Кумыкский мир

Культура, история, современность

Дыхание веков

Дыхание веков

 

   Каякентский район – край богатого исторического прошлого. Со времен бронзового века эти места осваивались и заселялись. Сделать такое предположение позволяет наличие крупных могильников, относящихся к каякентско-хорочаевской культуре (сер. 2 тыс. до н. э. до 12 в. до н. э.). Важнейшей чертой этой культуры является определенное единство погребального обряда. Это одиночные или парные захоронения в каменном ящике. Такие захоронения есть на территории селений, таких как Алходжакент, Башлыкент, Каякент, Утамыш, Усемикент, Каранайаул.

 

Географическое положение Каякентской земли издавна было таково, что основанные нашими предками здесь древнейшие города Беленджер, Таргу, Гумри (Гамри) служили, наряду с древним Дербентом, воротами Дагестана для добрых друзей и надежным щитом, прикрывавшим страну от завоевателей.

 

На формирование культуры аборигенного (местного) населения – кумыков, оказывали влияние многие народы. Известный историк и этнограф Гаджиева С.Ш. отмечала, что, касаясь кумыков, нельзя забывать, что они являются одними из наследников многих народов, в том числе и культуры гунно-хазарских и половецких народов ( Гаджиева С.Ш. Кумыки. Книга 2. Махачкала, 2005. С.84.).

 

В период возвышения Хазарского каганата часть территории нашего района входила в состав царства Баланджар и была в подчинении правителя хазар – Хазарского кагана. По данным средневекового арабского ученого Ат-Табари, Баланджар представлял собой целое царство, где имелось много городов.

 

По мнению исследователя М.И. Артамонова, автора капитального труда «История хазар», основателем хазарской династии был Ибн-Шегуй-хан из тюркютского рода Ашина (волк). Произошло это примерно в 651 году (Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.С.170,171).

 

Хазары – народ тюркского происхождения. Хазарское государство возникло в VII веке в результате распада Восточно-Тюркского каганата.  

 

Хазарские каганы сумели объединить под своей властью разноязычные племена. В IX в. власть Хазарии распространялась на Восточно-Европейские степи и прилегающие северные области, занятые славянами. «Повесть временных лет» сообщает (884 г.), что хазарам платили дань поляне, северяне, вятичи, радимичи.

 

В VII веке тюркские племена савиров и берсилов, именуемые в армянских источниках по традиции «гунны», были в союзнических отношениях с хазарами, входили в состав Хазарского каганата. По сведениям армянских источников, царство гуннов Алп-Илитвера находилось к северу от Дербента, здесь же находились города Варачан (столица), Чунгарс и Мсндр (Семендер).

 

Мойсей Каганкатваци в «Истории агван» сообщает, что решающая роль в период военных действий в Хазарском каганате принадлежала не непосредственно верховному правителю, а его наместнику «…которого в честь его княжеской власти называли шад» («История агван» Мойсея Каганкатваци. СПб.,1861.С.110) Титул «шад» в Хазарии имел правитель из племени берсилов, в руках которого и сосредоточивалась реальная власть.

 

Источники по-разному называют страну берсилов: Джидан, Хамзин (Хамрин), Ал-Баршалия. Известно, что наиболее точное описание Северного Кавказа имеется в сочинениях Абу-л-Хасана Али ал-Масуди, относящихся к середине X века. Царство берсилов у Ал-Масуди именуется Джидан, и сообщается, что население Дербента сильно страдает от набегов из царства Джидан, народ которого входит в состав земель хазарских царей. Баладзори в «Книге завоевания стран» в сообщении о походе арабского полководца ал-Джарраха ибн-Абдуллаха ал-Хаками (721-722 гг.) против хазар эту область называет Хамзин (Хамрин).   

 

Автор ряда фундаментальных работ по истории кумыкского народа Гаджиева С.Ш. в книге «Кумыки» пишет: «Армянские источники помещают басилов (берсилов. – К.К.) в числе других племен (савиров, булгар и др. ) севернее Дербента. По сведениям Мойсея Хоренского, басилы - «сильное племя». Совместно с хазарами они совершали походы на Армению еще во II в. В другом месте той же «Истории Армении» говорится, что агванский царь Трдат (конец III в. н.э.) «встречает северян войною», что он вступает с царем басилов в единоборство, одерживает победу над ним и преследует басилов до земли гуннов, как именовалась в армянских источниках того периода Кумыкская равнина». (Гаджиева С.Ш. Кумыки. М.,1961. С.36.)  

 

Как уже говорилось выше, государственное образование берсилов (басилов) в некоторых арабских источниках упоминается под названием Ал-Баршалия. Предположение о тесной связи названия страны Баршалия и народа Басилы с названием современного кумыкского селения Башлы, высказанное рядом исследователей (М.И.Артамонов, С.Ш. Гаджиева), нам кажется вполне логичным и правильным.

 

В X-XI вв. на территорию равнинного Дагестана происходит вторжение новых тюркских племен: в X в. – печенегов, берендеев, а в XI в. – половецко-кыпчакских племен (куманы, кимаки). Таким образом, процесс проникновения тюркских элементов на равнинный Дагестан, начатый в гунно-хазарский период, вступает в решающую фазу лишь в половецко-кыпчакскую эпоху.

 

Как нам представляется, язык коренного населения Каякентского района (кумыков) сложился под влиянием многовековых привнесений различных родственных между собой языков тюркской группы (булгаро-хазарского, огузского, кыпчакского).

 

Изучение топонимов Каякентского района позволяет сделать вывод о повсеместном распространении тюркского элемента в топонимике, что может быть объяснено проживанием тюркских народов в данном регионе в течение довольно длительного периода.

 

Как уже было отмечено выше, тюркские племена берсилов (басилов) и савиров (от которых берут свое начало южные кумыки) в армянских источниках упоминаются со II века н.э.

 

В XIII в. Кумыкская равнина находилась в составе Золотой Орды, и по этой причине в период противостояния между среднеазиатским правителем Тимуром и золотоордынским ханом Тохтамышем, когда развитие событий происходило в том числе и на территории нашего района, местное население подверглось разгрому и разорению. 

  

Дербент тогда являлся владением шаха Ширвана Ибрагима I, который принял сторону Тимура и обеспечил беспрепятственный проход его армии через свои владения (28 февраля 1395 г. начало похода Тимура против Тохтамыша).

 

В «Книге побед» персидского историка и поэта эпохи тимуридов Шереф ад-дина Йезди относительно этих событий говорится: «Когда они прошли через Дербенд, то у подножия горы Эльбурза (горой Эльбурза автор называет Кавказские горы. – К.К.) оказался народ из числа сторонников Токтамыш-хана, который называли кайтаг. …Тимур отдал приказание уничтожить и истребить этих неверных. Войско, подобно судьбе, внезапно бросилось на них и так потрепало края и стороны их, что из тысячи не спасся и один, всех ограбили и деревни их сожгли» (Шереф ад-дин Йезди. Книга побед // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из персидских сочинений, собранных В.Г. Тизенгаузеном. М.-Л., 1941. С. 119).

 

События, связанные с походом Тимура против Тохтамыша, отложились в исторической памяти жителей Башлы. В 2-3 км к юго-востоку от старого Башлы находится холм под названием Темир-хан тебе, по версии старожилов из Башлы, там располагался военный лагерь Тимура.

 

В подтверждение достоверности данного предания, историк Гаджиева С.Ш. ссылается на сведения, приводимые азербайджанским исследователем А.К. Бакихановым.

 

В 1841 году Бакиханов А.К. писал, что: «Известнейшим памятником, оставленным эмиром Теймуром на Кавказе, является земляной вал, и поныне называемый Аксак Теймуром хори (вал хромого Теймура), который, начинаясь от Дербента курганами, идет через магал Терекеме на Утамышское поле, оттуда в виде вала, ниже Буйнака и Тарков (Тарху), на Теймур куи (колодец Теймура) и через реку Сулак ниже Андееевой, через Мичигич к Назрану и Карачаю» (Гаджиева С.Ш. Башлы: Историко-этнографическое исследование. Махачкала. 2009. С.17.).

 

Представляют большую ценность для изучения прошлого нашего народа и турецкие источники. Как отмечает исследователь Алиев К.М., «наиболее обширными сведениями о расселении кумыков на Кавказе располагали Мехмет Солак-заде и Эвлия Челеби»… Он (Мехмет Солак-заде. – К.К.) сообщает о «добропорядочном и весьма гостеприимном народе вилайета Кайтак из богатырского племени Огуз. Эвлия Челеби упоминает «двадцатитысячное племя кайтаков (кытак) и называет их «монгольским» родом, т.е. тюркским» (Эндиреевский владетель Султан-Махмуд Тарковский в истории российско-кавказских взаимоотношений (вторая половина XVI – первая половина XVII вв.) // Сборник материалов международной научной конференции. Махачкала: РГЖТ, 2010. С.362.).

 

Упоминаемый вышеназванными авторами этноним «кайтаг» относится к населению Кайтагского уцмийства. В тот период территория нашего района была поделена между двумя феодальными образованиями: Кайтагским уцмийством и Утамышским султанством. Кайтагское уцмийство делилось на нижний Кайтаг и верхний Кайтаг. Население нижнего Кайтага – кумыки, верхнего – даргинцы. Граница между двумя этими феодальными образованиями проходила по реке Гамри-озень. Резиденция уцмия находилась в селении Башлы, а утамышского султана – в селении Утамыш.

 

В турецком реестре мусульманских владетелей Дагестана, приведенном в статье «Кумыки и их правители в османских (турецких) источниках XVI – первой половины XVIII вв.» автором статьи Алиевым К.М., значатся владетель Кайтака Усуми («Kaytak Hakimi Usumi») и Халил-бек («Boybeglerinden Khalil Beg») – правитель Отемиша, резиденция которого находилась в с. Отемиш.

 

Что касается генеалогии утамышских правителей, историк Алиев К.М. в книге «Шаухалы Тарковские» по данному вопросу приводит интересные сведения одного архивного документа: «Начало этого рода должно отнести ко времени заселения Гамринского магала и вообще прибрежной части Каспийского моря от Дербента к северу народами тюркского происхождения …и существует (род утамышских султанов) со времени заселения этих мест тюркскими племенами, что было несколькими столетиями ранее водворения аравитян в Дагестан, и следовательно, род карачибеев древнее, чем род шамхалов, уцмиев и других, с чем и беки сих родов совершенно согласны» (Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала., 2008. С. 112.).

 

В «Дербенд-наме» (по версии Халиль-Бека Илусийского) сообщается, что арабское войско в 662 году под предводительством Салмана ибн Рабия по велению халифа Муавия с четырьмя тысячами отборных воинов выступило против хазар. «В странах Адербайджана, - говорится в документе, - через который лежал их путь, они силою оружия обратили в мусульманство всех его жителей и затем подошли к Дербенту и заняли его без сопротивления, так как хазары, занимавшие Нарин-кала (цитадель) этого города, отступили ввиду приближения арабов в крепость Гумри, или Хумри (Humri), - нынешний Кая-Кенд» (Дербенд-наме. Издательский дом «Эпоха». Махачкала. 2007. С. 67.).

 

Как нам думается, сопоставление вышеприведенных фактов позволяет сделать вывод о том, что род утамышских султанов, чей род древнее, «чем род шамхалов, уцмиев», берет свое начало от правителей страны Хамзин (Хамрин). В подтверждение данного предположения говорит, во-первых, то, что Каякент (Гумри) было родовым владением легендарного Султан Махмуда, правителя утамышского султанства, давшего вооруженный отпор Петру I, во-вторых, тот факт, что этот род был известен в Утамыше вплоть до конца XIX века, как «амирул Гамри – правителей Гамри».

 

За проявленную непокорность Петру I во время Персидского похода Султан-Махмуд Утамышский был государем российским сурово наказан. 19 августа 1722 года, разогнав напавшее на них войско утамышцев, солдаты Петра I в качестве наказания разорили и сожгли Утамыш – резиденцию султана, такова же была участь шести близлежащих деревень. После этого царской грамотой от 30 августа 1722 года Утамышское султанство был упразднено.

 

Как известно, согласно Гюлистанскому мирному договору Дагестан в 1813 г. отошел к Российской империи. Правители Дагестана, которые до этого были в вассальной зависимости от иранских шахов, оказались под покровительством российской короны. В 1820 г. Кайтагское уцмийство было упразднено, правитель, генерал-майор русской армии Адиль-хан был лишен власти за измену присяге. Правда, Джамав-беку, сыну Адиль-хана, в 1830 году было доверено управление Верхним Кайтагом, а с созданием Кайтагского управления с 1843 по 1857 гг. он являлся его управляющим.

 

Во второй половине XIX века южнокумыкские селения вошли в состав Кайтаго-Табасаранского округа. Указ об образовании Кайтаго-Табасаранского округа Дагестанской области императором Александром II был подписан 15 сентября 1866 года.

 

С 20.01.1921 г. населенные пункты будущего Каякентского района в составе Сафаровского участка входили в Кайтаго-Табасаранский округ. С 22.11.1928 г. в составе Дербентского, а с 29.05.1932 г. – Коркмаскалинского районов. 23.01.1935 г. образован Каякентский район.

Автор: Камал КАМАЛОВ.

Размещено: 22.02.2019 | Просмотров: 721 | Комментарии: 0

Комментарии на facebook

 

Комментарии

Пока комментариев нет.

Для комментирования на сайте следует авторизоваться.