось передать указанные населенные пункты и территории под управление горных администраций, которым земли были выделены для ведения отгонного животноводства.

Правительство Российской Федерации направило руководству Дагестана Официальное заключение, в котором указало на невозможность такого решения, поскольку оно противоречит базовым принципам земельного законодательства                      и законодательства о местном самоуправлении РФ.

Казалось бы, решение проблемы очевидно: возврат земель равнинным муниципалитетам и аренда земель заинтересованными хозяйствами по договорам                    с администрациями соответствующих муниципальных районов там, где это экономически обоснованно.

Тем не менее, руководство Дагестана и в период правления Р.Г. Абдулатипова продолжало блокировать решение данного вопроса все туже затягивая земельно-управленческий узел, который ведет к невозможности самостоятельного социально-экономического развития равнинных муниципальных районов Дагестана.

Упорство, с которым прежнее руководство Дагестана продвигало подобное решение, несмотря на явное противоречие федеральному законодательству и явное противоречие интересам социально-экономического развития Дагестана невозможно понять, оставаясь в области общегражданских социально-экономических отношений.

Эта проблема является отражением нерешенности национально-территориальной вопроса и существующей конкуренции основных государствообразующих этносов Дагестана: прежде всего кумыков и аварцев как лидеров среди равнинных и горских народов за контроль над землями равнинных районов.

Попытки сохранения самого статуса «земель отгонного животноводства»                   и экстерриториального управления ими администрациями горных районов основаны на стремлении определенных групп горских народов осуществить расширение собственной этнической территории за счет этнической территории равнинных народов. А также коррупционными интересами чиновников, связанными                             с управлением огромными фактически бесхозными земельными ресурсами.

За проблемой «земель отгонного животноводства» фактически стоит попытка перекраивания этно-территориальной карты Дагестана и решение этой проблемы находится в области межнациональных отношений и определения статуса государствообразующих народов Дагестана.

 

  1. 2.              Проблема реабилитации репрессированных народов.

Вопрос о реабилитации репрессированных чеченцев-акинцев и восстановления Ауховского района не решается с 1991 года, когда постановлением Съезда народных депутатов ДССР чеченцы-акинцы официально были признаны репрессированным народом и принято решение об их реабилитации в соответствии с законом РСФСР    «О реабилитации репрессированных народов». В настоящее время ввиду длительного и упорного не решения вопроса эта проблема стала для Дагестана бомбой замедленного действия.

Почему же вопрос так долго не решается, несмотря на поддержку федеральных органов и солидное финансирование мероприятий, связанных с его решением?

Позиция Правительства Дагестана сводится к следующему: невозможно восстановить Ауховский район пока не будут полностью переселены лакцы и создан вновь образованный Новолаксий район на землях Карамана.

При этом Правительство Дагестана вовсе не предусматривает реабилитацию репрессированных кумыков – жителей сел Тарки, Кяхулай и Альбурикент, которые добровольно освободили земли чеченцев, а свои исторические земли так и не получили до сегодняшнего дня.

Между тем постановлением Съезда народных депутатов ДССР                                     «О практических мерах по выполнению решений Съездов народный депутатов Дагестанской СССР и реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», самим Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и постаныванием СМ Республики Дагестан от                        17 февраля 1993 года № 28 «О положении о порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства» предусмотрен иной порядок мероприятий.

В соответствии с Законом РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» репрессированным народом в Дагестанской ССР признаются только чеченцы-акинцы (п. 1 постановления).

Съезд признал необходимым восстановление Ауховского района                                и исторических названий населенных пунктов, входивших в состав этого района,               а также «необходимым создание гарантий для совместного проживания чеченского, аварского, лакского и другого населения в населенных пунктах восстанавливаемого Ауховского района» (п. 6 постановления).

Согласно Закону РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» создание вновь образованных районов для населения, переселенного на территории репрессированных народов не предусмотрено. В связи    с этим возникает вопрос: почему переселенным лакцам нужно создавать мононациональный административный район, а переселенные кумыки не имеют такого права на создание мононационального района на своей исторической родине?

В то же время законное решение проблемы очевидно:

- скорейшее восстановление Ауховского района в полном объеме без обязательств со стороны РД создания этнически чистого района;

- создание условий для совместного проживания чеченцев-акинцев, лакцев                   и аварцев и др. в восстанавливаемом Ауховском районе;

- индивидуальное решение лакцев и аварцев о дальнейшем проживании                          в районе или переселении;      

- индивидуальные компенсации лицам, вынужденным освободить дома чеченцев-акинцев либо самим акинцам, изъявившим желание, за счет средств, выделяемых федеральными органами власти;

- и только после всего этого организованное переселение оставшейся части лакского населения, изъявивших желание переселится в район Новостроя                             со статусом поселка в составе Махачкалы.

В чем же причина такого одностороннего исполнения требований Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»?

За прошедший период коррумпированные чиновники Правительства Дагестана из мероприятий по реабилитации чеченцев-акинцев, восстановления Ауховского района и переселения лакского населения создали своеобразный коррупционный «perpetum mobile» - вечный двигатель бюджетного распила. Чем больше затягивается восстановление Ауховского района, тем больше бюджетных средств можно получить из федерального центра и «освоить» их таким образом, чтобы можно было требовать нового финансирования.

Но главная причина все та же – стремление к созданию на этнической территории кумыков мононациональных районов горских народов. Новейшая история Дагестана показывает, что определенные круги представителей горских народов вынашивают далеко идущие планы территориальной экспансии на кумыкскую равнину и перекраивания этно-территориальной карты Дагестана.

 

3. Проблема национального представительства в органах государственной власти – проблема государствообразующих народов Дагестана.

Основная проблема дагестанской государственности это вопрос                            о порядке национального представительства в органах государственной власти                                  и соответственно определение статуса государствообразующих народов Дагестана.

Большое количество коренных этносов, имеющих территорию традиционного расселения от одного аула, до общедагестанского масштаба, делает эту задачу крайне трудной. Исходя из этого, многие эксперты говорят о невозможности решения межнациональных и этно-территориальных проблем Дагестана. Этот миф искусственно поддерживается заинтересованными лицами в Дагестане.

Однако новейшая история Дагестана, а именно опыт создания Госсовета Республики Дагестан показывает, что решение этой проблемы и достижение национального единства Дагестана возможно на основе принципов коллективной государственности.

После провозглашения государственного суверенитета Российской Федерации Дагестан также определил свое государственное устройство, соответствующее современным условиям.

В 1994 году Законом Республики Дагестан «О Государственном Совете Республики Дагестан» был создан высший исполнительный орган государственной власти Республики Дагестан – Государственный Совет Республики Дагестан, который действовал до 2006 года. В Госсовет РД входили представители 14 народов Дагестана, которые получили статус государствообразующих народов Дагестана.

На сегодняшний день модель Госсовета РД является единственной успешно реализованной моделью решения национального вопроса в Дагестане. Тот факт, что период деятельности Госсовета РД был успешным и стабильным подтверждается                14 годами относительно стабильного, в части межнациональных отношений, развития Дагестана, а также, награждением в 2016 году почетного Председателя Госсовета Республики Дагестан М-А.М. Магомедова премией Президента России за вклад                    в укрепление единства российской нации.

Госсовет не был идеальным решением, поскольку порядок формирования Госсовета РД, порядок определения государствообразующих народов и ряд других моментов носили недостаточно обоснованный, волюнтаристский характер, однако это был шаг в правильном направлении.

Сторонники унитарного государственного устройства Дагестана сумели убедить федеральный центр в необходимости отмены Госсовета и введения должности Президента Республики Дагестан.

Было провозглашено, что дагестанцы – это один народ и национальность не должна учитываться при назначении на государственные должности. Но при этом откуда-то появляется принцип национального квотирования. И титульными народами объявляются аварцы и даргинцы как наиболее многочисленные, которые сменяют друг друга на должности главы Дагестана. При этом национальность первого лица становится определяющим фактором при решении вопросов государственного управления, а все другие народы (этносы) оказываются в подчиненном положении             и обрекаются на ассимиляцию и исчезновение как народы.

События последних лет показали, что унитарное государственное устройство, отказ от конституционного определения статуса государствообразующих народов Дагестана и произвольное навязывание в качестве титульной нации аварцев или даргинцев является гибельным для Дагестана.

Сегодня мы наблюдаем, что унитарное государственное управление                            в Дагестане при наличии нескольких государствообразующих этносов создает ситуацию конкурентной государственности, когда определяющее значение имеет представитель какого этноса занимает должность главы республики и идет постоянная борьба между этносами.

Каждый из этносов Дагестана находится в состоянии конкурентной борьбы                 с другими этносами за ресурсы и собственное самоутверждение, в то же время имеет место кооперация этносов исходя из совпадения интересов. Главный разлом                          в дагестанском обществе на сегодняшний день это конфликт между горскими народами и равнинными народами связанный с массовой миграцией горцев на равнину и созданием угрозы самоутверждению кумыков и других народов равнины на своей исторической родине.

Отношения горских дагестанских народов и равнинных тюркских народов в настоящее время носит двойственный характер.

Создатель и первый руководитель Республики Дагестан Джелал-Эд-Дин Коркмасов будучи кумыком начал организованное переселение горцев на равнину исходя из бедственного положения горцев и общедагестанских интересов.

С другой стороны, политическая элита горских народов в настоящее время проводит антикумыкскую и антитюркскую политику. Эта политика берет свое начало от Сталина и его ставленника в Дагестане – А. Даниялова, под руководством которого возникла новая элита, состоящая из представителей горских народов, на которую была возложена миссия репрессирования чеченцев-акинцев, кумыков и других народов равнины.  

Сталинская политика репрессирования народов, оказывавших сопротивление его правлению, дала элите горских народов почувствовать вкус к освоению ресурсов, принадлежащих равнинным народам. В условиях демократической России у этой политики нет законных оснований, и она продолжает существовать в виде частного интереса коррумпированных кланов дагестанских чиновников.

В настоящее время интересы России на Кавказе и в Дагестане состоят в прямо противоположном – укреплении государственности, и стабилизации местных общества на основе социально-экономического развития и поднятия уровня жизни населения, что полностью совпадает с коренными интересами народов Дагестана,                 в том числе и горских народов.

Дагестану нужен новый порядок представительства народов Дагестана                  в органах государственной власти, который бы исключал этно-территориальную конкуренция и создал условия для национального единства Дагестана.

                       

УСЛОВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА ДАГЕСТАНА.

Условием преодоления конкуренции этносов и национального единства Дагестана является создание ясной, прозрачной и устойчивой системы государственного и муниципального управления, в которой определен государствообразующий статус региональных этносов и общедагестанский национальный статус республиканских органов власти.

Необходимым и достаточным условием общедагестанского национального единства является следующее:

- полноценное местное самоуправление,

- введение регионального (окружного) уровня управления и установление государствообразующего статуса региональных этносов Дагестана,

- отказ от практики национального квотирования и введение регионального (окружного) представительства в республиканских органах государственной власти.

 

  1. 1.              Полноценное местное самоуправление.

Право органов местного самоуправления на административное управление «самостоятельно и под свою ответственность» закреплено в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Дагестан.

Кроме того, в связи со сложной структурой дагестанского общества: этнической, языковой, географической, транспортной и т.д., эффективное социально-экономическое развитие, способное поднять уровень жизни населения, возможно только на основе полноценного местного самоуправления т.е. управления местными ресурсами и хозяйственно-экономической деятельностью самими муниципальными образованиями.

Очевидно, что в настоящее время затребовано жесткое централизованное государственное управление в целях наведения порядка и пресечения коррупции.              С другой стороны это ведет к блокированию полноценного местного самоуправления.

В то же время являются реальностью и факты нарушений, и коррупции со стороны глав муниципальных образований, которые зачастую используют конституционное право на самостоятельность местного самоуправления в своих узко корыстных целях.

В Дагестане остро стоит вопрос о правильном взаимодействии государственного управления и местного самоуправления как публичного управления, не входящего в систему органов государственной власти.

Мировой опыт стран с глубокими традициями местного самоуправления,                     в частности Германии, показывает, что условием правильного согласования государственного управления и местного самоуправления является институт муниципальных округов.

Муниципальный округ является для государственного управления средством региональной спецификации управления, а для муниципальных образований средством объединения управленческих и материальных ресурсов для решения задач имеющих общее значение для ряда муниципалитетов.

В Дагестане имеется опыт создания округов в целях диверсификации социально-экономического развития по регионам Дагестана. В 1992 года решениями Верховного Совета ДССР и Совета Министров ДССР была создана дирекция программы «Горы», а позднее программы «Север» и программы «Юг».

Созданные для управления программами «дирекции» формировались и действовали без участия муниципальных образований, поскольку местного самоуправления на тот момент фактически не существовало.

 

2. Введение регионального (окружного) уровня управления и установление государствообразующего статуса региональных этносов Дагестана.

На чем основан принцип национального квотирования? Данный принцип сформировался в советский период, когда основным принципом в национальной политике был «сближение и расцвет наций», т.е. ассимиляция малых народов,                       а принцип национального квотирования носил при этом декоративный характер.

Единой титульной нации в Республики Дагестан нет.

На муниципальном уровне картина следующая: в муниципальных районах титульные народы есть, во многих случаях это отражено в самом названии района,                а в городах титульных народов нет и там мы уже можем отказаться от регламентирования национального представительства в органах власти.

В то же время если мы рассмотрим региональный уровень, то на региональном (окружном) уровне мы видим ясным и бесспорным образом наличие титульных народов (этносов). Возникает вопрос, как определить эти регионы? Группа муниципальных районов (два и более) с однородной титульной нацией образует территорию регионального этноса или этно-территориальный округ.

Если рассмотреть эти группы муниципальных районов с однородной титульной нацией, то мы увидим, что картина практически полностью совпадает с территориями исторического расселения коренных народов Дагестана.

Аварский народ является титульным в следующих муниципальных районах: Ахвахский, Ботлихский, Гергебильский, Гумбетовский, Гунибский, Казбековский, Тляратинский, Унцикульский, Хунзахский, Цумадинский, Цунтинский (с бежтинским участком в его составе), Чародинский, Шамильский.

Даргинский народ является титульным в следующих муниципальных районах: Акушинский, Дахадаевский, Кайтагский, Левашинский,  Сергокалинский. 

Кумыкский народ является титульным в следующих муниципальных районах: Бабаюртовский, Буйнакский, Кумторкалинский, Кизилюртовский, Карабудахкентский, Каякентский, Хасавюртовский.

Лезгинский народ является титульным в следующих муниципальных районах: Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, Хивский.

Лакский народ является титульным в следующих муниципальных районах: Кулинский, Лакский.

Терские казаки (русские) являются титульным в следующих муниципальных районах: Кизлярский, Тарумовский.

Указанные коренные народы Дагестана являются титульными народами регионального масштаба, являются титульными нациями в двух и более муниципальных районах и, соответственно, являются государствообразующими народами Республики Дагестан. Иные коренные народы Дагестана являются титульными народами районного масштаба, а некоторые - поселенческого масштаба     и решают вопросы национального представительства в органах власти на соответствующем уровне.

 Возникает важный вопрос, связанный с исторически сложившимся смешанным расселением этнических поселений, а также с переселенческими поселениями на территории иных титульных народов.

Решение вопроса сводится к экстерриториальности национально-культурного представительства анклавных поселений.

Экстерриториальность по вопросам компетенции местного самоуправления невозможна, поскольку противоречит базовым принципам земельного законодательства и законодательства о местном самоуправлении Российской Федерации, а экстерриториальность анклавных поселений, по вопросу этнического представительства во власти через соответствующие округа – возможна. 

Если мы действительно хотим достичь национального единства Дагестана                  и открыть путь для созидательного социально-экономического развития нам нужно ввести региональный (окружной) уровень административного управления.

Региональные титульные народы должны получить статус субъекта национально-культурного самоуправления на территории округа и статус государствообразующего народа в органах государственной власти Республики Дагестан на основе принципа регионального представительства. 

 

Принципы формирования административно-территориальных округов.

Необходимость введения в Дагестане окружного уровня управления                            в настоящее время признается практически всеми.

Ранее были округа, веденные А.М. Мирзабековым: программы Горы, Север                 и Юг, а в настоящее время существуют территориальные округа введённые                      Р.Г. Абдулатиповым: Северный, Центральный, Горный и Южный.

Однако полноценных административно-территориальных округов в настоящее время не существует и принципы формирования административно-территориальных округов, критерии определения их территорий и компетенций, порядок формирования администрации и т.д. остаются неясными, а принимаемые решения                во многом были волюнтаристскими.

В настоящее время, исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать обоснованные принципы формирования регионального (окружного) уровня администрирования.

Исходя из вышеизложенного, мы может ясно сформулировать полномочия, которыми должны быть наделены создаваемые административно-территориальные округа:  

- полномочия муниципального округа или полномочия межмуниципальной кооперации в целях создания региональных программ и проектов социально-экономического развития;

- полномочия национально-культурной автономии (самоуправления) в области национально-культурного развития титульного народа округа, в частности, в области развития государственного языка, преподавания национального языка, книгоиздания, управления культурными учреждениями данного народа и т.д.

- полномочия избирательного округа по выборам депутатов Народного Собрания Республики Дагестан.

При формировании территории округов в интересах социально-экономического развития принято считать, что территория такого округа определяется регионально-географическими, транспортными и иными природными обстоятельствами. Однако субъектом социально-экономического развития является организованное солидарное общество, неорганизованное население не способно к развитию. В условиях Дагестана субъектом социально-экономического развития являются народы и поэтому условием эффективности округов является совпадение территорий муниципального и национально-культурного округов.

Полномочия избирательных округов должны совпадать с территориями региональных титульных народов, которые в этом качестве являются государствообразующими народами Дагестана. 

В соответствии с указанными принципами должны быть созданы административно-территориальные округа включающие в себя следующие муниципальные образования:

- Северный (терско-казачий) административно-территориальный округ: Ногайский, Кизлярский, Тарумовский;

- Центральный (кумыкский) административно-территориальный округ: Бабаюртовский, Буйнакский, Хасавюртовский, Кумторкалинский, Кизилюртовский, Карабудахкентский, Каякентский;

- Западно-горный (аварский) административно-территориальный округ: Ахвахский, Ботлихский, Гергебильский, Гумбетовский, Гунибский, Казбековский, Тляратинский, Унцикульский, Хунзахский, Цумадинский, Цунтинский (с бежтинским участком в его составе), Чародинский, Шамильский;

  - Восточно-горный (даргинский) административно-территориальный округ:  Акушинский, Дахадаевский, Кайтагский, Левашинский,  Сергокалинский. 

- Центрально-горный (лакский) административно-территориальный округ: Кулинский, Лакский;  

- Южный (лезгинский) административно-территориальный округ: Агульский, Ахтынский, Докузпаринский, Дербентский, Курахский, Магарамкентский, Рутульский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Хивский.

Порядок формирования администрации определяется необходимостью паритетного участия муниципалитетов и республиканских органов власти                            в определении кандидатуры руководителя администрации округа, а именно: муниципальные образования округа представляют кандидатуру главы окружной администрации, а глава Дагестана утверждает.

Решение об образовании административно-территориальных округов может быть принято законом Республики Дагестана. Опыт создания управленческих округов на основе закона субъекта Российской Федерации уже существует в ряде субъектов Российской Федерации, в частности, в Свердловской области, Алтайском крае и др.

 

  1. 3.     Региональное представительство в органах государственной власти Дагестана и отказ от практики национального квотирования.

Дагестан находится в состоянии тяжелейшего системного кризиса государственного управления, местного самоуправления и социально-экономической инфраструктуры. Очевидно, что система государственного и муниципального управления требует реформирования. Один из важнейших элементов существующей системы управления, а именно: принцип национального квотирования себя изжил                 и уже практически отменен.

Однако просто отказаться от национального квотирования означает поставить государствообразующие народы Дагестана вне закона, что будет большой ошибкой. Национальную (этническую) идентичность народов Дагестана невозможно отменить               в приказном порядке.

Решение проблемы состоит в следующем. Мы вынуждены отказаться от национального квотирования при определении кандидатуры главы республики, поскольку в Дагестане нет титульной нации республиканского масштаба, который бы признавался другими народами в таком статусе. Однако на региональном уровне титульные нации есть и именно они обладают статусом государствообразующих народов.

Это указывает на исторически сложившуюся коллективную природу дагестанской государственности. Создатель и первый руководитель Республики Дагестан Джелал-Эд-Дин Коркмасов говорил: «если бы не учет нами традиций всех                 и особенностей каждого из наших народов, разве могли бы после революции создать в Дагестане единое государственное образование?».

Предлагаемый проект реформы системы государственного и муниципального управления Дагестана является компромиссом между федеративной и унитарной моделями, поскольку оба они имеют серьезную поддержку в дагестанском обществе.

Введение регионального (окружного) уровня администрирования и придание региональным титульным народам статуса государствообразующих народов Дагестана позволяет нам перейти к принципу регионального (окружного) представительства в органах государственной власти Дагестана. 

Представители от округа не обязательно должны принадлежать к региональной титульной нации, а могут быть любой нации при условии, что они пользуются доверием населения округа. Данный механизм и явиться условием сближения народов и национального единства.

Дагестану жизненно важно прийти к национальному единству, освободить государственное и муниципальное управление от коррупции и открыть дорогу для социально-экономического и национально-культурного развития.

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Съезда народных депутатов Дагестанской Советской Социалистической Республики О практических мерах по выполнению решений Съездов народных  депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР

"О реабилитации репрессированных народов"

 

     В целях реализации решений Съездов народных депутатов  Дагестанс-кой  ССР  и  Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" на

территории Дагестанской ССР третий Съезд народных депутатов  постанов-

ляет:

     1. Считать,  что в соответствии с Законом РСФСР от 26 апреля 1991

года  "О реабилитации репрессированных народов" репрессированным наро-

дом в Дагестанской ССР признаются чеченцы-аккинцы, выселенные в февра-

ле 1944 года из Ауховского района.

     2. Съезд народных депутатов Дагестанской ССР  осуждает репрессии,

допущенные против чеченцев-аккинцев, и признает необходимым восстанов-

ление Ауховского района и  прежних  исторических  названий  населенных

пунктов, входивших в состав этого района.

     3. Признать утратившими силу все акты республиканских  Д(А)ССР  и

местных  органов,  принятые  во исполнение решений Правительств СССР и

РСФСР, послуживших основой для противоправного насильственного пересе-

ления  чеченцев-аккинцев  и  ограничения  их прав после возвращения из

мест выселения.  Поручить Верховному Совету и  Совету  Министров  ДССР

опубликовать перечень актов, признанных утратившими силу.

     4. Признать незаконным и осудить акт  насильственного переселения

в 1944 году граждан аварской, лакской и других национальностей на зем-

ли репрессированных народов.

     В процессе  реабилитации репрессированных народов не должны ущем-

ляться права и законные интересы насильственно переселенных народов.

     Обратиться к Президенту РСФСР и в Верховный Совет РСФСР с предло-

жением ускорить принятие Закона о насильственно  переселенных народах.

     5. В  целях  полной  реабилитации чеченцев-аккинцев,  в том числе

восстановления Ауховского района и исторических названий  входивших  в

его состав населенных пунктов,  установить переходный период для реше-

ния следующих практических вопросов:

     - восстановления  Ауховского района и прежних исторических назва-

ний населенных пунктов, входивших в его состав, в соответствии с дейс-

твующим законодательством (1991-1992 годы);

     - переселения лакского населения  Новолакского  района  на  новое

место  жительства  и  возвращения  желающих  чеченцев-аккинцев в места

прежнего проживания (1991-1996 годы);

     - определения  порядка,  размеров  и механизма возмещения ущерба,

причиненного репрессированным и насильственно переселенным  народам  и

отдельным гражданам со стороны государства.

     6. Съезд народных депутатов считает необходимым создание гарантий

для спокойного совместного проживания чеченского,  аварского, лакского

и другого населения в населенных пунктах восстанавливаемого Ауховского

района.

     7. Считать целесообразным принять специальное постановление Съез-

да  народных депутатов Дагестанской ССР по отводу земель под переселе-

ние лакского населения Новолакского района с  последующим образованием

на этих землях одноименного района.

     8. Считать целесообразным создание Кумторкалинского района в  по-

рядке, установленном законом.

     9. Согласиться с предложениями депутатской группы  и  Совета  Ми-

нистров ДССР о необходимости решения вопроса об изъятии и передаче зе-

мель на расширение ряда сельских пунктов.  Принять по данному вопросу

специальное постановление Съезда народных депутатов Дагестанской ССР.

     10. Поручить Совету Министров Дагестанской ССР для решения прак-

тических  вопросов  переходного периода разработать до 1 сентября 1991

года правительственную программу и приступить к ее осуществлению;

     создать оргкомитеты по решению вопросов восстановления Ауховского

района и вновь образуемого Новолакского района, определить их статус.

     

Председатель Верховного Совета Дагестанской ССР  М.Магомедов.

     г. Махачкала, 23 июля 1991 г

Размещено: 11.04.2018 | Просмотров: 363 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.