Кумыкский мир

Культура, история, современность

Исторические взгляды Зайналабида Батырмурзаева

фотоВ системе исторического образования подрастающего поколения важное место занимают воззрения выдающихся и известных людей на историю страны и отдельных её регионов.

Обращение к проблеме исторических взглядов известных людей страны тесно связано с усилением в последние годы внимания к проблемам истории Отечества, ярким показателем которого стало объявление текущего года Годом истории России.

В данной статье сделана попытка рассмотреть взгляды на историю вообще и историю Дагестана, в частности, одного из активных общественных и политических деятелей Северного Кавказа первой четверти ХХ века Зайналабида Нухаевича Батырмурзаева (1897-1919 гг.).

Данная работа не является первым по счету исследованием, в котором обращено внимание ученых к историческим взглядам и наследию З.Н. Батырмурзаева. Анализ работ З. Батырмурзаева позволил известному специалисту в области литературы и культуры Кавказа, профессору С.Х. Акбиеву еще 2 десятка лет назад сделать вывод о том, что «дагестанская наука в лице З. Батырмурзаева имела очень эрудированного ученого-историка» [1, с. 101]. К такому выводу Солтанмурад Хаджакович пришел после основательного анализа всего творчества Батырмурзаева [2].

К рассматриваемой проблеме обратился автор этих строк в своем докладе, прочитанном на состоявшемся при кафедре истории Дагестана Дагестанского госпедуниверситета научно-практической конференции (12 ноября 2008 г) по проблема преподавания истории в вузе и школе [3, с. 24-30].

Как установлено исследователями и отражено в справочной литературе [4, с. 71-73], З.Н. Батырмурзаев родился в сел. Аксай (Яхсай) Хасавюртовского округа в семье писателя-просветителя. Сначала он заканчивает начальную школу родного села, затем экстерном – Хасавюртовское реальное училище.

В 1912-1914 гг. он учится в учебных заведениях Казани и Астрахани. Здесь примыкает к социал-демократическому движению. В 1914 г. Батырмурзаев возвращается на родину и в течение 1915-1917 гг. преподает в реальном училище слободы Хасавюрт.

В 20-летнем возрасте он становится известным поэтом, драматургом, публицистом и до своей смерти осенью 1919 г. (расстрелян в Хасавюрте деникинцами) активно участвовал в событиях периода Гражданской войны.

Анализ опубликованных на страницах республиканских газет и в основном журналом «Танг-Чолпан» работ Батырмурзаева показывает, что проблемы истории в целом и истории Дагестана занимали большое место в жизни и творческой деятельности молодого исследователя. Ярким свидетельством сказанному являются его произведения – очерк-репортаж «Исторические дни в Дагестане», отрывок из романа «Почему не готовитесь», сатирическая новелла «Пиявки», а также статьи-некрологи – «Георгий Плеханов», «Исмаил Гаспринский» и т. д.

В нашу задачу не входит изучение всех работ З. Батырмурзаева, в которых подняты проблемы истории Дагестана, других регионов. В пределах своей работы, мы делаем попытку рассмотреть исторические взгляды, несомненно, талантливого и подававшего большие надежды исследователя, который оказался втянутым в водоворот событий начала ХХ века и погиб в их пучине в возрасте двадцати с небольшим лет.

Свое исследование молодой ученый начал в классическом варианте. В начале работы на суд взыскательного читателя он в тезисном порядке представил план-проспект, в который вошли различные аспекты и, которых, по мнению автора, должен учитывать исследователь, изучающий историю той или иной страны. При рассмотрении такого сложного в национальном отношении региона, как Дагестан, Батырмурзаев предложил сосредоточить основное внимание, прежде всего, на этнографической характеристике региона.

Надо полагать, такой подход к исследованию исторического прошлого Дагестана З. Батырмурзаев рекомендовал исходя из следующих соображений. С одной стороны, без этого анализа сложно понять и осмыслить историческую действительность такого своеобразного региона России, да, пожалуй, и мира, каким является Дагестан. С другой стороны, на Батырмурзаева в данном отношении могло оказать довлеющее влияние сложившаяся в Дагестане традиция, когда изучение края начиналось, как правило, с этнографического анализа. Думается, достаточно будет в этом плане вспомнить труды этнических дагестанцев-исследователей ХIХ века – кумыка Девлет-Мурзы Шихалиева, лакцев Абдуллы Омарова и Саида Габиева, даргинца Гаджимурада Амирова и др., в которых проблемы гражданской, политической, культурной и т. д. истории изложены на фоне этнографического изучения истории этих этносов.

Давая этнографическую характеристику населению Дагестана, Батырмурзаев исходит из времени заселения края и делит племена на две группы. В первую он включил древних насельников, живших здесь до присоединения региона к России, которых он считал коренными. В их числе автор называет некоторых недагестанских представителей народов Кавказа, в частности, грузин, армян, казаков. Очевидно, это обусловлено тем, что отдельные или значительные в численном отношении представители этих этносов на территории Дагестана были представлены с давних пор.

В другую группу, по определению Батырмурзаева, должны войти те, кто поселился в Дагестане после присоединения к России – русские, поляки, немцы, европейские евреи и др.

При изучении истории страны или края, как справедливо полагал молодой исследователь, непременно следует уделить внимание географическим особенностям, без учета которых трудно воссоздать объективную картину развития того или иного государства, народа. «Не следует забывать, – назидает ученый, – о древних границах, природных условиях, религии и обычае племён».

Непосредственно истории Дагестана с древнейших времен посвящены 19 разделов, составленного З. Батырмурзаевым плана-проспекта. Эти главы предусматривают планомерное изучение истории Дагестана с эпохи великих переселений восточных народов и их взаимное влияние на культуру местного и пришлого населения. Отдельно ученый отмечает этап проникновения и распространения в Дагестане мусульманской культуры. На уровне научных достижений своего времени, процесс проникновения ислама в Дагестан З. Батырмурзаев связывает с завоевательной «политикой Абумуслим-хана».

Как, наверное, успел заметить читатель, в изложении истории Дагестана Батырмурзаев больше внимания уделил политическим аспектам, где-то даже в ущерб другим сторонам проблем истории края. Исторические события у исследователя, как правило, связаны с именами конкретных исторических деятелей различных эпох. Перед читателем проходит история Дагестана периода монгольских завоеваний, борьбы народов Дагестана с полчищами Тамерлана (хромого Тимура), захватчиками во главе Надиром, ставшим, кстати, шахом Ирана в 1735 году после похода на Дагестан. Достаточно внимания Батырмурзаев уделил развитию политических, торгово-экономических и других отношений народов Дагестана с Россией, а также борьбе России, Ирана и Турции за влияние на Кавказе и в Дагестане.

На фоне событий всемирной истории рассматривает ученый историю политического дробления и экономического обособления отдельных регионов Дагестана, в частности, появление шамхальства, отдельных ханств и т. д. И, как события исторического значения, автор оценивает антиколониальную борьбу народов Дагестана, начало которому было положено еще в конце ХVІІІ века, участием жителей Засулакской Кумыкии в совместном с чеченцами движении под руководством шейха Мансура (Ушурмы).

Рассматривая историческую перспективу в развитии народов Дагестана в составе России, Батырмурзаев указывает как на единственную возможность возрождения и развития самобытных культур, отмечая в этом процессе роль науки, просвещения, светских и других учебных заведений.

Глубоко осознавая роль исторических знаний в определении перспектив дальнейшего развития, Батырмурзаев обращается к историческому сознанию и знаниям народов Дагестана и с великим огорчением отмечает, что дагестанцы кроме легенд об аждахе, албаслы и других чудовищах совершенно не знает свою историю, особенно её древнюю часть. И, надо полагать, что обращение самого Батырмурзаева к истории Дагестана в те «горячие» годы начала двадцатого столетия было связано с желанием восполнить этот и другие пробелы в историческом сознании населения края.

Проведенный нами анализ с полным основанием позволяет сделать вывод о том, что труд Батырмурзаева «Взгляд на историю Дагестана» – это одна из первых попыток в ХХ веке создать труд по истории Дагестана. И, надо отметить, на уровне развития исторических знаний своего времени, она оказалась довольно удачной. Автор старался учесть все многообразие мнений и суждений относительно истории в целом Дагестана и отдельных его этносов. Скажем, опираясь на труды современных историков, племя «авар» Батырмурзаев называет предками современных аварцев Дагестана. Что удивительно, до сих пор в ни в отечественной, ни в зарубежной историографии в этом вопросе не поставлена точка над «i». И там, и тут часть ученых допускает тождественность между аварами раннего средневековья и аварцами Дагестана. Дискуссионные материалы на эту проблему публиковали и продолжают публиковать в Дагестане издающиеся на русском газеты «Дагестанская правда», «Времена», «Ёлдаш», республиканские журналы.

Интерес представляет взгляд З. Батырмурзаева на историю как науку. Историю человечества он делит на всеобщую и частную. По мнению ученого, история отдельного народа – это зеркало, которое отражает происхождение, существование, достоинства, способности, жизнь, быт, культуру народа. Указывая на важность истории в судьбе народа, Батырмурзаев пишет о том, что «народ, имеющий свою историю, даже попав под временную власть завоевателей, всё равно вернёт свою свободу и независимость».

Указывая наличие глубокой и древней истории у народов Дагестана, Батырмурзаев с большим сожалением указывает на отсутствие серьезных исследований по истории края. «Дагестан, – пишет он по этому поводу, – являющийся очагом героев, имеющий героическое прошлое, оставлен без внимания, у нас отсутствуют исследования о нашем крае».

Как человек со сложившимися взглядами на историю Дагестана, Батырмурзаев затрагивает такую сложную проблему, как проблема многоязычия в Дагестане. Он прослеживает процесс становления и развития на территории Дагестана отдельных этносов, в частности, кумыков. Он говорит о влиянии внешнего фактора на формирование этого этноса и его языка. Рассматривая генезис кумыкского языка, исследователь отмечает, что на язык части аборигенов Дагестана в определенной мере начали оказывать влияние пришлые тюркские племена. Отсчёт таким народам ученый начинает с гуннов, пришедших в Европу во главе с Атиллой, затем были хазары, создавшие на обширной территории Прикаспийской низменности до стен Дербента могущественное государство – Хазарский каганат и т. д.

Батырмурзаев полагает, что под воздействием языка кипчаков, пришедших на южную Русь впервые в ХI веке, и ставших последней волной тюркского нашествия на Европу и Кавказ, в ХІІІ в. заканчивается процесс формирования кумыкского языка и складывается средневековая Кумыкская народность.

Раскрытию исторических взглядов Батырмурзаева способствует также анализ его высказываний и мнений об уровне политического и общественно-экономического и культурного развития монголо-татар, оценка роли в истории человечества Чингисхана, Тамерлана и других деятелей.

Завершая анализ исторических взглядов З. Батырмурзаева, следует отметить еще один очень важный момент. С сожалением приходится констатировать тот факт, что основной исторический труд ученого – «Взгляд на историю Дагестана» – достался последующим поколениям не в полном объеме[5]. Случилось это из-за того, что журнал «Танг Чолпан» («Утренняя заря». Кум. яз.) на страницах которого напечатана часть этой работы, после года своего существования (1917-1918 гг.), перестал издаваться [6, л. 55].

О публикации где-либо продолжения указанного труда молодого ученого исследователям на сегодняшний день ничего неизвестно (если таковое вообще имело место). Остается надеяться, что неопубликованная часть исторического труда З. Батырмурзаева когда-нибудь будет обнаружена и станет достоянием научного сообщества и широкой общественности.

Список литературы:

  1. Акбиев С.Х. Сердце – родному краю. – Махачкала, 2008. – 228 c.
  2. Муцалханов М. С возвращением Вас, Солтанмурад Хаджакович! Впечатление о книге С.-М.Х. Акбиева «Сердце – родному краю» (Махачкала, 2008) // Времена (Махачкала). 2009. 30 января.
  3. Муцалханов М.С. Проблемы истории Дагестана в творческом наследии государственных и общественных деятелей края первой половины ХХ века // Состояние и проблемы преподавания истории Дагестана в вузах и школах республики: матер. Респ. науч.-практ. конф. (12 ноября 2008 г.) / Редкол.: М.Р. Гасанов (отв. ред.), М.С. Муцалханов (науч. ред.), Р.М. Султанбеков (сост.). – Махачкала: [Изд-во «Алеф»], 2008. – 72 с.
  4. См.: Кумыкский энциклопедический словарь. Изд. 2-е., доп. / Сост. и гл. ред. К.М. Алиев; отв. ред. М.-Р. Ибрагимов. – Махачкала: Изд-во «Дельта», 2012. – 400 с.
  5. Статья известного литературного критика, профессора филологии К.И. Абукова «Молодость, прожитая на совесть» (См.: Даг. правда. 1987. 20 сент.) со ссылкой автора на частную беседу с профессором З.Н. Акавовым, утверждает, что из-за ранней смерти молодого учёного среди незавершенных его работ оказался «обширный труд по истории народов Дагестана». Мы склоняемся к мысли, что речь здесь идёт о рассматриваемой нами выше работе З. Батырмурзаева «Взгляд на историю Дагестана», хотя, разумеется, полной уверенности в этом у нас нет.
  6. Центральный Государственный архив Республики Дагестан. Ф. 2370. Оп. 5. Д. 160. – 212 л.

Опубликовано: «Вопросы социологии, политологии, философии и истории»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (14 ноября 2012 г.)

Размещено: 25.07.2013 | Просмотров: 2287 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.